<ИЗ ЛИЦЕЙСКОГО ДНЕВНИКА 1815 г.>
<.....> большой грузинской нос, а партизан почти и вовсе был без
носу. Д<авыдов> является к Б<енигс>ену: князь Б<аграти>он,
говорит, прислал меня доложить вашему высокопревосходительству,
что неприятель у нас на носу... „На каком носу, Д<енис>
В<асильевич>? — отвечает генерал. — Ежели на вашем, так он уже близко,
если же на носу князя Б<аграти>она, то мы успеем еще отобедать...“
Жуковский дарит мне свои стихотворенья.— — —
____
28 ноября
10 Ш<ишк>ов и г-жа Б<уни>на увенчали недавно [кн<язя> Шаховского
лавровым венком, на этот случай сочинили очень
остроумную пиэсу под названьем: Венчанье Шутовского (Гимн на голос:
de Béchamel) <См. перевод>.
Вчера в торжественном венчаньи
Творца затей,
Мы зрели полное собранье
Беседы всей;
И все в один кричали строй:
Хвала, хвала тебе, о Шутовской!
20 Хвала, Герой!
Хвала, Герой!
*
Он злой Карамзина гонитель,
Гроза Баллад;
В беседе добрый усыпитель,
Хлыстову брат,
И враг талантов записной!
Хвала, <хвала тебе, о Шутовской!>
Хвала, Герой!
Хвала, Герой!
*
30 Всей братьи дал свои он Шубы,
И все дрожат!
Его величие не трубы —
Свистки гласят.
296
Он мил и телом и душой!
Хвала, хвала тебе, о Шутовской!
Хвала, Герой!
Хвала, Герой!
*
И вот под сенью обветшалой
Старик седой!
Пред ним вязанки прозы вялой,
Псалтырь в десной.
Кругом поэтов бледный строй:
10 Хвала, хвала тебе, старик седой!
О дед седой! (bis)
*
И вдруг раздался за дверьми
И скрып и вой —
Идут сотрудники с гудками
И сам Герой!
Поет он гимн венчальный свой,
Хвала, хвала тебе, о Шутовской!
Хвала, Герой!
Хвала, Герой!
*
20 „Я князь, поэт, директор, воин
Везде велик,
Венца лаврового достоин
Мой тучный лик.
Венчая, пойте всей толпой:
Хвала, хвала тебе, о Шутовской!
Хвала, Герой!
Хвала, Герой!
*
Писал я на друзей пасквили
И на отца;
30 Поэмы, тощи водевили —
Им нет конца.
И воды я пишу водой.
Хвала, хвала тебе, о Шутовской!
Тебе, Герой,
Тебе, Герой!...
297
*
„Еврей мой написал Дебору,
А я списал,
В моих твореньях много сору —
Кто ж их читал?
Доволен, право, я собой,
Хвала, хвала тебе, о Шутовской!
Хвала, Герой!
Хвала, Герой!“
*
Потом к Макару и Ежовой
10 Герой бежит.
„Вот орден мой — венок лавровой.
Пусть буду бит,
За то увенчан красотой!“
Хвала, хвала тебе, о Шутовской!
Хвала, Герой!
Хвала, Герой!
29 <ноября>. —
И так я счастлив был, и так я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался...
20 И где веселья быстрый день?
Промчался лётом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!...
Я счастлив был!.. нет, я вчера не был счастлив; поутру
я мучился ожиданьем, с неописанным волненьем стоя под окошком,
смотрел на снежную дорогу — ее не видно было! — наконец я
потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице,
сладкая минута!...
____
Он пел любовь — но был печален глас.
30 Увы! он знал любви одну лишь муку! —
Жуковский.
Как она мила была! как черное платье пристало к милой
Б[акуниной]!
Но я не видел ее 18 часов — ах! какое положенье, какая
мука. —
Но я был счастлив 5 минут — —
____
298
10 декабря. —
Вчера написал я третью главу Фатама или разума
человеческого: Право естественное. Читал ее С.С. и вечером с
товарищами тушил свечки и лампы в зале. Прекрасное занятие для
философа! — По утру читал Жизнь Вольтера.
Начал я комедию — не знаю, кончу ли ее. —
Третьего дни хотел я начать Ироическую поэму: Игорь и
Ольга, а написал эпиграмму на Шах<овского>, Шихм<атова> и
Шишк<ова>, — вот она:
10 Угрюмых тройка есть певцов:
Шихм<атов>, Шах<овской>, Шиш<к>ов,
Уму есть тройка супостатов:
Шиш<ков> наш, Шах<овской>, Шихматов.
Но кто глупей из тройки злой?
Шиш<ков>, Шихм<атов>, Шах<овск>ой! —
____
Летом напишу я Картину Царского-Села.
1.) Картина Сада —
2.) Дворец. — День в Ц.<арском> С.<еле>.
3.) Утреннее гулянье
20 4.) Полуденное гулянье —
5.) Вечернее гулянье. —
6.) Жители Сарского Села.
Вот главные предметы вседневных моих записок. — — Но это еще будущее.
____
Вчера не тушили свечек, зато пели куплеты на голос: бери
себе повесу. Запишу, сколько могу упомнить:
На Георг.<иевского>:
Предположив — и дальше
На грацию намек.
30 Ну-с — Августин бого́слов —
Профессор Бутервек. —
____
или:
Над печкою бого́слов
А в печке Бутервек.
299
*
Потом Ниобы группа —
Кореджиев тьмо-свет,
Прелестна Грациозность
И счастлив он поэт —
На Кайд<анова>.
Потише, животины!
Да долго ль говорю?
Потише — Бомгольм, Борнгольм,
Еще раз повторю
10 На Карц<ева>.
Какие ж вы ленивцы,
Ну, на кого напасть?
Да нуте-ка, Вольховской,
Вы ересь понесли.
____
А что читает Пушкин?
Подайте-ка сюды!
Ступай из класса с богом,
Назад не приходи. —
____
А слышали ль вы новость?
20 Наш доктор стал ленив, или: ревнив
Драгуна посылает, И граф послал драгуна
Чтоб отпереть жену.
____
А Камараж взбесился,
Роспини обокрал,
А Фридебург свалился,
А граф захохотал.
Наш доктор хромоглазый
В банк выиграл вчера,
А следственно гоняет
30 Он лошадей с утра.
____
300
На Шумахера.
Скажите мне шастицы,
Как на прымер: Wenn so,
We weniger und desto,
Die Sonne scheint also <См. перевод>.
____
На Гакена.
Мольшать! я сам фидала,
Мольшать! я гуфернер!
Мольшать! — ты сам софрала —
10 Пошалуюсь теперь.
____
На Вл<адиславлева>.
Матвеюшка! дай соли,
Нет мочиньки, мой свет,
Служил я государю
Одиннадцать уж лет.
____
На Лев.<ашова>.
Bonjour, Messieurs, — потише!
Поводьем не играй! —
Уж я тебя потешу
20 A quand l'équitation <См. перевод>.
____
На Вил<ьмушку>.
Лишь для безумцев, Зульма,
Вино запрещено, или
А Вильмушки поэту | А не даны поэту
Стихи писать грешно | Ни гений, ни вино. —
____
На Зяб<ловского> и Петр.<ова>
Какой столичный город,
Желательно бы знать?
— А что такое ворот,
30 Извольте мне сказать?
301
На Ик<онникова>
Скажите: раз, два, три —
Тут скажут все скоты:
Да где ж ее взрасти?
Да на святой Руси!
На Кун<ицына>.
Известен третий способ
Через откупщиков,
В сем случае помещик
10 Владелец лишь земли
______
17 декабря
Вчера провел я вечер с Ик<онниковым>.
Хотите ли видеть странного человека, чудака, — посмотрите на
Ик<онникова>. Поступки его — поступки сумашедшего; вы входите
в его комнату; видите высокого, худого человека, в черном
сертуке, с шеей, окутанной черным, изорванным платком. Лицо
бледное, волосы не острижены, не расчесаны; он стоит задумавшись —
кулаком нюхает табак из коробочки — он дико смотрит на вас —
вы его близкой знакомый, вы ему родственник или друг — он вас
20 не узнает — вы подходите, зовете его по имени, говорите свое
имя — он вскрикивает, кидается на шею, целует — жмет руку —
хохочет задушеным голосом, кланяется — садится, начинает речь,
не доканчивает, трет себе лоб, ерошит голову, вздыхает. — Перед
ним карафин воды, он наливает стакан и пьет, наливает другой,
третий, четвертый, — спрашивает еще воды и еще пьет, говорит о
своем бедном положении — он не имеет ни денег, ни места, ни
покровительства, — ходит пешком из П<етербурга> в Ц<арское> С<ело>,
чтобы осведомиться о каком-то месте, которое обещал ему какой-то
шарлатан — он беден, горд и дерзок, — рассыпается в благодареньях
30 за ничтожную услугу или простую учтивость, неблагодарен и даже
сердится за благодеянье ему оказанное — легкомыслен до
чрезвычайности, мнителен, чувствителен, честолюбив — Ик<онников>
имеет дарованья, пишет изрядно стихи — и любит поэзию; вы
читаете ему свою пиэсу — на отрез говорит он: такое-то место глупо,
без смысла, низко, — за то за самые посредственные стихи кидается
302
вам на шею и называет вас Гением — иногда он учтив до
бесконечности, в другое время груб нестерпимо. — Его любят — иногда,
смешит он часто, а жалок почти всегда. —
______
Мои мысли о Шаховском.
Шах<овской> никогда не хотел учиться своему искусству и
стал посредственный стихотворец. — Шах<овской> не имеет
большого вкуса, он худой писатель — что ж он такой? — не глупый
человек, который, замечая всё смешное или замысловатое в
обществах, пришед домой, всё записывает и потом как ни попало
10 вклеивает в свои комедии. —
Он написал Нового Стерна; холодный пасквиль на
Карамзина. —
Он написал водевиль Ломоносов, представил отца русской
поэзии в кабаке, и заставил его немцам говорить русские свои стихи
и растянул на три действия две или 3 занимательные сцены. —
Он написал Козак стихотворец — в нем есть счастливые
слова, песни замысловатые — но нет даже и тени ни завязки, ни
развязки. — Маруся занимает, но все проччие холодны и скучны. —
Не говорю о Встрече незванных — пустом представлении, без
20 малейшего искусства или занимательности —
Он написал поэму Шубы — и все дрожат. Наконец он написал
Кокетку. — И наконец написал он комедию — хотя исполненную
ошибок во всех родах, в продолжении 3 первых действий холодную и
скучную и без завязки, но всё комедию. —
Первые ее явления скучны. Князь Холмской, лицо
недействующее, усыпительный проповедник, надутый педант — и в Липецк
приезжает только для того, чтобы пошептать на ухо своей тетке
в конце 5 действия.