134

<М. Д. Эльзон, Л. А. Черейский>

ДВЕ ДАТЫ К БИОГРАФИИ ПУШКИНА

1

Неопубликованное письмо Александра Сергеевича Норова к А. И. Кошелеву, датированное «1829. Апреля. Москва. Суббота», наряду с восторженным отзывом о Б. Ромберге1 содержит любопытное упоминание о Пушкине:

«Вчера я слышал в Собрании славного Ромберга, которого несколько лет назад я вместе с тобою слышал; помню, что и ты был от него в восхищении. Что за смычок! что за упоительные звуки. Но я еще более наслаждался, воспоминая, что я слушал его вместе с тобою. Он теперь едет прямо в Петербург. Пожалоста, мой друг, не пропусти ни одного концерта, где будет играть он. Но если хочешь без развлечения его слушать, то приезжай на его репетицию, так, как мы здесь делали. Надобно взять билет в концерт и с тем же билетом всякой может приехать на репетицию, которая обыкновенно бывает поутру. В многолюдном собрании все есть какой-то шорох, который мешает и бесит. В репетиции же только одни охотники и тишина глубокая. У Ромберга же есть такие воздушные звуки, которые от малейшего шепота пропадают, и чем чаще его слышишь, тем более он очаровывает. Несмотря что ты не страстный любитель, но я уверен, что он много удовольствия и наслаждения даст тебе. Когда он играет мудреные концерты, он не восхищает, а удивляет только. Но всякие народные

135

напевы, adagio и Rondo делаются под его смычком божественны. И хохочешь и плачешь по его произволу.

Я пишу к тебе с братом моим, Александром Николаевичем Норовым, который завтра чем свет едет с своим генералом Щербатовым в Петербург. — Вчера в концерте я виделся с А. Пушкиным. Он мне сказал, что едет в Тифлис. В поэме его Полтава вторая песнь превосходна».2

Отсутствие точной даты потребовало обратиться к комплекту «Московских ведомостей», что позволило обнаружить следующее объявление: «В пятницу, 5-го апреля, г-н Бернард Ромберг, капельмейстер его величества короля Прусского, будет иметь честь дать в Большой зале Благородного собрания второй концерт, в котором он будет играть в последний раз пред своим отъездом в Санкт-Петербург. Билеты для входа в залу по 10 р. асс. и на хоры по 5 р. асс. можно получать ежедневно у г-на Ромберга, живущего в музыкальном магазине г-на Шильдбаха на Никольской улице под № 7, у г-на Ленгольда на Ильинке и при входе в залу».3 Поскольку в следующих номерах объявление о переносе помещено не было, следует считать, что 5 апреля 1829 г. Пушкин присутствовал на концерте Б. Ромберга.4 Следовательно, письмо Ал. С. Норова к А. И. Кошелеву датируется 6 апреля 1829 г.

Как указано в справочнике Л. А. Черейского, Ал. С. Норов был, «по-видимому», знаком с Пушкиным.5 Теперь об этом можно говорить с полной определенностью.

Помимо того, допустимо предположение, что память о концерте Б. Ромберга отразилась в первой главе «Египетских ночей». При первой встрече с Импровизатором (а Б. Ромберг был особенно известен в России именно как исполнитель импровизаций на русские народные темы) «Чарский подумал, что неаполитанец собирается дать несколько концертов на виолончели и развозит по домам свои билеты» (VIII, 265). Почему Чарский принял незнакомца, представившегося как «художник», за виолончелиста (хотя его, по словам Пушкина, можно было принять за разбойника, политического заговорщика или шарлатана), из текста неясно. Видимо, «ключ» к этому «темному месту» повести — опубликованный выше фрагмент из письма Ал. С. Норова к А. И. Кошелеву.

М. Д. Эльзон

2

2 ноября 1836 г. А. С. Пушкин в качестве члена Российской Академии принимал участие в чествовании П. А. Загорского, известного физиолога и анатома, профессора Медико-хирургической академии (он был членом Российской Академии с 1828 г.). По случаю пятидесятилетнего юбилея его творческой деятельности была издана брюшюра, в специальном разделе которой («Имена особ, принявших участие в праздновании пятидесятилетнего

136

юбилея г. Загорского в г. С.-Петербурге) указано, что в праздновании приняли участие «члены Российской Академии гг. Востоков, Лобанов, Панаев, Поленов, Пушкин, князь Ширинский-Шихматов, Шишков, Языков».6

Л. А. Черейский

———

Сноски

Сноски к стр. 134

1 Выдающийся немецкий виолончелист Б. Ромберг (1767—1841), представитель известной музыкальной семьи, пользовался большой популярностью в России первой трети XIX в. Этому во многом способствовали и его личные контакты с деятелями русской музыкальной культуры (в частности, своим лучшим учеником он называл M. Ю. Виельгорского), и большие гастрольные поездки по России (1806—1807, 1808—1813, 1824—1825, 1828—1830). В «Истории виолончельного искусства» Л. С. Гинзбурга Б. Ромбергу уделено заметное место (см. особенно кн. 2 (M., 1957) и кн. 4 (M., 1978)); здесь собраны, в частности, отзывы о нем русских слушателей, мнения музыкантов (в том числе В. Ф. Одоевского).

Сноски к стр. 135

2 ЦГАЛИ, ф. 390, оп. 1, № 108, л. 35—35 об.

3 Московские ведомости, 1829, 3 апреля, № 27, с. 1322.

4 В новейшей монографии, посвященной теме «Пушкин в Москве», — «Пушкинские места Москвы и Подмосковья» Н. М. Волович (M., 1979) — отмечены три посещения Пушкиным Дворянского благородного собрания (зимой 1826/27 г., в марте и мае 1830 г.) (с. 208—209).

5 Черейский  Л. А. Пушкин и его окружение. Л., 1975, с. 279.

Сноски к стр. 136

6 Пятидесятилетие заслуженного профессора, академика, действительного статского советника и кавалера Петра Андреевича Загорского. СПб., 1838, с. 7.