366

ИЗДАНИЯ ПУШКИНСКОЙ КОМИССИИ

Фототипическое издание рукописей Пушкина

Одной из крупнейших задач Пушкинской комиссии является издание fac-simile пушкинских рукописей. Значение подобных изданий совершенно очевидно, ибо они открывают широкие возможности для изучения рукописей Пушкина, которые, по существу, остаются малодоступными даже для специалистов-литературоведов.

Пушкинская комиссия имеет в виду охватить в фототипическом воспроизведении все рукописное наследие Пушкина.

Первый издаваемый выпуск (заканчивается печатанием) представляет собой Пушкинский альбом, хранящийся в библиотеке им. Ленина (тетрадь № 2374). Выбор этого альбома в качестве первого выпуска объясняется возможностью показа на его материале всего многообразия творческого процесса Пушкина. Большая часть альбома представляет собою первые слои черновиков, перемешанные с беловиками, планами, зарисовками и разного рода записями. Хронологически альбом охватывает период 1833—1834 гг. Тематически в нем объединяются — работа над „Медным Всадником“, заметка о дворянстве, лирика указанных лет, черновики „Сказки о золотом петушке“ и „Анджело“, план „Капитанской Дочки“ и др.

Транскрипция альбома сделана С. М. Бонди и Т. Г. Зенгер, впервые восстановившими целые строфы, отдельные слова и выражения, считавшиеся не поддающимися прочтению. Впервые также прочитан перечень художественных и критических произведений Пушкина, им самим составленный. Палеографическое описание альбома выполнено Г. П. Георгиевским, история его заполнения — С. М. Бонди. Комментарий написан А. А. Ахматовой, С. М. Бонди, Д. Д. Благим, Н. К. Козминым, Л. Б. Модзалевским, Ю. Г. Оксманом, Б. В. Томашевским, М. А. Цявловским, А. М. Эфросом и Д. П. Якубовичем.

Издание (фототипическое, с использованием в отдельных случаях цинкографического способа) осуществляется Госзнаком.

Научное описание рукописей Пушкина

Значение предпринятого Пушкинской комиссией издания „Описание рукописей Пушкина, хранящихся в Пушкинском Доме“ (составили Л. Б. Модзалевский и Б. В. Томашевский,

367

при участии Н. К. Козмина и Д. П. Якубовича) определяется уже одним тем, что до настоящего времени существовали лишь частичные описания, фиксировавшие состояние Пушкинского архивного фонда за определенный период, или посвященные описанию отдельных коллекций, вливавшихся в собрание Пушкинского Дома (Шляпкина, Майкова, Онегина и др.). Отсутствие исчерпывающего описания затрудняло обращение к собраниям Пушкинского Дома и привело к неиспользованию в ряде новых изданий некоторых документов из этих собраний вследствие трудности их обнаружения.

„Описание“ строится на тех же принципах, что и изданное в 1929 г. описание рукописей Публичной библиотеки („Рукописи Пушкина в собрании Государственной Публичной библиотеки в Ленинграде“, составил Л. Б. Модзалевский). Но, вместе с тем, в новом „Описании“ дана более точная спецификация бумаги автографов, а также расширены исторические и библиографические справки.

Содержание каждого описания слагается из полистного описания текста, описания характера письма, особенностей бумаги, разных особенностей документа (печати, жандармские пометы и т. п.), краткой характеристики позднейших наслоений (помет владельцев, исследователей и пр.), краткого перечня владельцев до поступления в Пушкинский Дом и краткой библиографии публикаций, описаний, факсимильных воспроизведений и пр.

В части „палеографического“ описания указано, чем писано (карандаш, чернила) и определен характер почерка (черновой, беловой, небрежный и т. п.). Что касается „дипломатической“ части описания, то в ней бумага описана по размеру, по качеству, по сортам, по водяным знакам. Особенности собрания Пушкинского Дома, состоящего преимущественно из отдельных листов разного происхождения, обусловили то, что именно академический фонд пушкинских автографов дает наиболее полную картину бумаги, которой пользовался Пушкин. Достаточно сказать, что этим описанием выявлено 254 типа бумаги. Таким образом, описание собраний Академии Наук положило основание изучению бумаги Пушкина, которое должно уже на основании установленных фактов продолжиться по отношению к прочим собраниям.

Настоящее описание имеет не только узкий пушкиноведческий интерес. Являясь едва ли не первым опытом систематического описания русской бумаги начала XIX в., оно должно оказать серьезную помощь русской дипломатике.

Пушкиниана

Пушкинская библиография в дореволюционное время была изучена крайне недостаточно. „Пушкиниана“ В. И. Межова доведена была только до 1887 г. „Пушкиниана“ А. Г. Фомина, напечатанная в 1930 г., охватывала период времени с 1900 по 1910 гг. Таким образом, до настоящего времени в Пушкинской библиографии остаются огромные лакуны. Они отнюдь не заполнялись отдельными сводками текущей Пушкинианы, как, напр., книгой В. В. Сиповского „Юбилейная пушкинская литература“ (СПб. 1900), посвященной обзору Пушкинианы за юбилейный 1899 г., или эпизодическими библиографическими сводками в издании „Пушкин и его современники“.

Пушкинская комиссия, в силу этого, поставила одной из своих первоочередных задач составление исчерпывающей пушкинской библиографии. Работа развернута была одновременно в трех направлениях. П. Н. Берков и В. М. Лавров приняли на себя составление Пушкинианы, хронологическими вехами которой служат два юбилейных года — 1887 и 1899. А. Г. Фомин получил задание продолжить свою работу от 1910 и до 1918 г.

Обе эти работы уже закончены и сданы в производство. С их выходом в свет дореволюционная пушкинская библиография будет исчерпана, хотя и не полностью, ибо вслед затем встанет вопрос о замене далеко не совершенной и устаревшей библиографии В. И. Межова.

Параллельно развернута была работа над советской Пушкинианой, являющейся, конечно, самым важным и ответственным участком пушкинской библиографии.

За советские годы пушкиноведение из отрасли архивной работы, каким оно было

368

в дореволюционное время, выросло и сложилось в историко-литературную дисциплину. Проделана громадная работа по изучению рукописных и печатных пушкинских текстов: значительная часть литературного наследия Пушкина теперь свободна от тех цензурно-полицейских, редакторских и типографских извращений, которыми она была обезображена в царское время; с другой стороны, в состав „Полного собрания сочинений“ Пушкина включен ряд ранее неизвестных произведений. В советские же годы сделаны большие достижения в области теоретического изучения Пушкина, исследования его поэтики и стиля. Наконец, только в советские годы в центр исследовательских интересов могла быть поставлена социальная и идейная проблематика пушкинского творчества.

„Советская Пушкиниана“ не может быть только простой регистрационной библиографией: она должна подвести итоги историко-литературному и теоретическому изучению Пушкина за советские годы. Поэтому она строится с широкой системой специально разрабатываемых аннотаций. Эта библиография должна отвечать на вопросы: что сделано по Пушкину за советские годы, как обогатились пушкинские тексты, как расширилась источниковедческая база по Пушкину, как шло марксистско-ленинское изучение Пушкина.

Работа по пушкинской библиографии за 1918—1935 гг. („Советская Пушкиниана“), в которой использована картотека покойного Л. С. Гинзбурга, ведется специальной группой (Л. М. Добровольский, Н. И. Мордовченко, Н. Н. Столов и др.) и должна быть сдана в производство 1 мая 1936 г.