148

МУЗЕЙ А. С. ПУШКИНА В ЧЕХОСЛОВАКИИ

15 ноября 1979 г. в Словакии, в селении Бродзяны (близ г. Партизанске), в замке, где долгие годы жила сестра Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской Александра, ставшая в 1852 г. женою овдовевшего австрийского дипломата Густава Фризенгофа, был торжественно открыт Музей А. С. Пушкина; одновременно в парке перед замком открыли памятник русскому поэту (см. ил. на с. 149 и 151).

О бродзянском замке и обнаруженных там после войны принадлежавших когда-то Александре Николаевне Фризенгоф материалах (главным образом иконографических), связанных с Пушкиным, у нас довольно много писалось.1 Поэтому расскажем лишь о самом музее.2

149

Иллюстрация: Музей А. С. Пушкина в Бродзянах (ЧССР).

Мысль о создании в бродзянском замке литературного музея зародилась еще в середине 1960-х гг. Но в то время долго пустовавший замок находился в ветхом состоянии, требовал капитального ремонта и реставрации. Кроме того, тогда не было известно местонахождение ряда представляющих культурно-историческую ценность материалов из наследия А. Н. Фризенгоф, которые были вывезены из замка в конце 1940-х гг. Необходимые условия для практической реализации идеи о создании музея возникли лишь в 1970-е гг., когда началось восстановление замка, для чего были выделены значительные средства и принято решение развернуть в нем не совсем обычную мемориальную и историко-литературную экспозицию. К этому времени были обнаружены и многие — хотя далеко не все — вещи, некогда находившиеся в замке и принадлежавшие Александре Николаевне. Летом 1979 г. здание замка было полностью реставрировано, а в прилежащем парке, где когда-то гуляли Наталья Николаевна и дети поэта, установлен памятник Пушкину (скульптор Л. Снопек, архитектор М. Кусы).

Музей А. С. Пушкина в Бродзянах своеобразен. Экспозиция этого единственного зарубежного музея, носящего имя поэта и в значительной мере посвященного ему, которую подготовила Матица Словацкая при содействии ряда учреждений — словацких (Литературоведческий институт, Словацкий национальный музей в Братиславе, Музей в замке Червены

150

камеи и др.) и советских (Министерство культуры СССР, Пушкинский Дом, Институт славяноведения и балканистики АН СССР и др.), — состоит из трех больших разделов. Центральное место в ней занимает собственно пушкинский раздел (автор сценария И. Седлак), размещенный в трех комнатах (142 кв. м) и большом зале (50 кв. м) на втором этаже. В нем две части. Три комнаты замка, где жила Александра Николаевна, отведены под мемориальную экспозицию, дающую представление об укладе ее жизни, вкусах и интересах. В этих комнатах многое напоминает о Пушкине. Помимо подлинной мебели и личных вещей Александры Николаевны (фарфор, именные печатки и т. д.) в них можно увидеть множество ее альбомов с изображениями всех членов семьи Пушкина, его родственников и знакомых, настенные портреты Александры Николаевны, Натальи Николаевны, Вяземского, Жуковского, А. И. Тургенева, И. Н. Гончарова и др. В книжном шкафу вместо утраченных и пока, к сожалению, не найденных русских книг А. Н. Фризенгоф стоит около 200 дубликатов из оказавшегося в Чехословакии книжного собрания А. Ф. Смирдина.3 Там же находится ставшая экспонатом дверь с пометками роста жены и детей Пушкина (Александра и Натальи). Стоит в одной из мемориальных комнат старинное пианино с нотами Александры Николаевны, вывезенными ею из России и, возможно, находившимися в квартире на Мойке. Специальный пушкинский зал, примыкающий к мемориальным комнатам, посвящен жизни и творчеству поэта и восприятию его произведений в Словакии. В нем много портретов, книг, репродукций рукописей и рисунков Пушкина, иллюстраций к его произведениям, известный бюст поэта работы И. П. Витали, изображения многих пушкинских мест и т. д.

Однако с открытием в Бродзянах в год 180-летия со дня рождения русского поэта Музея А. С. Пушкина его первые посетители увидели не только пушкинские реликвии. Помимо мемориальных комнат и пушкинского зала, экспозиция музея включает еще два больших раздела: «Словацко-русские литературные связи» (девять комнат на первом этаже, 216 кв. м) и «Словацкая и советская литература после Октября» (семь комнат на втором этаже, 146 кв. м). В них наряду с рукописными изобразительными материалами, характеризующими многовековую историю литературного и культурного сотрудничества братских народов, ставшего особенно плодотворным в послевоенные годы, выставлено много разнообразных экспонатов, дающих представление о литературных связях и книжном обмене в прошлом и настоящем, о переводах словацких писателей на языки народов СССР, а также русских и советских писателей — на словацкий, труды словацких ученых о русской и советской литературе и советских — о словацкой.

Таким образом, дань высокого уважения к Пушкину, чьи произведения знали и любили в Чехии и Словакии еще при его жизни, где интерес к его творчеству всегда был и остается необычайно велик, соединилась в бродзянском музее с наглядным раскрытием темы братского взаимообогащающего культурного сотрудничества. И это имеет свою логику.

151

Иллюстрация: Памятник Пушкину в Бродзянах
работы Л. Снопека и М. Кусы.

Ведь в библиотеке Пушкина имелся сборник словацких народных песен (Харьков, 1832), с которым связывают творческую историю «Русалки» и «Гусара». Одна из песен «Западных славян» была в рукописных заметках названа «Конь словака». Как видим, пушкинская муза залетала в Словакию, что уже само по себе является фактом русско-словацких литературных связей.

Открытие Музея А. С. Пушкина — большое и радостное событие. Оно как бы венчает собою коренящуюся в далеком прошлом традицию любви и интереса словаков и чехов к русскому поэту. Еще в 1837 г., откликаясь на смерть Пушкина, известный словацкий поэт и общественный деятель Людовит Штур писал:

Мало на Ваг долетело к нам с севера Пушкина песен,
Но заронились те песни глубоко в славянские души.
Умер поэт, но жив его дух, и жить будет вечно
Сладостный звон его лютни на вольных просторах славянства.4

А сто лет спустя, в 1937 г., Зденек Неедлы скажет: «Образ Пушкина предстает передо мной иначе, чем четверть столетия назад... Это уже

152

не просто лирик, а гений безграничных возможностей, многогранный до необъятности, такой силы, которой обладают лишь великие борцы, — таким встает сегодня передо мной этот новый Пушкин. И поэтому он поэт новой, советской культуры. Он не только символ и живой элемент этой молодой, новой, свежей, радостной культуры. Он ее самый великий и самый любимый поэт».5

Если говорить о поклонниках русского поэта в Чехии и Словакии, то это Коллар, Челаковский, Коубек, Чех, Врхлицкий, Таборский, Гора, Кржичка, Сладкович, Штур, Ваянский, Гвездослав, Есенский, Крчмеры, Новомесский и многие другие. И не случайно в Праге в 1937 и 1949 гг. вышли сборники «Вечный Пушкин» и «Наш Пушкин», а в 1947 и 1967 гг. в Братиславе — книги Р. Бртаня и Э. Пановой, посвященные теме «Пушкин в словацкой литературе». Творчество Пушкина неотъемлемо от современной чешской и словацкой культуры, и это объясняет глубокий интерес чехословацкой общественности к Музею А. С. Пушкина в Бродзянах. Выступивший на его открытии министр культуры Словакии поэт Мирослав Валек, отметив давнюю традиционную любовь к Пушкину в его стране, сказал, что открывшийся в дни месячника чехословацко-советской дружбы музей сам является порождением этой дружбы.

Закончим сообщение словами председателя организации «Матица словацкая» писателя Владимира Минача, которые были произнесены им при открытии памятника А. С. Пушкину в Бродзянах: «Доброе дело осуществилось. Я рад заверить всех присутствующих, что вслед за вами сюда будет приходить великое множество людей. Ведь доброе дело начинается...».6

Л. С. Кишкин

______

Сноски

Сноски к стр. 148

1 См.: Раевский Н. А. В замке А. Н. Фризенгоф-Гончаровой. — В кн.: Пушкин. Исследования и материалы. М.; Л., 1962, т. IV; Раевский Н. А. Если заговорят портреты. Алма-Ата, 1965, с. 22—44; Кишкин Л. С. По следам пушкинских материалов в Чехословакии. — Советское славяноведение, 1967, № 3; Кишкин Л. С. О судьбе бродзянских материалов. — Советское славяноведение, 1970, № 5; Кишкин Л. С. Фотографии бродзянского архива. — Юность, 1975, № 2; Кишкин Л. С. Гербарий семьи Пушкина. — Природа, 1975, № 3; Кишкин Л. С. Альбом из Бродзян. — Огонек, 1977, № 6; Кишкин Л. С. Из старого альбома. — Огонек, 1979, № 23; Февчук Л. П. Семья Пушкина. — В кн.: Временник Пушкинской комиссии. 1971. Л., 1973. В общей сложности о Бродзянах в ЧССР, СССР и других странах появилось более 30 статей.

2 Музею А. С. Пушкина в Бродзянах уже было посвящено несколько заметок и сообщений в нашей печати. См.: Кишкин Л. Замок в Бродзянах. — Известия, 1978, 6 января; Никольский С. Пушкин в Словакии. — Литературная газета, 1980, 9 января, № 2; Фукс В. Пушкинский музей в Бродзянах. — Книжное обозрение, 1980, 22 февраля, № 8.

Сноски к стр. 150

3 Подробнее об этом см.: Кишкин Л. С. Книжное собрание А. Ф. Смирдина в Праге. — В кн.: Временник Пушкинской комиссии. 1974. Л., 1977.

Сноски к стр. 151

4 См.: журнал «Květy», 1837, IV (Přiloha, č. XI, s. 42).

Сноски к стр. 152

5 Puškin u nas. Praha, 1949, s. 128.

6 К открытию музея «Матицей словацкой» был издан путеводитель по пушкинскому музею (с большим количеством хорошо выполненных иллюстраций): Literárne múseum A. S. Puškina. Vzt’ahy Slovenska k ruskej a sovietskij literatúre, Partizánske-Brodzany. Prepravil Imrich Sedlák. Matica Slovenska. Martin, 1979.