95

СТИХОТВОРЕНИЕ А. С. ПУШКИНА «ЗАКЛИНАНИЕ»

(из наблюдений над текстом)

О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые,
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы —
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, мой друг, сюда, сюда!

Явись, возлюбленная тень,
Как ты была перед разлукой,
Бледна, хладна, как зимний день,
Искажена последней мукой.
Приди, как дальняя звезда,
Как легкий звук иль дуновенье,
Иль как ужасное виденье,
Мне все равно, сюда! сюда!..

Зову тебя не для того,
Чтоб укорять людей, чья злоба
Убила друга моего,
Иль чтоб изведать тайны гроба,
Не для того, что иногда
Сомненьем мучусь... но тоскуя
Хочу сказать, что все люблю я,
Что все я твой: сюда, сюда!

          (III, 246)

Стихотворение «Заклинание», написанное 17 октября 1830 г., при жизни Пушкина, как известно, не печаталось. Оно было впервые опубликовано В. А. Жуковским в посмертном издании собрания сочинений Пушкина.1 Хранящийся в ИРЛИ РАН (Пушкинском Доме) беловой автограф с поправками,2 поступивший в 1904 г. в дар библиотеке Академии наук в составе пушкинской коллекции А. А. Майковой, описан В. И. Срезневским.3 Им указано, что «вся вторая строфа вычеркнута, но затем опять восстановлена; против нее сбоку карандашом приписано: писать; — рука не Пушкина».4 В научном описании рукописей Пушкина, составленном Л. Б. Модзалевским и Б. В. Томашевским, отмечены карандашные пометы, сделанные неизвестной рукой.5 Т. Г. Цявловская в Полном академическом собрании сочинений Пушкина в 17 т. напечатала текст «Заклинания» по автографу полностью, не указав в текстологическом комментарии имеющиеся на автографе пометы. Между тем при

96

Автограф стихотворения «Заклинание» (ПД № 141). Начало

Автограф стихотворения «Заклинание» (ПД № 141). Начало.

97

Автограф стихотворения «Заклинание» (ПД № 141, оборот листа). Окончание

Автограф стихотворения «Заклинание» (ПД № 141, оборот листа). Окончание.

98

изучении автографа нужно обратить внимание на то, что карандашом написано не только слово «писать», карандашом прочерчена и пунктирная линия — знак восстановления текста второй строфы, вычеркнутой Пушкиным чернилами.

Слово «писать», адресованное переписчику, по мнению Р. В. Иезуитовой, написано, по-видимому, рукой В. А. Жуковского. Вероятно, им же сделан для переписчика и знак восстановления текста второй строфы. Насколько нам известно, в настоящее время нет документальных свидетельств тому, что В. А. Жуковский, восстанавливая текст второй строфы «Заклинания», выполнял желание Пушкина. Таким образом, на основании изучения автографа «Заклинания» можно считать, что строфа восстановлена при публикации стихотворения вопреки авторской воле.

Почему Пушкин вычеркнул вторую строфу «Заклинания»? Разумеется, на этот вопрос можно дать лишь гипотетический ответ или гипотетические ответы.

Не исключено, что один из таких ответов может быть связан с биографическим планом стихотворения. Возможно, что в вычеркнутой строфе был заключен намек на Амалию Ризнич, намек, понятный современникам Пушкина и потому нежелательный для обнародования.

Другое возможное объяснение связано, на наш взгляд, с той поэтической традицией, к которой обратился Пушкин в «Заклинании». В исследовательской литературе отмечено обращение Пушкина к стихотворению Барри Корнуолла «Призыв» (именно это стихотворение английского поэта легло в основу пушкинского «Заклинания»), отсылки к поэзии Байрона, творческое переосмысление в «Заклинании» художественной системы элегий В. А. Жуковского.6 В данном случае хотелось бы указать на то, что именно в вычеркнутой Пушкиным строфе наблюдается своеобразное нагнетание традиционных поэтических мотивов и образов, именно здесь больше всего цитат и реминисценций. Так, пушкинские строки «Иль как ужасное виденье, // Мне все равно...» перекликаются со строками из поэмы Байрона «Гяур»: «Ах, если даже твои красы столь же холодны, // Мне все равно...».7 Пушкинское «ужасное виденье» восходит к ужасному виденью из стихотворения Барри Корнуолла «Призыв». Образ звезды в «Заклинании» соотносится со звездой, хранящей тень умершей возлюбленной и дающей знать о ее приближении, из стихотворения В. А. Жуковского «Узник». «Как легкий звук, как дуновенье» приходит к Минване весть об умершем Арминии в стихотворении В. А. Жуковского «Эолова Арфа».

99

Наблюдения, связанные с преломлением в тексте вычеркнутой Пушкиным строфы «Заклинания» поэтических произведений других авторов, могут быть дополнены.

Стихотворение «Заклинание» в целом и, в частности, рассматриваемая строфа соотносится со стихотворением Г. Р. Державина «Призывание и явление Плениры»:

          Приди ко мне, Пленира,
В блистании луны,
В дыхании зефира,
Во мраке тишины!
Приди в подобье тени,
В мечте иль легком сне
И, седши на колени,
Прижмися к сердцу мне...

                    ‹ ...

          Я вижу, ты в тумане
Течешь ко мне рекой!
Пленира на диване
Простерлась надо мной,
И легким осязаньем
Уст сладостных твоих
Как ветерок дыханьем,
В объятиях своих
Меня ты утешаешь...8

Первый стих интересующей нас строфы «Заклинания» включает цитату из стихотворения Н. М. Карамзина — песни из его повести «Остров Борнгольм»: у Пушкина — «Явись, возлюбленная тень...»; у Н. М. Карамзина — «Явися мне, явися, // Любезнейшая тень!».9

Возможно, обилие цитат и реминисценций, традиционных мотивов и образов, цитата из Н. М. Карамзина и тот ассоциативный ряд, который она влекла за собой, и были одной из причин, по которым Пушкин отказался от всей строфы, начинающейся стихом «Явись, возлюбленная тень», вычеркнул ее.

И еще одно возможное объяснение. «Истинный вкус, — писал Пушкин, — состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности» (XI, 52). В строфе, о которой идет речь, образ умершей возлюбленной создан с помощью сравнений (союз «как» повторяется пять раз). Как знать, быть может, Пушкин отверг эту строфу, чтобы придать своему стихотворению иную соразмерность частей, наполнить его энергией иного, более стремительного движения поэтической мысли.

Но как бы там ни было, вторую строфу «Заклинания» Пушкин вычеркнул, и думается, это нельзя не учитывать при подготовке нового академического издания полного собрания сочинений Пушкина: основной текст печатать без второй строфы; вычеркнутую

100

Пушкиным вторую строфу поместить в раздел «Другие редакции и варианты».

Итак — неизвестная нам ранее окончательная редакция стихотворения «Заклинание»:

О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы —
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, мой друг, сюда, сюда!

Зову тебя не для того,
Чтоб укорять людей, чья злоба
Убила друга моего,
Иль чтоб изведать тайны гроба,
Не для того, что иногда
Сомненьем мучусь... но тоскуя
Хочу сказать, что все люблю я,
Что все я твой: сюда, сюда!

Н. И. Михайлова

________

Сноски

Сноски к стр. 95

1 Пушкин А. С. Соч.: В 11 т. СПб., 1841. Т. 9. С. 164.

2 ПД, ф. № 244, оп. 1, № 141.

3 См.: Пушкин и его современники. СПб., 1906. Вып. 4. С. 13—14.

4 Там же.

5 См.: Рукописи Пушкина. М.; Л., 1937. С. 59

Сноски к стр. 98

6 См.: Яковлев Н. В. Последний литературный собеседник Пушкина (Барри Корнуолл) // Пушкин и его современники. Пг., 1917. Вып. 28. С. 17—20; Ахматова А. А. Пестрые заметки // Ахматова Анна. О Пушкине. М., 1989. С. 245—246; Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826—1830). М., 1967. С. 494—499; Фомичев С. А. Поэзия Пушкина: Творческая эволюция. Л., 1986. С. 88; Грехнев В. А. Пушкинское «Заклинание» и проблема элегической традиции // Филологические науки. 1972. № 1. С. 14—23.

7 Цит. по кн.: Ахматова Анна. О Пушкине. С. 246.

Сноски к стр. 99

8 Державин Г. Р. Анакреонтические песни. М., 1986. С. 58—59.

9 Карамзин Н. М. Полн. собр. стихотворений. Л., 1966. С. 129.