64

Александр Иванович Тургенев (1784—1845) — воспитанник Московского университетского пансиона, участник «Дружеского литературного общества», которое он впоследствии называл «преддевическим Арзамасом», в 1802—1804 годах студент Геттингенского университета. В 1805 году, вернувшись в Россию, стал быстро продвигаться по службе; с осени 1810 года А. И. Тургенев директор Главного управления духовных дел иностранных исповеданий. С молодых лет знавший многих русских писателей и высоко ценивший звание литератора, А. И. Тургенев использовал свое высокое служебное положение для оказания всяческой помощи пишущей братии. «Список всех людей, которым помог Тургенев, за которых вступался, которых восстановил, во время служения своего, мог бы превзойти длинный список любовных побед, одержанных Дон-Жуаном, по свидетельству Лепорелло в опере Моцарта. Русская литература, русские литераторы, нуждавшиеся в покровительстве, в поддержке, молодые новички, еще не успевшие проложить себе дорогу, всегда встречали в нем ходатая и умного руководителя. Он был, так сказать, долгое время посредником, агентом, по собственной воле уполномоченным и аккредитованным поверенным в делах русской литературы при предержащих властях и образованном обществе» (Вяземский, т. VIII, с. 281).

Благодаря ходатайству А. И. Тургенева, знавшего С. Л. и В. Л. Пушкиных еще по Москве, удалось устроить Пушкина в Царскосельский лицей. С середины 1810-х годов А. И. Тургенев встречается с Пушкиным-лицеистом в Царском Селе в доме Карамзиных, где любили собираться столичные арзамасцы; А. И. Тургенев являлся одним из учредителей литературного общества «Арзамас».

В 1817—1820 годы Пушкин охотно посещает квартиру Александра Ивановича и его брата, будущего декабриста Николая Ивановича. Братья Тургеневы жили на Фонтанке; из окон их квартиры был виден Михайловский замок; воспоминания о тревожном

65

дне 11 марта 1801 года, когда был убит Павел I, вольнолюбивые разговоры о грядущей свободе воспламенили Пушкина, написавшего здесь знаменитую оду «Вольность». И недаром в первом сохранившемся письме к А. И. Тургеневу Пушкин, уезжая в 1819 году в Михайловское, жалеет, что он не успел проститься с «обоими Мирабо» — с арзамасцами Николаем Тургеневым и Никитой Муравьевым, которые в это время уже были деятельными членами декабристского Союза Благоденствия.

Находясь на юге, Пушкин обращается к А. И. Тургеневу с просьбой вытребовать его ненадолго в столицу; понятно, что подобная просьба не могла быть выполнена; зато при первой же возможности Александр Иванович умело вмешивается в судьбу поэта; как будто невзначай брошенное словцо меняет место ссылки — из Кишинева Пушкин попадает в шумную Одессу. Пушкин благодарит А. И. Тургенева и посылает ему в письме крамольные строфы оды «Наполеон» (1821); в том же письме поэтический ответ поэта на последние европейские события — «Свободы сеятель пустынный» (1823). Грустное предсказание Пушкина вскоре оправдывается и на судьбе братьев Тургеневых: в апреле 1824 года вынужден был уехать на лечение за границу Н. И. Тургенев, в мае того же года отрешили от всех должностей А. И. Тургенева, который год спустя также покинул Россию.

Н. И. Тургенев, осужденный заочно по делу декабристов к смертной казни, становится политическим изгнанником. Александр Иванович отказался отречься от брата и стал полуопальным скитальцем, годами жившим в чужих краях. И хотя в эти годы Пушкин не переписывается с А. И. Тургеневым, духовная связь между ними не прерывалась. 18 апреля 1828 года Вяземский писал А. И. Тургеневу: «Пушкин посылает тебе с Ломоноссиком шесть частей «Онегина» и новые издания «Руслана» и «Бахчисарайского фонтана» (АТ, с. 65; Ломоноссик — С. Г. Ломоносов, товарищ Пушкина). В свою очередь, Пушкин был осведомлен о жизни Александра Ивановича: пространные письма А. И. Тургенева к Вяземскому и Жуковскому, конечно, становились известными Пушкину.

Личное общение и переписка Пушкина с А. И. Тургеневым возобновились в 1831 году, после приезда Александра Ивановича в Россию. Прежняя дружеская приязнь старшего и младшего (Александр Иванович был старше Пушкина на 15 лет) переходит в близкие отношения людей, связанных общностью интересов к истории и литературе, общностью социальной позиции. Их переписку дополняют дневниковые записи А. И. Тургенева о встречах и беседах с Пушкиным в 1830-е годы (см.: П. в восп., т. 2, с. 167—180). После гибели Пушкина А. И. Тургенев сопровождал гроб с его телом из Петербурга в Святогорский монастырь. Подробнее об

66

отношениях Пушкина и А. И. Тургенева см.: М. И. Гиллельсон. От арзамасского братства к пушкинскому кругу писателей. Л., 1977. Сохранилось 9 писем Пушкина к А. И. Тургеневу и 3 письма А. И. Тургенева к Пушкину.