- 180 -
ЭПИТЕТ «МЕДНЫЙ» В ПОЭМЕ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
Вопрос, почему Пушкин называет бронзового всадника медным, уже обсуждался. «Правдоподобная бронза была бы здесь некстати. Она слишком звонкий, легкий и благородный металл в сравнении с тяжелой, глухой и низменной медью», — говорит Ю. Б. Борев.1 Ему вторит Л. Еремина: «Благородную бронзу, материал бессмертия, славы и благодарности потомков, Пушкин заменил прозаической медью».2 Оба исследователя сходятся также в том, что «медная глава» Петра — намек на его медный лоб. Поскольку такая трактовка эпитета «медный» завоевала популярность, к разговору о нем стоит вернуться.
1. Русский язык допускает употребление слова «медь» в значении «бронза»: колокольная медь, пушечная медь и т. п. Большинство предметов, которые в быту зовутся медными, — светильники, самовары, краны, монеты и проч. — сделаны из сплавов меди с оловом (бронза) и цинком (латунь). В частности, почти все употребления слова «медный» Пушкиным относятся к бронзе и латуни: медные шандалы в спальне старой графини (VIII, 234) и в комнате Сильвио (VIII, 66), медный образ на могиле Вырина (VIII, 106), замок, ручку которого жмет Нулин (V, 10), «медных пушек светлый ряд» (III, 775) и т. д.
2. Особенно интересны для нас случаи, когда Пушкин называет медными бронзовые статуи, тем более что он никогда не называет их бронзовыми. Снижения при этом не возникает: «Ты спрашиваешь меня о Петре? идет по маленьку; скопляю материалы — привожу в порядок — и вдруг вылью медный памятник, которого не льзя будет перетаскивать с одного конца города на другой» (XV, 154); «Почему же статуи раскрашенные нравятся нам менее чисто мраморных и медных?» (XI, 177); «И славой мраморной и медными хвалами Екатерининских орлов» (III, 189). Из чего льют памятники, Пушкин, конечно, знает: статую Екатерины из Полотняного Завода он по-французски называет бронзовой (XIV, 95, 103). В русских письмах она же — «статуя медная» (XVI, 220) и «медная бабушка» (XIV, 116).
3. Следует отметить, что в допушкинской поэзии статуи вообще только медные. Так, у Жуковского:
Там медь являет зрак героя —
В нем пламень мужества горит.3(«Могущество, слава и благоденствие
России»)У Державина:
Такого мужа обелиски
Не тем славны, что к небу близки,
Не мрамором, не медью тверды...4(«Памятник герою»)
- 181 -
Как витязи в веках позднейших
В меди иль в мраморе себя
Со удивленьем созерцают...5(«К Н. А. Львову»)
На твердом мраморном помосте,
На мшистых сводах меж столпов,
В меди, в величественном росте...6(«Мой истукан»)
У Сумарокова:
Сия гора не хлеб — из камня, не из теста,
И трудно сдвигнуться со своего ей места,
Однако сдвинулась, а место пременя,
Упала ко хвосту здесь медного коня.7(«Сия гора не хлеб....»)
У Ломоносова:
Взирая на него, Перс, Турок, Гот, Сармат
Величеству лица Геройского чудится
И мертвого в меди бесчувственной страшится.8(«Надпись 5 к статуе Петра Великого»)
Светлее злата медь в сем образе сияет,
Что толь великую богиню представляет.9(«Надпись на конное, литое из меди изображение ее императорского величества государыни императрицы Елисаветы Петровны в амазонском уборе»)
В высокой поэтической традиции медь — синоним вечности и славы. Использование в том же значении слова «бронза» становится возможным только в XX в.: «Где он, бронзы звон или гранита грань?» (Маяковский) — в пушкинское время здесь обязательно стояла бы пара: медь и мрамор.
4. Источником такой высокой поэтической традиции явилась античная поэзия. В частности, в известной оде Горация речь идет о памятнике «крепче меди» (aere perennius); русские поэты XVIII—XIX вв. всегда переводят здесь aes («медь, бронза»10) как «медь». Настоящий рудник «высокой меди» — «Илиада», где χαλχός («бронза, металл, особенно медь как первый металл»11) — едва ли не самое употребительное слово; Гнедич неизменно
- 182 -
переводит его как «медь»: медный Арей душегубец, меднодоспешные герои, медь сверкающая, жестокая, убийственная и т. п. Надо заметить, что в VII в. до н. э. железо уже известно, так что употребление χαλχός по отношению к оружию и доспехам уже у Гомера — поэтизм.
Не менее важным источником высоких ассоциаций, связанных с медью, была для русских поэтов Библия: ср. описание Моисеева святилища, все атрибуты которого делаются из золота, серебра и меди (Исход, 35—39), эпизод с медным змием12 (Числа, 21, 8—9), а также описание доспехов: «Медный шлем на голове его; и одет он был в чешуйчатую броню, и вес брони его — пять тысяч сиклей меди. Медные наколенники на ногах его, и медный щит за плечами его» (1-я книга Царств, 17, 5—6). Библейская медь — своего рода праметалл, связанный с богослужением и жертвоприношениями.13 Медь античная — прежде всего военная и государственная, затем — материал скульптуры («Медная дева, я здесь возлежу, на могиле Мидаса»14). Вероятно, гомеровскими и библейскими ассоциациями объясняется и то, что Пушкин иногда называет медными стальные доспехи и кавалерийские атрибуты: «На брови медный шлем надвинув» (IV, 12); «Струится кровь с кольчуги медной» (IV, 84); «Уздечки медные гремят»15 (IV, 109); «Не видал до этих пор Я на ведрах [медных] шпор» (VII, 239).
5. Выражение «медный лоб» (калька франц. front d’airain) встречается у Пушкина дважды (II, 458; XV, 2), причем в контекстах, исключающих, на наш взгляд, сопоставление с «Медным всадником». Следует напомнить также, что фразеологизм обладает только целостным значением, которое, в другом сочетании («медная глава») не возникает.
6. Слово «бронза» в значении «металл», «сплав меди с оловом» у Пушкина не встречается. «Бронзовый», кроме «Медного всадника», есть в «Графе Нулине» (V, 9) и «Выстреле» (VIII, 71). Несомненно, что это слово у Пушкина имеет только терминологическое значение и лишено поэтических ассоциаций, свойственных меди.
7. Вопрос: «Почему Всадник — медный, хотя он сделан из бронзы» — возник по недоразумению: «медный» и означает «сделанный из бронзы».16 Еще большее недоразумение — вопрос, «почему Всадник — медный, а конь — бронзовый» (в книге Ю. Б. Борева фигурирует «полиметаллический» образ Петра). Выражение «кумир на бронзовом коне» подразумевает, что весь памятник бронзовый; если же сказано; «Всадник медный», то ясно, что и конь, и седок из меди (т. е. из той же бронзы, только в высоком значении). В единственном случае, когда оба определения оказались в черновике рядом:
- 183 -
Всадник Медный
На [бронзовом] коне,17 —Пушкин сразу зачеркивает «бронзовом», избегая непрошенного комического эффекта.
Корректно поставить вопрос можно так: почему памятник в поэме то бронзовый, то медный, при том, что оба слова обозначают у Пушкина один металл, и при том, что «бронзовый» — слово решительно непоэтическое.18
8. Небезынтересна дальнейшая судьба меди и бронзы в русской поэзии. «Технологический» XIX век восстанавливает терминологически точное значение обоих слов (в частности, электротехника вводит в быт чистую медь); «медный» означает теперь «сделанный из меди» — мягкой, тусклой и дешевой. Соответственно, акции бронзы растут, и сначала в прозе, а затем в поэзии памятники становятся бронзовыми. Ср. в «Подростке» «...останется прежнее финское болото, а посредине его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне».19 У Маяковского: «Мне наплевать на бронзы многопудье, Мне наплевать на мраморную слизь»,20 т. е. бронза окончательно заняла место меди рядом с мрамором. То же в современных переводах римских поэтов: «Создал памятник я, бронзы литой прочней»;21 «Тысячу древних фигур из бронзы, из кости слоновой».22 Поэтическая реабилитация бронзы дает возможность уточнить перевод («древние фигуры» делались-таки из бронзы), и она же порождает сниженное восприятие эпитета в названии «Медный всадник».
«Медь» в значении «бронза» продолжает употребляться там, где нужно подчеркнуть архаичность (у Горация в переводе Г. Церетели: «Башни медной замок, двери дубовые»23) или связь с поэтической традицией: «Будь мрамором и медью будь»,24 «Медь грозных легионов застонала».25 Автор «Мастера и Маргариты» называет статуи во дворце Ирода то медными, то бронзовыми, явно не делая различия.26
Форсирование поэтических ассоциаций, связанных с медью, в поэзии начала XX в. ведет к окончательному ее превращению в «смертельную медь». Ср. у Блока: «И в гроб переплавляю медь».27 И особенно у Мандельштама: «Качает ветер тоненькие прутья. И крепнет голос проволоки медной...
- 184 -
И только медь — непобедимой дрожью — Пространство режет, нижет бисер черный».28 В последнем примере обыгрываются сразу три значения слова: буквальное (медный провод), высокопоэтическое (античная «смертельная медь») и музыкальное (звучание группы «медных» в оркестре). Ср. у него же: «И ночь нарастает, унынья и меди полна».29
«Медь дороже серебра, — гласит пословица. — Серебро — чертово ребро, а медь богу служит и царю честь воздает».30
Е. С. Хаев
———
СноскиСноски к стр. 180
1 Борев Ю. Б. Основные эстетические категории. М., 1960, с. 325. См. также: Борев Ю. Б. Искусство интерпретации и оценки. М., 1980.
2 Еремина Л. Почему всадник — медный? — Наука и жизнь, 1978, № 2, с. 129.
3 Жуковский В. А. Собр. соч.: В 4-х т. М.; Л., 1959, т. 1, с. 13.
4 Державин Г. Р. Стихотворения. Л., 1957, с. 175 (Б-ка поэта. Большая сер.).
Сноски к стр. 181
5 Там же, с. 194.
6 Там же, с. 205.
7 Сумароков А. П. Избр. произв. Л., 1957, с. 111.
8 Ломоносов М. В. Избр. произв. М.; Л., 1965, с. 225.
9 Там же, с. 247.
10 Klotz. Handwörterbuch der Lateinischen Sprache. 1853, Bd I, S. 203—205.
11 Pape. Griechisch Deutsches Wörterbuch. Brauschweig, 1914, Bd II, S. 1331—1332.
Сноски к стр. 182
12 Возможно, с ним связана змея, которую топчет Медный всадник.
13 См.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб., М., 1881, т. 2, с. 367.
14 См.: Парнас. Антология античной лирики. М., 1980, с. 189.
15 Уздечка состоит из ременного повода и стальных удил.
16 Значение слова «медь», охватывающее бронзу и металл вообще, есть и в других языках: ср. немецкое Erz — «медь, бронза, металл» (Павловский И. Я. Немецко-русский словарь. Рига; Лейпциг, 1902, с. 471).
Сноски к стр. 183
17 Пушкин А. С. Медный всадник. Л., 1978, с. 60 (сер. «Литер. памятники»).
18 Следует учесть также, что «бронзовый» встречается только в сочетании «на бронзовом коне», которое, вероятно, заимствовано у Мицкевича: «Siadl na brązowym grzbiecie bucefala».
19 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Л., 1975, т. XIII, с. 113.
20 Маяковский В. В. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М., 1958, т. 10, с. 284.
21 Парнас, с. 261 (пер. С. Шервинского).
22 Там же, с. 329 (пер. Н. Позднякова).
23 Там же, с. 258.
24 Брюсов В. Стихотворения и поэмы. Л., 1961, с. 443.
25 Там же, с. 543.
26 Булгаков М. Белая гвардия. Театральный роман. Мастер и Маргарита. Л., 1978, с. 437, 445.
27 Блок А. Собр. соч.: В 8-ми т. М.; Л., 1960, т. 2, с. 42.
Сноски к стр. 184
28 Мандельштам О. Стихотворения. Л., 1974, с. 258.
29 Там же, с. 122.
30 Даль В. Толковый словарь..., т. 2, с. 367.