192

НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОРТРЕТ Г. А. ПУШКИНА,
МЛАДШЕГО СЫНА ПОЭТА

В Ростовском-на-Дону областном музее изобразительных искусств с довоенных лет хранится «Мужской портрет» работы И. К. Макарова. Выполненный маслом на холсте, который затем дублирован на стекло, он представляет молодого человека в мундире Пажеского корпуса. Юноша изображен в фас, внизу слева подпись: «И. Макаров, 1884». Внимание исследователей привлекло сходство модели, изображенной на «Мужском портрете» И. К. Макарова, с известным рисунком Н. П. Ланского, где запечатлен Г. А. Пушкин, младший сын поэта.

И. К. Макаров, академик живописи, — достаточно известный портретист второй половины XIX в. Он родился в 1822 г. в г. Саранске, в семье художника, воспитанника «Арзамасской школы» живописи, а затем основателя и руководителя Саранской художественной школы, бывшего крепостного пензенского помещика Горихвостова — К. А. Макарова. В 1845 г. И. К. Макаров был принят в Академию художеств и окончил ее в 1852 г. В конце академического курса он избрал для себя специальностью портретную живопись, которая быстро принесла ему успех в петербургском обществе. В свите великой княгини Марии Николаевны молодой художник отправляется в 1853 г. в поездку по Европе. По возвращении в Россию в 1855 г. ему было присвоено звание академика. «В 50—60-х годах не было светской гостиной, где бы не красовалась головка работы И. К. Макарова. Кисть его была мягкая и деликатная, рисунок отличался безусловной точностью и смелостью прежних русских мастеров...» — писала газета в некрологе на смерть художника в 1897 г.1

Творческая биография И. К. Макарова отмечена тем, что в конце 40-х гг, еще будучи учеником Академии художеств, он много работал в семье Пушкиных—Ланских. Выдвигая предположение, что «Мужской портрет» — это портрет Г. А. Пушкина, мы опирались на факт создания И. К. Макаровым в 1849 г. портретов Н. Н. Пушкиной-Ланской и дочерей

193

А. С. Пушкина: Марии и Натальи. Эти портреты широко известны, в последнее время получили новую атрибуцию и серьезные исследования.2 Историю написания своего портрета Наталья Николаевна подробно излагает в нескольких письмах к П. П. Ланскому. В частности, 8 июля 1849 г. она пишет:

«... Макаров, автор этого сюрприза, с нетерпением ждет сообщения о впечатлении, которое на тебя произведет портрет. Надо мне тебе рассказать, каким любезным образом он предложил мне свои услуги, чтобы вывести меня из затруднения с дагерротипом и фотографией, которые у меня были, потому, что оба они были неудачными. Он пришел однажды утром к нам работать над портретами детей, и мне пришла в голову мысль посоветоваться с ним, нельзя ли как-нибудь подправить фотографию, и не поможет ли в этом случае кисть Гау. — Да, сказал он, может быть. Потом глядя на меня очень пристально, что меня удивило, он сказал: — Послушайте, сударыня, я чувствую такую симпатию к вашему мужу, так его люблю, что почту себя счастливым способствовать удовольствию, которое вы хотите ему доставить. Разрешите мне написать ваш портрет <...> Не забудь ему выразить благодарность свою, я непременно ее передам. Мы расстались с ним очень тепло, он обещал время от времени бывать у нас».3

Думается, если бы художник работал только над портретами девочек, то Наталья Николаевна, с характерными для нее обстоятельностью и точностью, так и написала. Но речь идет именно о портретах детей, написанных И. К. Макаровым в период 1849—1852 гг. (т. е. до отъезда художника за границу в 1853 г.),4 — портретах, которые в наше время не все известны. И вот находка в Ростовском музее!

194

Все это заставило более пристально всмотреться в «Мужской портрет».

Как уже говорилось, на портрете изображен юноша в форме камер-пажа. У него мягкий овал лица; прозрачные, светлые зеленовато-карие глаза, темно-каштановые, слегка вьющиеся волосы; довольно длинный нос с заметной горбинкой; красивой формы, четко вылепленные губы. Фон — золотисто-коричневый, манера письма гладкая, жидкими красками с лессировками. Общая цветовая гамма — соединение теплых охристо-коричневых тонов, неярких, неконтрастных, плавно переходящих из одного в другой.

Об этом портрете имеются упоминания в двух работах, посвященных творчеству художника.

Его внук И. К. Макаров пишет в своей книге: «Среди других живописных работ И. К. Макарова выделяются еще две. Эти две написаны художником на стекле с изнанки. Для этого надо было всю работу от начала до конца вести в обратном порядке: лессировка, последние завершающие штрихи, блеск глаз ложились на стекло ранее всех, а за ними следовали теневые места, фон; все, что составляло второй план, оказывалось последними штрихами, заканчивающими работу.

Самая ранняя — это образ „Нерукотворный спас“ <...> Вторая работа — „Портрет камер-юнкера“ — хранится в Ростовском-на-Дону музее изобразительных искусств. Этот портрет характеризует определенное, близкое к академическому направление русского искусства второй половины

195

XIX века...».5 Не возражая против такой характеристики портрета, трудно согласиться с остальными утверждениями о характере исполнения в технике данной работы.

Осмотр портрета с привлечением реставраторов показал, что первоначально он был написан на холсте, а затем переведен на стекло. Отчетливо сохранились следы нитяных переплетений холста на грунте, от гвоздей на подрамнике, а в некоторых местах и кромка холста.

Таким образом данная работа не может быть отнесена к числу тех двух, выполненных в столь оригинальной технике, описанной И. К. Макаровым.

Сличение портрета с уже известными изображениями Г. А. Пушкина — рисунком Н. Ланского, сухого, но точного рисовальщика, акварелью Райта (1844), а также фотографиями середины 60-х гг. — обнаруживает несомненное сходство. Оно прослеживается в овале лица, разрезе глаз, линия носа и подбородка, вырезе ноздрей, форме лба, характерном изломе верхней губы и выразительной линии бровей.

Одинакова форма, в которой мы видим Г. А. Пушкина на рисунке Н. П. Ланского (1851) и на определяемом портрете, — это мундир Пажеского корпуса. По свидетельству специалистов, такая форма была принята в Пажеском корпусе в первой половине 50-х гг.6

196

Дополнительные визуальные исследования атрибутируемого портрета и портрета М. А. Гартунг, также работы И. К. Макарова, показали наличие фамильного сходства: нос, губы, разрез глаз имеют определенно выраженные идентичные формы.

Естественно, захотелось сравнить данный портрет с известными изображениями А. С. Пушкина и Н. Н. Пушкиной-Ланской. Исследования также привели к выявлению фамильного сходства: лоб, нос, губы — А. С. Пушкина, овал лица, цвет глаз, брови — Н. Н. Пушкиной-Ланской.

Для определения степени фамильного сходства мы решили обратиться не только к непосредственному сличению портретов членов семьи А. С. Пушкина, но и привлечь свидетельства современников об облике детей поэта, в первую очередь — младшего сына Григория.

Как выглядел в жизни Григорий Александрович Пушкин? Наталья Николаевна сообщала П. П. Ланскому в письме от 2 сентября 1849 г.: «Вообрази, что в корпусе все находят, что Гриша очень красивый мальчик, гораздо красивее своего брата, и по этой причине он записан в дворцовую стражу, честь, которой Саша никогда не мог достигнуть, потому что он числится в некрасивых. Когда Гриша появился в корпусе, все товарищи пришли сказать Саше, что брат на тебя ужасно похож, но сравненья нет лучше тебя».7

А это непосредственные впечатления современника уже в 80-х гг.: «Он был среднего роста, хорошо сложенный и сухой, темный шатен с небольшой бородой, живыми глазами <...> сразу бросалось в глаза его сходство с отцом, особенно нос, глаза и, мне казалось, голос и манеры...» — таким увидел Григория Александровича Г. М. Ладыженский, внук Е. Н. Вревской (Вульф).8

С. Яблоновский, посетивший Михайловское в 1898 г., писал в своем очерке: «... я невольно поразился огромным сходством Григория Александровича с отцовскими портретами: такой же нос, такой же лоб, тот же склад лица, только волосы не вьются, да длинная седая борода».9

Из приведенных выше свидетельств можно сделать следующий вывод: литературные источники не противоречат визуальным исследованиям, напротив — подтверждают их.

Однако полной уверенности в том, что на портрете И. К. Макарова изображен Г. А. Пушкин, эти исследования дать не могли. Решающее слово осталось за криминалистами. Физиологический анализ был проведен сотрудниками экспертно-криминалистического отдела УВД Ростовского Облисполкома. Главный исполнитель — эксперт И. М. Жук.

Для сравнительного анализа с определяемым портретом из изображений Г. А. Пушкина был выбран уже упоминавшийся рисунок Н. П. Ланского (1851).

197

Сравнивая эти два изображения, эксперты выявили ряд совпадений деталей лица по следующим признакам: конфигурации верхнелобной линии роста волос, конфигурации линии левой брови, размеру и форме носа, конфигурации линии губ и форме углов рта, относительному расстоянию между углами рта и глазной раковиной.

Но категорического заключения дано не было. Причина этого — разноракурсность изображений сравниваемых лиц и то, что сравниваемые объекты являются рисованными портретами.

Исходя из того, что совпадающих признаков обнаружено значительно больше, чем несовпадающих, было высказано предположение: на сравниваемых портретах, вероятно, изображено одно и то же лицо, т. е. Г. А. Пушкин.

К этому заключению можно добавить, что обе модели объединяет сходство в выражении лица, отражающем одинаковое душевное состояние.

Таким образом, визуальные исследования и сопоставление свидетельств современников подтверждают предположение, что на портрете И. К. Макарова изображен Г. А. Пушкин. И сразу возникает новый вопрос: почему портрет датирован 1884 г.? Ведь в это время Г. А. Пушкину было около пятидесяти лет. Первоначально появилось мнение, что портрет был написан задним числом с дагерротипа, о котором упоминает Н. Раевский в своей книге «Портреты заговорили».10 Но тщательный осмотр работы дал возможность выдвинуть гипотезу, что портрет написан в начале 50-х гг. и уже позднее, очевидно именно в 1884 г., подновлен и переведен на стекло, — об этом свидетельствуют и следы остатков холста на грунте.11

Размеры «Мужского портрета» несколько не совпадают с размерами портретов девочек: он немного больше. Все четыре (вместе с портретом Натальи Николаевны) известных теперь портрета этого периода различаются размерами, но таким образом, что невольно возникает впечатление единого временного и бытового фактора их написания. Рама на

198

«Мужском портрете», как видно, специально заказанная для него, близка по своему оформлению к рамам на портретах девочек, особенно Н. А. Пушкиной. Это также косвенно подтверждает версию, что портреты сестер и Григория Пушкиных писались в одно и то же время.

Можно предположить, не явился ли этот портрет, в том виде, в котором он известен нам, свадебным подарком Г. А. Пушкина своей жене? В октябре 1883 г. Г. А. Пушкин женился на В. А. Мошковой (урожд. Мельниковой).

Вероятно, по старой памяти Г. А. Пушкин обратился с просьбой привести портрет в необходимое состояние к художнику, который многие десятилетия поддерживал постоянную связь с семьей Пушкиных-Ланских. Во время реставрации и появилась подпись и датировка портрета. Но подчеркиваем, что это пока еще рабочая гипотеза. Окончательные ответы на все вопросы мы сможем получить лишь после полного технологического исследования портрета, которое задерживается из-за необходимых реставрационных работ.

Как видим, в процессе атрибуции выявился ряд загадок, связанных с историей создания портрета. Но не меньший интерес представляет история поступления его в Ростовский музей изобразительных искусств. Насколько в настоящее время известно пушкинистам, никто из ближайшего родственного окружения детей А. С. Пушкина в конце XIX — начале XX в. в Ростове-на-Дону не проживал. В ходе поиска мы обращались в Ростовский Областной музей краеведения, в Областной исторический архив и Областной архив ЗАГС, в крупнейшие книгохранилища Ростовской области, встречались и беседовали со старыми ростовскими краеведами, художниками, старожилами города.

Выяснить удалось следующее. По воспоминаниям ростовского художника С. С. Скопцова, портрет был куплен для музея случайно у двух неизвестных лиц на так называемом «Новом базаре» в Ростове в 1929 г.12 Портрет ими, вероятно, был где-то украден. В период гражданской войны в Ростове-на-Дону имели место случаи грабежа квартир зажиточных граждан, о чем свидетельствуют документы и сообщения местной печати.

199

Среди расхищаемых ценностей было немало произведений искусства, так как к началу 1890-х гг. в Ростове выявилась определенная группа из представителей интеллигенции и купцов-меценатов, собравших в своих особняках целые картинные галереи.

Поиск бывших владельцев портрета Г. А. Пушкина осложняется тем, что волею какого-то непонятного стечения обстоятельств ни в одном из известных нам в настоящее время документальных источников (кроме цитировавшихся выше писем Н. Н. Пушкиной-Ланской) прямых сведений о портрете не обнаружено. Мы обращались за помощью к потомкам А. С. Пушкина — правнучке поэта Н. С. Шепелевой и праправнучке И. Е. Гибшман, но, к сожалению, семейные предания о портрете Г. А. Пушкина работы И. К. Макарова им неизвестны. Возможно, данный факт объясняется обособленностью жизни Г. А. Пушкина.

Выйдя в отставку, он с 1866 г. обосновался на постоянное жительство в Михайловском. Григорий Александрович прожил в родовом имении 33 года и только в 1899 г., после продажи Михайловского в казну, покинул его, переехав в имение жены.

Если допустить, что портрет был вручен чете Пушкиных в 1884 г., то тогда его след ведет в Михайловское, а затем, после 1899 г., — в усадьбу «Маркутье» под Вильнюсом. Но пока сведений о том, что портрет был в Михайловском, не обнаружено.

И. К. Макаров прожил долгую жизнь, Он умер в 1897 г. в Петербурге. Начало его знакомства с семьей Н. Н. Пушкиной-Ланской относится к 1849 г. Считавшаяся по сию пору последней по времени создания работа художника, имеющая отношение к семье Пушкиных-Ланских, — «Детский портрет сестер Араповых»,13 внучек Натальи Николаевны, — датирована 1879 г. Как известно, во втором браке Наталья Николаевна имела трех дочерей: Александру, Софью и Елизавету. Волею судьбы Александра и Елизавета Ланские в середине 60-х гг. выходят замуж за родных братьев Араповых: Ивана Андреевича и Николая Андреевича. И. А. Арапов к концу 90-х гг. получил чин генерал-лейтенанта и был в числе первых промышленников Пензенской губернии. Центральной усадьбой имения Араповых являлась Ламша.

В 80-х — 90-х гг. в летнее время в Ламшу часто приезжала погостить к сестре М. А. Гартунг, а позже стал бывать и А. А. Пушкин, иногда с детьми. Сюда приходили письма и от Г. А. Пушкина из Михайловского.

Жизненные дороги людей пересекаются порой самым неожиданным образом. В 1852 г. родные И. К. Макарова (отец, мать, братья и сестры) переезжают из Саранска в Пензу. С этого времени Пенза прочно вошла в жизнь художника. Внук И. К. Макарова пишет в своей книге:

«Письма с приглашениями ожидали приезда Ивана Кузьмича в отцовском доме в Пензе. Присылались они и в Петербург. Это были любезные напоминания старых друзей и знакомых о данных когда-то обещаниях; отказаться было неудобно, и Иван Кузьмич ехал и писал портреты, а иногда, по особому заказу, и иконы».14

200

Несомненно, сын Н. Н. Пушкиной-Ланской был в числе самых желанных заказчиков художника до конца его дней.

В семье Араповых, конечно, имелись портреты работы Макарова, которые в настоящее время неизвестны. Они или просто затерялись, или даже погибли в череде лет и событий. Сведения об одном из таких портретов есть, например, в воспоминаниях Е. Н. Бибиковой (речь идет о портрете Натальи Николаевны): «Няня только одна упоминала о жизни Пушкиных, так как бабушка об этом никогда не говорила. Она всегда была грустная, одетая в черное с белыми воротничками и манжетами и черной кружевной косынкой на голове, как она изображена на своем портрете кисти Макарова...».15

Е. Н. Бибикова — это уже самое молодое поколение разросшейся к началу XX в. семьи Пушкиных—Ланских—Бибиковых—Араповых—Шиповых. К началу века во главе этого клана стояла А. П. Арапова. Она вела большую переписку со своими родными сестрами, а также родными по матери братьями и сестрами Пушкиными. Г. А. Пушкин до конца своих дней имел довольно прочную деловую и родственную связь с А. П. Араповой — об этом свидетельствуют письма, имеющиеся в фондах Рукописного отдела ИРЛИ. А. П. Арапова принимала близко к сердцу заботы Григория Александровича, и поэтому естественно предположить, что она имела отношение к истории создания портрета. В таком случае появление портрета в Ростове может быть связано с судьбой кого-то из молодого поколения Араповых. Например, упоминавшаяся выше Е. Н. Бибикова многие годы прожила не так далеко от Ростова-на-Дону, в Пятигорске, где стоял полк ее мужа В. Д. Бибикова.16

Каждое из приведенных выше обстоятельств могло иметь отношение к тому, что в конце прошлого или начале нынешнего века в одном из домов Ростова появился портрет юноши в мундире камер-пажа. Пока неизвестно имя хозяина этого дома. Но важно главное. Летом 1849 г. судьба привела в дом вдовы Пушкина молодого художника. Он написал портреты детей поэта. Изображение младшего сына А. С. Пушкина стало известно нам спустя 130 лет.

А. А. Нарыжная, Т. В. Ковалева

————

Сноски

Сноски к стр. 192

1 Вырезка статьи из газеты 1897 г. хранится в картотеке Б. Л. Модзалевского в Пушкинском Доме. Название газеты не указано.

Сноски к стр. 193

2 См.: Седова Е. Н. Два портрета Н. Н. Пушкиной-Ланской. — В кн.: Панорама искусств. М., 1980, вып. 3, с. 201—209.

3 Ободовская И. М., Дементьев М. А. После смерти Пушкина: Неизвестные письма. — М., 1980, с. 161.

4 Внимательно вчитываясь в строки вышеприведенного письма Натальи Николаевны от 8 июля 1849 г., мы также обратили внимание на фразу: «Теперь он начал писать портреты г-на и г-жи Айвазовских». Из этого сообщения видно, что летом 1849 г. в доме у Натальи Николаевны, а возможно, и в обществе и, конечно, в Академии художеств происходили частые встречи И. К. Макарова и И. К. Айвазовского. Понятно также, что характер общения молодого начинающего портретиста и молодого, но уже европейски знаменитого художника был дружеский.

Как известно, И. К. Айвазовский пронес через всю свою жизнь восторженное, глубокое чувство любви и почитания Пушкина — поэта и человека. Дважды в своей жизни Айвазовскому посчастливилось увидеть его. Навсегда запечатлелась в памяти художника встреча в 1836 г. на выставке в Академии художеств, которую Пушкин посетил вместе с Натальей Николаевной и где Айвазовский был ему представлен. Позже он напишет об этом в своих воспоминаниях.

В книге И. М. Ободовской и М. А. Дементьева «После смерти Пушкина» (гл. «Светские встречи») подробно описаны дружеские взаимоотношения семьи Пушкиных-Ланских и молодой четы Айвазовских, упоминается также о подаренной художником картине с надписью: «Наталье Николаевне Ланской от Айвазовского. 1 генваря 1847 г. С.Петербург». Дата в дарственной надписи указывает на то, что добрые связи существовали и до 1849 г. Но дело в том, что при жизни Пушкина художник не был вхож в дом поэта. Когда же появились столь близкие отношения? Необходимо было найти ответ на этот вопрос. Просматривая документы жизни и творчества И. К. Айвазовского, в письме художника к А. Р. Томилову от 10 мая 1843 г. из Парижа мы обнаружили следующие строки: «... Это письмо взялся доставить добрый Петр Петрович Ланской, который едет сегодня в Петербург. Мы часто говорили с ним про Вас, про Ваше доброе попечение обо мне и проч. Он может рассказать подробнее про меня и картины мои. Извините, что так бессвязно и спешу написать, сейчас уезжает» (Айвазовский И. К. Документы и материалы. Ереван, 1967, с. 71). Значит, Айвазовский был знаком с П. П. Ланским еще до его женитьбы на Н. Н. Пушкиной? В примечаниях к письму указано: «Ланской Петр Петрович — генерал-адъютант, крымский помещик». Как известно, И. К. Айвазовский родился (1817) и вырос в Феодосии. Но был ли интересующий нас П. П. Ланской крымским помещиком? В биографии А. П. Ланского (одного из четырех братьев Ланских) читаем: «... Ланские обладали имением под самой Феодосией, и, подолгу проживая там, он в детстве научился татарскому языку...» (Сборник биографий кавалергардов. 1801—1826. СПб., 1906, с. 332). Все встало на свои места. Именно близкое знакомство с П. П. Ланским дало возможность Айвазовскому посещать дом, который с июля 1844 г. стал кровом для вдовы и детей А. С. Пушкина.

И. К. Айвазовский вернулся в Россию из поездки по Европе в июне 1844 г. С этого времени он имеет постоянную связь с Академией художеств, часто приезжает в Петербург. В 1845 г. в Академию художеств поступает учиться И. К. Макаров. Можно предположить, что именно Айвазовский рекомендовал молодого талантливого портретиста Наталье Николаевне и П. П. Ланскому. Но важно то, что портрет Натальи Николаевны и портреты детей поэта писались Макаровым в тот же отрезок времени, что и портреты Айвазовских. (Портреты Айвазовских работы И. К. Макарова в настоящее время неизвестны.)

Сноски к стр. 195

5 Макаров И. К. Записки о семье художников Макаровых. Саранск, 1974, с. 44. — По поводу расхождения в названии работы И. К. Макарова можно предположить следующее. Оба названия — «Портрет камер-юнкера» (так именует эту работу и Л. Б. Федосеенко в своем альбоме «Иван Кузьмич Макаров» (Саранск, 1973)) и «Мужской портрет» (Каталог живописи. РОМИИ (1966 г.)) — были даны, исходя из визуального определения. Молодой человек, изображенный на портрете, одет в мундир Пажеского корпуса, т. е. является камер-пажем, отсюда — «Портрет камер-юнкера». Что же касается второго названия, то сотрудники музея, получив работы из реэвакуации без каких-либо сопроводительных документов, некоторым произведениям, названия которых не могли точно восстановить, давали произвольные. Так появился «Мужской портрет» (свидетельство главного хранителя Ростовского музея изобразительных искусств К. Т. Мицкевич). Таким образом, и первое и второе названия работы скорее предполагают, нежели отрицают третье — подлинное.

6 См.: Формы одежды. — В кн.: Пажеский Его Императорского Величества Корпус за сто лет. 1802—1902 / Сост. Д. М. Лёвшин. СПб., 1902, т. 2, с. 495—511. — В возрасте 14 лет Г. А. Пушкин, как и его старший брат А. А. Пушкин, после окончания гимназического курса в 1849 г. был определен в Пажеский корпус, который окончил в 1853 г. По просьбе авторов, специалистом по истории военной формы А. М. Горшманом проведена детальная атрибуция мундира и дано следующее заключение: «... с 26 февраля 1845 года воротники на мундирах пажей и камер-пажей стали делаться ниже против ранее существовавших. До этого времени воротники были высотой 2 вершка (8.9 см) <...> новые воротники стали иметь высоту 1 вершок с четвертью (5.6 см), т. е. как раз на эту высоту и смотрится воротник на обоих портретах.

<...> На карандашном рисунке Григорий Пушкин еще просто паж, ибо на воротнике видна одна петлица, а вот на анфасном портрете <...> у него на воротнике есть <...> еще галун, нашитый вдоль верхнего и бокового краев воротника <...> значит, он уже камер-паж, т. е. состоит в выпускном классе Пажеского корпуса, и портрет надобно датировать 1852-м или 1853-м годами (в выпускном классе учились полтора года ила год в зависимости от способностей или успехов» (из письма А. М. Горшмана от 25 октября 1984 г.). Из камер-пажей Г. А. Пушкин был выпущен корнетом в лейб-гвардии Конный полк.

Сноски к стр. 196

7 Ободовская И. М., Дементьев М. А. После смерти Пушкина: Неизвестные письма, с. 149.

8 Воспоминания Г. Ладыженского. ИРЛИ, ф. 244, оп. 20, № 207.

9 Яблоновский С. Поездка в Михайловское: У Григория Александровича Пушкина. — Сын Отечества, 1899, 9 февраля, № 38.

Сноски к стр. 197

10 «Но лучше всего Пушкина-Ланская вышла на отлично сохранившемся дагерротипе <...> В одинаковых платьях и чепцах сидят рядом Наталья Николаевна и Александра Николаевна. За ними сбоку трое детей Пушкиных — сыновья в мундирах пажей и девочка-подросток (младшая дочь Наталья) <...> Дагерротип снят не в ателье, а в комнате (видны книжные шкафы) и, по всей вероятности, относится к 1850 или, самое позднее, к 1851 году (старший сын А. А. Пушкин окончил Пажеский корпус в 1851 году)» (Раевский Н. А. Портреты заговорили. 2-е изд. Алма-Ата, 1976, с. 28). К сожалению, в настоящее время этот дагерротип неизвестен.

11 В Государственном архиве Ростовской области в фонде Ростовского Областного музея изобразительных искусств выявлен следующий документ: «Приложение № 4 к протоколу № 1 Научно-Художественного Совета Музея от 26.IX.1945 г. Схематический план экспозиции живописи, графики, скульптуры и репродукций в Ростовском Областном музее изобразительных искусств», где в числе работ, включенных в «Раздел 1. Русские мастера. Портретисты реалистического направления начала и 1-й пол. 19 века» значится и «Мужской портрет» И. К. Макарова. Это дает основание полагать, что уже тогда, т. е. в 1940-х гг., имеющаяся датировка портрета (1884 г.) вызывала у специалистов музея сомнение (Ф. Р. — 4399, оп. 1, д. № 7).

Сноски к стр. 198

12 С целью максимального уточнения названной даты мы обратились за справкой к председателю Ростовской Областной секции охраны памятников архитектуры Ростовского отделения ВООПИиК архитектору, историку-краеведу А. П. Зимину, который любезно сообщил нам, что «Новый базар», существовавший с 1825 г. в районе западных крепостных ворот крепости св. Дм. Ростовского, находился на месте, где в настоящее время высится здание Дома Советов. К началу XX в. эта территория представляла собой пустырь, на котором размещался базар. В 1905 г. архитектором А. А. Ященко на пустыре была построена церковь Александра Невского («Новый собор»), вокруг нее оформлена площадь, а «Новый базар» потеснили ближе к берегу Дона. Теперь он примыкал к церкви с юго-восточной стороны. В 1925 г. принимается решение о закрытии Александро-Невской церкви и начинается слом здания, оказавшийся очень затяжным, так как стены достигали толщины до 2 м 12 см. К концу 1929 г. слом здания был завершен, а «Новый базар» ликвидирован; на его месте в начале 1930 г. началось строительство Дома Советов по проекту архитектора И. А. Голосова.

Таким образом, дата приобретения портрета, даже при возможном отклонении в 2—3 года, имеет конечным именно 1929 г.

Сноски к стр. 199

13 В настоящее время портрет находится в Пензенской картинной галерее.

14 Макаров И. К. Записки о семье художников Макаровых, с. 66.

Сноски к стр. 200

15 Бибикова Е. Н. Мои воспоминания о Пушкине и его потомках — по рассказам матери — Елизаветы Петровны Бибиковой (р. Ланской, в 1-м браке Араповой). — ИРЛИ, ф. 244, оп. 20, № 175. — Елизавета Николаевна Бибикова (урожд. Арапова) — внучка Н. Н. Пушкиной-Ланской.

16 А. П. Арапова в письме к Г. А. Пушкину от 25 марта 1894 г. сообщала: «Лиза всю эту зиму безвыездно провела в Пятигорске...» (Письма А. П. Араповой к Г. А. Пушкину. — ИРЛИ, Архив «Маркутье», ф. 246, № 35).