80

НОВЫЙ АВТОГРАФ ПУШКИНА

17 ноября 1988 г. в Лондоне на аукционе «Сотби’з» Советский Фонд культуры приобрел неизвестное ранее письмо А. С. Пушкина. Предварительно в одном из каталогов, изданных этой знаменитой фирмой, письмо было воспроизведено факсимильным способом и описано; в частности, сообщалось, что его адресат — «чревовещатель» Александр Ваттемар, что речь в нем идет о предполагавшихся гастролях Ваттемара в Москве, что дата его — 20 июля 1834 г., что данное письмо связано с письмом Пушкина к М. И. Загоскину от 9 июля 1834 г. и, наконец, что поэт пользовался гончаровской бумагой.1 9 сентября 1989 г. автограф был передан Пушкинскому Дому, в Рукописном отделе которого и будет отныне храниться (ф. 244, оп. 1, № 1773). Позднее В. П. Енишерлов опубликовал его в журнале «Наше наследие».2

Никола-Мари-Александр Ваттемар (Vattemare, 1796—1864) — французский актер, который был наделен удивительной способностью изменять голос и вообще почти мгновенно перевоплощаться. Ко времени его появления в России (май 1834 г.) Ваттемар, или, как его здесь обычно называли, господин Александр, был уже широко известен. Сообщая петербуржцам о начале его гастролей, «Северная пчела» писала: «Сегодня в среду, 23-го мая, на Александрийском театре будет дано первое представление недавно прибывшим сюда г. Александром ‹...› он будет играть пять ролей в комедии „Хитрый слуга“. Пред нами лежат сотни листов английских, французских, немецких, голландских, венгерских газет, в которых он единогласно объявлен единственным и неподражаемым артистом в своем роде».3

Выступления Ваттемара в северной столице продолжались до конца июля; всего он дал более пятнадцати представлений на Александрийской и Михайловской сценах; успех их был весьма велик. В свою очередь известность Ваттемара как актера способствовала его знакомству с рядом русских писателей, среди которых были И. А. Крылов, В. А. Жуковский, И. И. Козлов и Пушкин. Отношения их складывались по-разному. Поэта-слепца Ваттемар посетил несколько раз, и тот, растроганный таким вниманием, отблагодарил его прочувствованным

81

стихотворением «К господину Александру» («Весь мир дивит твой дар чудесный...»). Что же касается Пушкина, то к общению с ним Ваттемар стремился по преимуществу движимый страстью коллекционера.

Странствия по Европе и повсеместный интерес к его замечательному искусству позволили Ваттемару собрать огромное количество автографов великих людей — «почти всех государей и принцев Европы, славнейших политиков, генералов, ученых, поэтов Англии, Франции, Голландии и Германии».4 К этому перечню следовало бы добавить и Россию. Во всяком случае, нет сомнений, что именно для коллекции Ваттемара и по его просьбе Пушкин написал на отдельном листке евангельское изречение — своеобразную характеристику столь пленившего его искусства этого Ventriloque’a5 — «Votre nom est Légion car vous êtes plusieurs». У Ваттемара оказался и другой автограф Пушкина — листок с записью двух первых стихотворений цикла «Подражания древним» («Чистый лоснится пол...» и «Славная флейта, Феон»), скорее всего подаренный ему поэтом, хотя сколько-нибудь достоверных данных на этот счет не существует.6

Однако знакомством с Пушкиным Ваттемар воспользовался и для иной — более прозаической — цели: собираясь на гастроли в Москву, он передал через поэта свои условия М. Н. Загоскину, в то время директору Московских императорских театров. Сообщая эти условия, Пушкин всячески рекомендовал ему актера: «Г. Александр, — писал он 9 июля 1834 г., — очень замечательное лицо (или даже лица), собирается в Москву и предлогает Вам следующие условия: доход за представления пополам с дирекцией (издержки спектакля на ее счет) и бенефис. Удостойте меня Вашим ответом и потешьте матушку Москву».7 Загоскин медлил с ответом, так что Ваттемару, гастроли которого в Петербурге подходили к концу, пришлось обратиться к поэту вторично,8 а вскоре пришел и ответ — для актера неутешительный,9 о чем Пушкин и известил его в письме от 20 июля 1834 г., текст которого и перевод приводятся ниже.10

82

Письмо А. С. Пушкина А. Ваттемару от 20 июля 1834 г.

Письмо А. С. Пушкина А. Ваттемару от 20 июля 1834 г.

Je viens de recevoir une lettre du chambellan Zagoskine (le directeur du théâtre de Moscou). Il me dit qu’il serait charmé de vous avoir à Moscou— mais qu’il ne peut pas vous proposer que les conditions que vous avez accepté, à Pétersbourg — c’est une rivalité des capitales. Je suis fâché, Monsieur, que mon intervention n’ait pas produit un meilleur effet.

Je vous salue de tout mon coeur.

20 juillet.

Адрес: Monsieur Monsieur Alexandre.

A. Pouchkine.

83

Перевод:

Я только что получил письмо от камергера Загоскина (директора Московского театра). Он уведомляет меня, что был бы рад видеть вас в Москве — но может предложить вам лишь те условия, которые вы приняли в Петербурге, — это соперничество столиц. Я огорчен, милостивый государь, что мое вмешательство не оказалось более действенным.

Приветствую вас от всего моего сердца.

20 июля.

Адрес: Милостивому государю господину Александру.

А. Пушкин.

П. Р. Заборов

————

Сноски

Сноски к стр. 80

1 Sotheby’s: Music, Continental Manuscripts and Printed Books, Science and Medicine. Oxford, 1988. P. 108—109.

2 Наше наследие. 1989. III (9). С. 5—7. К приведенным здесь сведениям об автографе следует добавить, что он представляет собой двойной лист со следами сгибов и вафельной облаткой, которой письмо было запечатано.

3 Северная пчела. 1834, 23 мая. № 115.

Сноски к стр. 81

4 Там же. 1834, 2 июля. № 146.

5 См. письмо к Н. Н. Пушкиной от 26 мая 1834 г. (Пушкин. Письма к жене. 1986. С. 58).

6 О судьбе этих автографов и вообще коллекции Ваттемара см.: Алексеев М. П. Из истории русских рукописных собраний // Неизданные письма иностранных писателей XVIII—XIX веков. М.; Л., 1960. С. 21—22; Соловьева О. С. Новые данные об автографах Пушкина // Временник Пушкинской комиссии. 1962. М.; Л., 1963. С. 12—17.

7 Пушкин. Письма последних лет. 1834—1837. Л., 1969. С. 60.

8 Ответную записку Пушкина см.: Там же. С. 67. Поскольку terminus ad quem для нее теперь известен, датировку ее можно уточнить: «Не позднее 19 июля 1834 г.» (вместо «вторая половина июля», как это было принято до сих пор). Соответственно следует изменить и комментарий к письму Пушкина Загоскину от 9 июля 1834 г.

9 Этим и объясняется тот факт, что московские гастроли Ваттемара так и не состоялись и в августе 1834 г. он покинул Россию (см.: Там же. С. 237).

10 В дальнейшем Ваттемар оставил актерское поприще и помимо собирательства посвятил себя делу, которому придавал большое значение, — международному обмену культурными ценностями и в первую очередь книжными дублетами; следом этой его деятельности явилась целая серия печатных «призывов», «отчетов», «заметок», «посланий» и т. п., изданных главным образом в США, где Ваттемар провел несколько лет.