НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОРТРЕТ Г. А. ПУШКИНА,
МЛАДШЕГО СЫНА ПОЭТА
В Ростовском-на-Дону областном музее изобразительных искусств с довоенных лет хранится «Мужской портрет» работы И. К. Макарова. Выполненный маслом на холсте, который затем дублирован на стекло, он представляет молодого человека в мундире Пажеского корпуса. Юноша изображен в фас, внизу слева подпись: «И. Макаров, 1884». Внимание исследователей привлекло сходство модели, изображенной на «Мужском портрете» И. К. Макарова, с известным рисунком Н. П. Ланского, где запечатлен Г. А. Пушкин, младший сын поэта.
И. К. Макаров, академик живописи, — достаточно известный портретист второй половины XIX в. Он родился в 1822 г. в г. Саранске, в семье художника, воспитанника «Арзамасской школы» живописи, а затем основателя и руководителя Саранской художественной школы, бывшего крепостного пензенского помещика Горихвостова — К. А. Макарова. В 1845 г. И. К. Макаров был принят в Академию художеств и окончил ее в 1852 г. В конце академического курса он избрал для себя специальностью портретную живопись, которая быстро принесла ему успех в петербургском обществе. В свите великой княгини Марии Николаевны молодой художник отправляется в 1853 г. в поездку по Европе. По возвращении в Россию в 1855 г. ему было присвоено звание академика. «В 50—60-х годах не было светской гостиной, где бы не красовалась головка работы И. К. Макарова. Кисть его была мягкая и деликатная, рисунок отличался безусловной точностью и смелостью прежних русских мастеров...» — писала газета в некрологе на смерть художника в 1897 г.1
Творческая биография И. К. Макарова отмечена тем, что в конце 40-х гг, еще будучи учеником Академии художеств, он много работал в семье Пушкиных—Ланских. Выдвигая предположение, что «Мужской портрет» — это портрет Г. А. Пушкина, мы опирались на факт создания И. К. Макаровым в 1849 г. портретов Н. Н. Пушкиной-Ланской и дочерей
193
А. С. Пушкина: Марии и Натальи. Эти портреты широко известны, в последнее время получили новую атрибуцию и серьезные исследования.2 Историю написания своего портрета Наталья Николаевна подробно излагает в нескольких письмах к П. П. Ланскому. В частности, 8 июля 1849 г. она пишет:
«... Макаров, автор этого сюрприза, с нетерпением ждет сообщения о впечатлении, которое на тебя произведет портрет. Надо мне тебе рассказать, каким любезным образом он предложил мне свои услуги, чтобы вывести меня из затруднения с дагерротипом и фотографией, которые у меня были, потому, что оба они были неудачными. Он пришел однажды утром к нам работать над портретами детей, и мне пришла в голову мысль посоветоваться с ним, нельзя ли как-нибудь подправить фотографию, и не поможет ли в этом случае кисть Гау. — Да, сказал он, может быть. Потом глядя на меня очень пристально, что меня удивило, он сказал: — Послушайте, сударыня, я чувствую такую симпатию к вашему мужу, так его люблю, что почту себя счастливым способствовать удовольствию, которое вы хотите ему доставить. Разрешите мне написать ваш портрет <...> Не забудь ему выразить благодарность свою, я непременно ее передам. Мы расстались с ним очень тепло, он обещал время от времени бывать у нас».3
Думается, если бы художник работал только над портретами девочек, то Наталья Николаевна, с характерными для нее обстоятельностью и точностью, так и написала. Но речь идет именно о портретах детей, написанных И. К. Макаровым в период 1849—1852 гг. (т. е. до отъезда художника за границу в 1853 г.),4 — портретах, которые в наше время не все известны. И вот находка в Ростовском музее!
194
Все это заставило более пристально всмотреться в «Мужской портрет».
Как уже говорилось, на портрете изображен юноша в форме камер-пажа. У него мягкий овал лица; прозрачные, светлые зеленовато-карие глаза, темно-каштановые, слегка вьющиеся волосы; довольно длинный нос с заметной горбинкой; красивой формы, четко вылепленные губы. Фон — золотисто-коричневый, манера письма гладкая, жидкими красками с лессировками. Общая цветовая гамма — соединение теплых охристо-коричневых тонов, неярких, неконтрастных, плавно переходящих из одного в другой.
Об этом портрете имеются упоминания в двух работах, посвященных творчеству художника.
Его внук И. К. Макаров пишет в своей книге: «Среди других живописных работ И. К. Макарова выделяются еще две. Эти две написаны художником на стекле с изнанки. Для этого надо было всю работу от начала до конца вести в обратном порядке: лессировка, последние завершающие штрихи, блеск глаз ложились на стекло ранее всех, а за ними следовали теневые места, фон; все, что составляло второй план, оказывалось последними штрихами, заканчивающими работу.
Самая ранняя — это образ „Нерукотворный спас“ <...> Вторая работа — „Портрет камер-юнкера“ — хранится в Ростовском-на-Дону музее изобразительных искусств. Этот портрет характеризует определенное, близкое к академическому направление русского искусства второй половины
195
XIX века...».5 Не возражая против такой характеристики портрета, трудно согласиться с остальными утверждениями о характере исполнения в технике данной работы.
Осмотр портрета с привлечением реставраторов показал, что первоначально он был написан на холсте, а затем переведен на стекло. Отчетливо сохранились следы нитяных переплетений холста на грунте, от гвоздей на подрамнике, а в некоторых местах и кромка холста.
Таким образом данная работа не может быть отнесена к числу тех двух, выполненных в столь оригинальной технике, описанной И. К. Макаровым.
Сличение портрета с уже известными изображениями Г. А. Пушкина — рисунком Н. Ланского, сухого, но точного рисовальщика, акварелью Райта (1844), а также фотографиями середины 60-х гг. — обнаруживает несомненное сходство. Оно прослеживается в овале лица, разрезе глаз, линия носа и подбородка, вырезе ноздрей, форме лба, характерном изломе верхней губы и выразительной линии бровей.
Одинакова форма, в которой мы видим Г. А. Пушкина на рисунке Н. П. Ланского (1851) и на определяемом портрете, — это мундир Пажеского корпуса. По свидетельству специалистов, такая форма была принята в Пажеском корпусе в первой половине 50-х гг.6
196
Дополнительные визуальные исследования атрибутируемого портрета и портрета М. А. Гартунг, также работы И. К. Макарова, показали наличие фамильного сходства: нос, губы, разрез глаз имеют определенно выраженные идентичные формы.
Естественно, захотелось сравнить данный портрет с известными изображениями А. С. Пушкина и Н. Н. Пушкиной-Ланской. Исследования также привели к выявлению фамильного сходства: лоб, нос, губы — А. С. Пушкина, овал лица, цвет глаз, брови — Н. Н. Пушкиной-Ланской.
Для определения степени фамильного сходства мы решили обратиться не только к непосредственному сличению портретов членов семьи А. С. Пушкина, но и привлечь свидетельства современников об облике детей поэта, в первую очередь — младшего сына Григория.
Как выглядел в жизни Григорий Александрович Пушкин? Наталья Николаевна сообщала П. П. Ланскому в письме от 2 сентября 1849 г.: «Вообрази, что в корпусе все находят, что Гриша очень красивый мальчик, гораздо красивее своего брата, и по этой причине он записан в дворцовую стражу, честь, которой Саша никогда не мог достигнуть, потому что он числится в некрасивых. Когда Гриша появился в корпусе, все товарищи пришли сказать Саше, что брат на тебя ужасно похож, но сравненья нет лучше тебя».7
А это непосредственные впечатления современника уже в 80-х гг.: «Он был среднего роста, хорошо сложенный и сухой, темный шатен с небольшой бородой, живыми глазами <...> сразу бросалось в глаза его сходство с отцом, особенно нос, глаза и, мне казалось, голос и манеры...» — таким увидел Григория Александровича Г. М. Ладыженский, внук Е. Н. Вревской (Вульф).8
С. Яблоновский, посетивший Михайловское в 1898 г., писал в своем очерке: «... я невольно поразился огромным сходством Григория Александровича с отцовскими портретами: такой же нос, такой же лоб, тот же склад лица, только волосы не вьются, да длинная седая борода».9
Из приведенных выше свидетельств можно сделать следующий вывод: литературные источники не противоречат визуальным исследованиям, напротив — подтверждают их.
Однако полной уверенности в том, что на портрете И. К. Макарова изображен Г. А. Пушкин, эти исследования дать не могли. Решающее слово осталось за криминалистами. Физиологический анализ был проведен сотрудниками экспертно-криминалистического отдела УВД Ростовского Облисполкома. Главный исполнитель — эксперт И. М. Жук.
Для сравнительного анализа с определяемым портретом из изображений Г. А. Пушкина был выбран уже упоминавшийся рисунок Н. П. Ланского (1851).
197
Сравнивая эти два изображения, эксперты выявили ряд совпадений деталей лица по следующим признакам: конфигурации верхнелобной линии роста волос, конфигурации линии левой брови, размеру и форме носа, конфигурации линии губ и форме углов рта, относительному расстоянию между углами рта и глазной раковиной.
Но категорического заключения дано не было. Причина этого — разноракурсность изображений сравниваемых лиц и то, что сравниваемые объекты являются рисованными портретами.
Исходя из того, что совпадающих признаков обнаружено значительно больше, чем несовпадающих, было высказано предположение: на сравниваемых портретах, вероятно, изображено одно и то же лицо, т. е. Г. А. Пушкин.
К этому заключению можно добавить, что обе модели объединяет сходство в выражении лица, отражающем одинаковое душевное состояние.
Таким образом, визуальные исследования и сопоставление свидетельств современников подтверждают предположение, что на портрете И. К. Макарова изображен Г. А. Пушкин. И сразу возникает новый вопрос: почему портрет датирован 1884 г.? Ведь в это время Г. А. Пушкину было около пятидесяти лет. Первоначально появилось мнение, что портрет был написан задним числом с дагерротипа, о котором упоминает Н. Раевский в своей книге «Портреты заговорили».10 Но тщательный осмотр работы дал возможность выдвинуть гипотезу, что портрет написан в начале 50-х гг. и уже позднее, очевидно именно в 1884 г., подновлен и переведен на стекло, — об этом свидетельствуют и следы остатков холста на грунте.11
Размеры «Мужского портрета» несколько не совпадают с размерами портретов девочек: он немного больше. Все четыре (вместе с портретом Натальи Николаевны) известных теперь портрета этого периода различаются размерами, но таким образом, что невольно возникает впечатление единого временного и бытового фактора их написания. Рама на
198
«Мужском портрете», как видно, специально заказанная для него, близка по своему оформлению к рамам на портретах девочек, особенно Н. А. Пушкиной. Это также косвенно подтверждает версию, что портреты сестер и Григория Пушкиных писались в одно и то же время.
Можно предположить, не явился ли этот портрет, в том виде, в котором он известен нам, свадебным подарком Г. А. Пушкина своей жене? В октябре 1883 г. Г. А. Пушкин женился на В. А. Мошковой (урожд. Мельниковой).
Вероятно, по старой памяти Г. А. Пушкин обратился с просьбой привести портрет в необходимое состояние к художнику, который многие десятилетия поддерживал постоянную связь с семьей Пушкиных-Ланских. Во время реставрации и появилась подпись и датировка портрета. Но подчеркиваем, что это пока еще рабочая гипотеза. Окончательные ответы на все вопросы мы сможем получить лишь после полного технологического исследования портрета, которое задерживается из-за необходимых реставрационных работ.
Как видим, в процессе атрибуции выявился ряд загадок, связанных с историей создания портрета. Но не меньший интерес представляет история поступления его в Ростовский музей изобразительных искусств. Насколько в настоящее время известно пушкинистам, никто из ближайшего родственного окружения детей А. С. Пушкина в конце XIX — начале XX в. в Ростове-на-Дону не проживал. В ходе поиска мы обращались в Ростовский Областной музей краеведения, в Областной исторический архив и Областной архив ЗАГС, в крупнейшие книгохранилища Ростовской области, встречались и беседовали со старыми ростовскими краеведами, художниками, старожилами города.
Выяснить удалось следующее. По воспоминаниям ростовского художника С. С. Скопцова, портрет был куплен для музея случайно у двух неизвестных лиц на так называемом «Новом базаре» в Ростове в 1929 г.12 Портрет ими, вероятно, был где-то украден. В период гражданской войны в Ростове-на-Дону имели место случаи грабежа квартир зажиточных граждан, о чем свидетельствуют документы и сообщения местной печати.
199
Среди расхищаемых ценностей было немало произведений искусства, так как к началу 1890-х гг. в Ростове выявилась определенная группа из представителей интеллигенции и купцов-меценатов, собравших в своих особняках целые картинные галереи.
Поиск бывших владельцев портрета Г. А. Пушкина осложняется тем, что волею какого-то непонятного стечения обстоятельств ни в одном из известных нам в настоящее время документальных источников (кроме цитировавшихся выше писем Н. Н. Пушкиной-Ланской) прямых сведений о портрете не обнаружено. Мы обращались за помощью к потомкам А. С. Пушкина — правнучке поэта Н. С. Шепелевой и праправнучке И. Е. Гибшман, но, к сожалению, семейные предания о портрете Г. А. Пушкина работы И. К. Макарова им неизвестны. Возможно, данный факт объясняется обособленностью жизни Г. А. Пушкина.
Выйдя в отставку, он с 1866 г. обосновался на постоянное жительство в Михайловском. Григорий Александрович прожил в родовом имении 33 года и только в 1899 г., после продажи Михайловского в казну, покинул его, переехав в имение жены.
Если допустить, что портрет был вручен чете Пушкиных в 1884 г., то тогда его след ведет в Михайловское, а затем, после 1899 г., — в усадьбу «Маркутье» под Вильнюсом. Но пока сведений о том, что портрет был в Михайловском, не обнаружено.
И. К. Макаров прожил долгую жизнь, Он умер в 1897 г. в Петербурге. Начало его знакомства с семьей Н. Н. Пушкиной-Ланской относится к 1849 г. Считавшаяся по сию пору последней по времени создания работа художника, имеющая отношение к семье Пушкиных-Ланских, — «Детский портрет сестер Араповых»,13 внучек Натальи Николаевны, — датирована 1879 г. Как известно, во втором браке Наталья Николаевна имела трех дочерей: Александру, Софью и Елизавету. Волею судьбы Александра и Елизавета Ланские в середине 60-х гг. выходят замуж за родных братьев Араповых: Ивана Андреевича и Николая Андреевича. И. А. Арапов к концу 90-х гг. получил чин генерал-лейтенанта и был в числе первых промышленников Пензенской губернии. Центральной усадьбой имения Араповых являлась Ламша.
В 80-х — 90-х гг. в летнее время в Ламшу часто приезжала погостить к сестре М. А. Гартунг, а позже стал бывать и А. А. Пушкин, иногда с детьми. Сюда приходили письма и от Г. А. Пушкина из Михайловского.
Жизненные дороги людей пересекаются порой самым неожиданным образом. В 1852 г. родные И. К. Макарова (отец, мать, братья и сестры) переезжают из Саранска в Пензу. С этого времени Пенза прочно вошла в жизнь художника. Внук И. К. Макарова пишет в своей книге:
«Письма с приглашениями ожидали приезда Ивана Кузьмича в отцовском доме в Пензе. Присылались они и в Петербург. Это были любезные напоминания старых друзей и знакомых о данных когда-то обещаниях; отказаться было неудобно, и Иван Кузьмич ехал и писал портреты, а иногда, по особому заказу, и иконы».14
200
Несомненно, сын Н. Н. Пушкиной-Ланской был в числе самых желанных заказчиков художника до конца его дней.
В семье Араповых, конечно, имелись портреты работы Макарова, которые в настоящее время неизвестны. Они или просто затерялись, или даже погибли в череде лет и событий. Сведения об одном из таких портретов есть, например, в воспоминаниях Е. Н. Бибиковой (речь идет о портрете Натальи Николаевны): «Няня только одна упоминала о жизни Пушкиных, так как бабушка об этом никогда не говорила. Она всегда была грустная, одетая в черное с белыми воротничками и манжетами и черной кружевной косынкой на голове, как она изображена на своем портрете кисти Макарова...».15
Е. Н. Бибикова — это уже самое молодое поколение разросшейся к началу XX в. семьи Пушкиных—Ланских—Бибиковых—Араповых—Шиповых. К началу века во главе этого клана стояла А. П. Арапова. Она вела большую переписку со своими родными сестрами, а также родными по матери братьями и сестрами Пушкиными. Г. А. Пушкин до конца своих дней имел довольно прочную деловую и родственную связь с А. П. Араповой — об этом свидетельствуют письма, имеющиеся в фондах Рукописного отдела ИРЛИ. А. П. Арапова принимала близко к сердцу заботы Григория Александровича, и поэтому естественно предположить, что она имела отношение к истории создания портрета. В таком случае появление портрета в Ростове может быть связано с судьбой кого-то из молодого поколения Араповых. Например, упоминавшаяся выше Е. Н. Бибикова многие годы прожила не так далеко от Ростова-на-Дону, в Пятигорске, где стоял полк ее мужа В. Д. Бибикова.16
Каждое из приведенных выше обстоятельств могло иметь отношение к тому, что в конце прошлого или начале нынешнего века в одном из домов Ростова появился портрет юноши в мундире камер-пажа. Пока неизвестно имя хозяина этого дома. Но важно главное. Летом 1849 г. судьба привела в дом вдовы Пушкина молодого художника. Он написал портреты детей поэта. Изображение младшего сына А. С. Пушкина стало известно нам спустя 130 лет.
А. А. Нарыжная, Т. В. Ковалева
————
Сноски к стр. 192
1 Вырезка статьи из газеты 1897 г. хранится в картотеке Б. Л. Модзалевского в Пушкинском Доме. Название газеты не указано.
Сноски к стр. 193
2 См.: Седова Е. Н. Два портрета Н. Н. Пушкиной-Ланской. — В кн.: Панорама искусств. М., 1980, вып. 3, с. 201—209.
3 Ободовская И. М., Дементьев М. А. После смерти Пушкина: Неизвестные письма. — М., 1980, с. 161.
4 Внимательно вчитываясь в строки вышеприведенного письма Натальи Николаевны от 8 июля 1849 г., мы также обратили внимание на фразу: «Теперь он начал писать портреты г-на и г-жи Айвазовских». Из этого сообщения видно, что летом 1849 г. в доме у Натальи Николаевны, а возможно, и в обществе и, конечно, в Академии художеств происходили частые встречи И. К. Макарова и И. К. Айвазовского. Понятно также, что характер общения молодого начинающего портретиста и молодого, но уже европейски знаменитого художника был дружеский.
Как известно, И. К. Айвазовский пронес через всю свою жизнь восторженное, глубокое чувство любви и почитания Пушкина — поэта и человека. Дважды в своей жизни Айвазовскому посчастливилось увидеть его. Навсегда запечатлелась в памяти художника встреча в 1836 г. на выставке в Академии художеств, которую Пушкин посетил вместе с Натальей Николаевной и где Айвазовский был ему представлен. Позже он напишет об этом в своих воспоминаниях.
В книге И. М. Ободовской и М. А. Дементьева «После смерти Пушкина» (гл. «Светские встречи») подробно описаны дружеские взаимоотношения семьи Пушкиных-Ланских и молодой четы Айвазовских, упоминается также о подаренной художником картине с надписью: «Наталье Николаевне Ланской от Айвазовского. 1 генваря 1847 г. С.Петербург». Дата в дарственной надписи указывает на то, что добрые связи существовали и до 1849 г. Но дело в том, что при жизни Пушкина художник не был вхож в дом поэта. Когда же появились столь близкие отношения? Необходимо было найти ответ на этот вопрос. Просматривая документы жизни и творчества И. К. Айвазовского, в письме художника к А. Р. Томилову от 10 мая 1843 г. из Парижа мы обнаружили следующие строки: «... Это письмо взялся доставить добрый Петр Петрович Ланской, который едет сегодня в Петербург. Мы часто говорили с ним про Вас, про Ваше доброе попечение обо мне и проч. Он может рассказать подробнее про меня и картины мои. Извините, что так бессвязно и спешу написать, сейчас уезжает» (Айвазовский И. К. Документы и материалы. Ереван, 1967, с. 71). Значит, Айвазовский был знаком с П. П. Ланским еще до его женитьбы на Н. Н. Пушкиной? В примечаниях к письму указано: «Ланской Петр Петрович — генерал-адъютант, крымский помещик». Как известно, И. К. Айвазовский родился (1817) и вырос в Феодосии. Но был ли интересующий нас П. П. Ланской крымским помещиком? В биографии А. П. Ланского (одного из четырех братьев Ланских) читаем: «... Ланские обладали имением под самой Феодосией, и, подолгу проживая там, он в детстве научился татарскому языку...» (Сборник биографий кавалергардов. 1801—1826. СПб., 1906, с. 332). Все встало на свои места. Именно близкое знакомство с П. П. Ланским дало возможность Айвазовскому посещать дом, который с июля 1844 г. стал кровом для вдовы и детей А. С. Пушкина.
И. К. Айвазовский вернулся в Россию из поездки по Европе в июне 1844 г. С этого времени он имеет постоянную связь с Академией художеств, часто приезжает в Петербург. В 1845 г. в Академию художеств поступает учиться И. К. Макаров. Можно предположить, что именно Айвазовский рекомендовал молодого талантливого портретиста Наталье Николаевне и П. П. Ланскому. Но важно то, что портрет Натальи Николаевны и портреты детей поэта писались Макаровым в тот же отрезок времени, что и портреты Айвазовских. (Портреты Айвазовских работы И. К. Макарова в настоящее время неизвестны.)
Сноски к стр. 195
5 Макаров И. К. Записки о семье художников Макаровых. Саранск, 1974, с. 44. — По поводу расхождения в названии работы И. К. Макарова можно предположить следующее. Оба названия — «Портрет камер-юнкера» (так именует эту работу и Л. Б. Федосеенко в своем альбоме «Иван Кузьмич Макаров» (Саранск, 1973)) и «Мужской портрет» (Каталог живописи. РОМИИ (1966 г.)) — были даны, исходя из визуального определения. Молодой человек, изображенный на портрете, одет в мундир Пажеского корпуса, т. е. является камер-пажем, отсюда — «Портрет камер-юнкера». Что же касается второго названия, то сотрудники музея, получив работы из реэвакуации без каких-либо сопроводительных документов, некоторым произведениям, названия которых не могли точно восстановить, давали произвольные. Так появился «Мужской портрет» (свидетельство главного хранителя Ростовского музея изобразительных искусств К. Т. Мицкевич). Таким образом, и первое и второе названия работы скорее предполагают, нежели отрицают третье — подлинное.
6 См.: Формы одежды. — В кн.: Пажеский Его Императорского Величества Корпус за сто лет. 1802—1902 / Сост. Д. М. Лёвшин. СПб., 1902, т. 2, с. 495—511. — В возрасте 14 лет Г. А. Пушкин, как и его старший брат А. А. Пушкин, после окончания гимназического курса в 1849 г. был определен в Пажеский корпус, который окончил в 1853 г. По просьбе авторов, специалистом по истории военной формы А. М. Горшманом проведена детальная атрибуция мундира и дано следующее заключение: «... с 26 февраля 1845 года воротники на мундирах пажей и камер-пажей стали делаться ниже против ранее существовавших. До этого времени воротники были высотой 2 вершка (8.9 см) <...> новые воротники стали иметь высоту 1 вершок с четвертью (5.6 см), т. е. как раз на эту высоту и смотрится воротник на обоих портретах.
<...> На карандашном рисунке Григорий Пушкин еще просто паж, ибо на воротнике видна одна петлица, а вот на анфасном портрете <...> у него на воротнике есть <...> еще галун, нашитый вдоль верхнего и бокового краев воротника <...> значит, он уже камер-паж, т. е. состоит в выпускном классе Пажеского корпуса, и портрет надобно датировать 1852-м или 1853-м годами (в выпускном классе учились полтора года ила год в зависимости от способностей или успехов» (из письма А. М. Горшмана от 25 октября 1984 г.). Из камер-пажей Г. А. Пушкин был выпущен корнетом в лейб-гвардии Конный полк.
Сноски к стр. 196
7 Ободовская И. М., Дементьев М. А. После смерти Пушкина: Неизвестные письма, с. 149.
8 Воспоминания Г. Ладыженского. ИРЛИ, ф. 244, оп. 20, № 207.
9 Яблоновский С. Поездка в Михайловское: У Григория Александровича Пушкина. — Сын Отечества, 1899, 9 февраля, № 38.
Сноски к стр. 197
10 «Но лучше всего Пушкина-Ланская вышла на отлично сохранившемся дагерротипе <...> В одинаковых платьях и чепцах сидят рядом Наталья Николаевна и Александра Николаевна. За ними сбоку трое детей Пушкиных — сыновья в мундирах пажей и девочка-подросток (младшая дочь Наталья) <...> Дагерротип снят не в ателье, а в комнате (видны книжные шкафы) и, по всей вероятности, относится к 1850 или, самое позднее, к 1851 году (старший сын А. А. Пушкин окончил Пажеский корпус в 1851 году)» (Раевский Н. А. Портреты заговорили. 2-е изд. Алма-Ата, 1976, с. 28). К сожалению, в настоящее время этот дагерротип неизвестен.
11 В Государственном архиве Ростовской области в фонде Ростовского Областного музея изобразительных искусств выявлен следующий документ: «Приложение № 4 к протоколу № 1 Научно-Художественного Совета Музея от 26.IX.1945 г. Схематический план экспозиции живописи, графики, скульптуры и репродукций в Ростовском Областном музее изобразительных искусств», где в числе работ, включенных в «Раздел 1. Русские мастера. Портретисты реалистического направления начала и 1-й пол. 19 века» значится и «Мужской портрет» И. К. Макарова. Это дает основание полагать, что уже тогда, т. е. в 1940-х гг., имеющаяся датировка портрета (1884 г.) вызывала у специалистов музея сомнение (Ф. Р. — 4399, оп. 1, д. № 7).
Сноски к стр. 198
12 С целью максимального уточнения названной даты мы обратились за справкой к председателю Ростовской Областной секции охраны памятников архитектуры Ростовского отделения ВООПИиК архитектору, историку-краеведу А. П. Зимину, который любезно сообщил нам, что «Новый базар», существовавший с 1825 г. в районе западных крепостных ворот крепости св. Дм. Ростовского, находился на месте, где в настоящее время высится здание Дома Советов. К началу XX в. эта территория представляла собой пустырь, на котором размещался базар. В 1905 г. архитектором А. А. Ященко на пустыре была построена церковь Александра Невского («Новый собор»), вокруг нее оформлена площадь, а «Новый базар» потеснили ближе к берегу Дона. Теперь он примыкал к церкви с юго-восточной стороны. В 1925 г. принимается решение о закрытии Александро-Невской церкви и начинается слом здания, оказавшийся очень затяжным, так как стены достигали толщины до 2 м 12 см. К концу 1929 г. слом здания был завершен, а «Новый базар» ликвидирован; на его месте в начале 1930 г. началось строительство Дома Советов по проекту архитектора И. А. Голосова.
Таким образом, дата приобретения портрета, даже при возможном отклонении в 2—3 года, имеет конечным именно 1929 г.
Сноски к стр. 199
13 В настоящее время портрет находится в Пензенской картинной галерее.
14 Макаров И. К. Записки о семье художников Макаровых, с. 66.
Сноски к стр. 200
15 Бибикова Е. Н. Мои воспоминания о Пушкине и его потомках — по рассказам матери — Елизаветы Петровны Бибиковой (р. Ланской, в 1-м браке Араповой). — ИРЛИ, ф. 244, оп. 20, № 175. — Елизавета Николаевна Бибикова (урожд. Арапова) — внучка Н. Н. Пушкиной-Ланской.
16 А. П. Арапова в письме к Г. А. Пушкину от 25 марта 1894 г. сообщала: «Лиза всю эту зиму безвыездно провела в Пятигорске...» (Письма А. П. Араповой к Г. А. Пушкину. — ИРЛИ, Архив «Маркутье», ф. 246, № 35).