209

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ А. С. ПУШКИНА (МОСКВА)
В 1981 г.

Одним из основных направлений деятельности музея в 1981 г. были подготовка и проведение мероприятий к XXVI съезду КПСС.

В зале «Пушкин и советская культура» была открыта выставка «Пушкин в советском искусстве», где были представлены лучшие произведения советских художников из собрания музея.

Состоялось 8-е собеседование «Пушкин в школе» для учителей Российской Федерации, подготовленное музеем совместно с Министерством просвещения РСФСР.

XXVI съезду КПСС было посвящено 10 вечеров. Среди них творческие вечера известных советских поэтов, делегатов съезда, — Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии, народного поэта Дагестана Р. Гамзатова, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии, народного поэта Башкирии М. Карима. С творческими отчетами выступили также Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии М. Дудин, лауреат Государственной премии, народный поэт Калмыкии Д. Кугультинов, поэт Д. Самойлов. В вечере советской поэзии, посвященном творчеству В. Маяковского, принял участие лауреат Ленинской и Государственной премий, народный артист РСФСР В. Лановой.

В дни работы съезда состоялся вечер-прием Всесоюзного музея А. С. Пушкина.

Деятельность музея в 1981 г. в значительной степени определило его участие во Всесоюзном смотре научно-фондовой работы, посвященном 60-летию образования СССР.

Активно проводились инвентаризация и паспортизация поступивших материалов, научное изучение и описание предметов, имеющих наибольшую музейную ценность. Составлено более 1300 паспортов.

За год музейное собрание увеличилось на 1219 единиц. В их числе изобразительных материалов — 548 единиц (55 ед. получено в дар), книг — 621 единица (155 ед. подарено), рукописей — 5 единиц.

Среди новых поступлений следует отметить четыре портрета членов семьи С. А. Соболевского, которых знал Пушкин (металл, пластины, масло,

210

работы неизвестного художника 1830-х гг.); портрет художника и архитектора А. П. Брюллова (акварель А. И. Клюндера, 1840 г.); парные портреты мужа и жены из семьи Муравьевых (холст, масло, работы неизвестного художника, 1840-е гг.); несколько мемориальных предметов, принадлежавших поэту Е. А. Баратынскому и его жене, а также миниатюрный портрет его отца; бюст А. С. Пушкина (бронза, работа П. П. Трубецкого, 1899 г.); «Вид Москвы с Каменного моста» (гравюра Ж. Делабарта, 1799 г.); зеркало в раме красного дерева с подзеркальным столиком 1830—1840-х годов.

Из материалов XIX в., полученных в дар, наиболее значительны: портрет Н. В. Гоголя (холст, масло, копия неизвестного художника с оригинала А. И. Иванова 1841 г.) — дар Е. В. Полосатова; портрет М. Н. Меркурьева (холст, масло, работа неизвестного художника 1830—1840-х гг.) — дар Л. Е. Преображенской; 28 поддужных колокольцев, изготовленных в разных губерниях России преимущественно в годы жизни поэта, — дар С. И. Николенко; ломберный стол красного дерева, принадлежавший Н. И. Гончаровой, — дар А. А. Черненко; дорожная шкатулка красного дерева с отделкой кожей и металлом (1-я половина XIX в.); тюлевая накидка с кружевом машинной работы — дар М. И. Свищевой; женская сумочка, шитая бисером (1820—1830-е гг.), — дар З. Ф. Кондрашовой.

В 1981 г. музей вступил во владение имуществом А. Г. Ливер, полученным согласно ее завещанию. Вещи, принадлежавшие А. Г. Ливер, являются частью ценнейшего собрания П. В. Губара. Они дополнили подаренную музею ранее часть этой коллекции. Среди материалов, полученных по завещанию А. Г. Ливер, — очень редкие образцы фарфора XVIII—начала XX в., канделябр золоченой бронзы французской работы XVIII в., туалет и буфет красного дерева 1830-х гг. Предметы изобразительного искусства связаны прежде всего с темой городского пейзажа и жанра. Музей стал обладателем редчайшей гравюры на меди Зубова (1711 г.) — «Триумфальный въезд в Москву Петра I». В эту часть собрания П. В. Губара входят также 5 гуашей предположительно С. Щедрина — виды Петербурга и его окрестностей, 1800-е гг., три литографии А. Орловского, очень редкое издание 1817 г. — альбом «Волшебный фонарь» с 40 офортами А. Венецианова.

В коллекции предметов изобразительного и прикладного искусства семьи Арендт, полученной музеем после смерти последней ее владелицы Е. Г. Андреевой-Арендт, следует выделить портреты русских деятелей, выполненные в различной технике. Наиболее интересен среди них предполагаемый портрет Петра I ребенком (дерево, темпера, работа неизвестного художника, конец XVII в.), портрет Александра I (акварель Ж.-Б. Изабе, 1810-е гг.), редкий портрет Н. Ф. Арендта (литография 1835—1836 гг. с оригинала Ф. Крюгера). Мебель и предметы прикладного искусства этой коллекции представлены в основном изделиями мастеров XVIII—XIX вв.

Музейное собрание пополнилось также работами советских художников на пушкинские темы. Среди них серия иллюстраций к повести Пушкина «Барышня-крестьянка» (гравюры на дереве в два тона, работы А. С. Бакулевского), эскизы костюмов и декораций к постановкам опер — «Алеко», «Евгений Онегин» (работы А. Ф. Лушина), эскиз декорации

211

к кинофильму «Как царь Петр Арапа женил» — «Дворец Ягужинского» (картон, темпера, работы И. П. Лемешева), и др.

Продолжалась разработка темы «Пушкин и Москва». На научных заседаниях музея были сделаны доклады: «Переводы произведений Пушкина на иностранные языки и статьи о Пушкине в зарубежной прессе — по материалам московских журналов 1826—1829 гг.» (Г. Г. Курочкина), «Арбат в 1830—1831 годах. Друзья и знакомые Пушкина — жители Арбата» (Ф. Ш. Рысина), «История здания, занимаемого ГМП, во второй половине XIX—XX века» (Н. М. Волович), «Московские родственники Пушкина» (Л. А. Корнаухова), «Московский знакомый Пушкина — декабрист В. П. Зубков» (В. Н. Рядинская).

Результатом изучений фондовых материалов стали сообщения: «П. Ф. Соколов — литограф» (Л. И. Вуич), «Атрибуция двух парных портретов неизвестных работы А. Орловского» (Е. А. Усова).

Сотрудники музея опубликовали 20 научных и популярных статей. Кроме того, было написано 5 рецензий, подготовлены 2 радио- и 1 телепередача.

В течение года состоялось 10 открытых научных заседаний. Обсуждались проблемы изучения биографии и творчества Пушкина, творчества поэтов — его современников. С докладами выступили В. Н. Турбин («„Вакхическая песнь“ Пушкина. Опыт анализа»), С. А. Фомичев («О пушкинском цикле „Опыт драматических изучений“»), С. М. Громбах («Лукьян Якубович — поэт пушкинского окружения»), В. С. Листов («Из истории стихотворения Пушкина „Я памятник себе воздвиг...“» и «К истории стихотворения Пушкина „Герой“»), Ю. И. Левина («Болдино в биографии Пушкина. Итоги и проблемы изучения»), А. Л. Осповат и Е. А. Тоддес («Новонайденные тексты А. А. Бестужева-Марлинского»), Г. С. Кнабе («Тацит и Пушкин»), М. Сергеев («Несчастью верная сестра...»). Сообщения сделали также студенты филологического факультета МГУ И. Великодная («Переводчик Пушкина — Одынец») и А. Махов («А. С. Пушкин и В. И. Туманский»).

В 1981 г. в прижизненную экспозицию музея, а также в залы «Мировая слава Пушкина» и «Пушкин и наше время» введен ряд новых материалов.

К различным вечерам, проходившим в музее, в фойе зрительного зала были организованы временные выставки.

Продолжалась работа по созданию мемориальной «Квартиры Пушкина на Арбате». В соответствии с первым вариантом художественного проекта фондовой выставки на тему «Пушкин и Москва» во втором этаже мемориального дома было разработано тематическое распределение экспозиции по залам, примерный маршрут внутри каждого зала. К каждому разделу выставки были написаны тематико-экспозиционные планы.

С передвижными выставками на подлинных материалах познакомились жители нескольких городов страны. Выставка «Пушкин в советском изобразительном искусстве» экспонировалась в Воронежском областном музее изобразительного искусства, в Ульяновском художественном музее, в краеведческом музее г. Тольятти; выставка «Спутники Пушкина» — в Калининском государственном объединенном историко-архитектурном и литературном музее, в Киевском государственном музее Т. Г. Шевченко.

212

В 1981 г. музей посетило более 70 000 человек, проведено 1547 экскурсий. Сотрудники музея прочитали более 200 лекций в учреждениях и на предприятиях различных регионов страны: в Москве и Подмосковье, в Калужской, Калининской, Калининградской областях, на трассе БАМа, в Дагестане, Карелии, на Украине и Дальнем Востоке.

С некоторыми предприятиями Москвы заключены договора о сотрудничестве. Лекции читались на заводах «Каучук», «Старт», «Мосэнерго», в институте ВНИИКА «Нефтегаз». На фабрике «Красный Октябрь» организован университет культуры, в общежитиях Главмоспромстроя — пушкинский лекторий.

За год в музее проведено 53 вечера и 6 вечеров в других учреждениях, состоялось 200 кинопоказов документальных и художественных фильмов в музее и 40 кинопоказов — вне музея.

Литературно-музыкальными вечерами отмечались памятные даты в жизни страны.

Пушкинские чтения были посвящены юбилейным пушкинским датам, новым работам в пушкиноведении, музейным коллекциям и др.

Состоялись творческие вечера народного артиста СССР, лауреата Государственных премий Д. Н. Журавлева, композитора, заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии им. М. И. Глинки А. Николаева, кинорежиссера, лауреата Государственной премии Ю. Норштейна, солистки Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, заслуженной артистки РСФСР, лауреата международных конкурсов Г. Писаренко, композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Б. Чайковского и др.

Г. Д. Асланова

———