139

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ А. С. ПУШКИНА (МОСКВА)
В 1978 г.

В 1978 г. Государственный музей А. С. Пушкина в Москве принял более 80 000 человек. Музеем широко использовались разнообразные формы массовой работы: тематические экскурсии, циклы экскурсий и лекций для факультативных групп, занятия на экспозиции с привлечением фондовых изобразительных и рукописных материалов, а также магнитофонных записей и диапозитивов.

Особое внимание уделялось обслуживанию учащихся ПТУ, молодежи строительных организаций, военнослужащих, тружеников села. Для этих категорий посетителей были организованы шефские экскурсии, прочитаны выездные лекции, проведены тематические вечера; в ряде мест экспонировались передвижные выставки. Уже не первый раз музей принимает участие в Пушкинском празднике поэзии на БАМ’е. В этом году научные сотрудники музея выезжали на западный и центральный участки всесоюзной комсомольской стройки. Ими были прочитаны 72 лекции, сопровождавшиеся показом документальных фильмов и диапозитивов. Библиотеке строителей западного участка была передана передвижная выставка-альбом «Жизнь и творчество А. С. Пушкина», выпущенная издательством «Просвещение» (М., 1977).

Успешно продолжалась работа с передвижными выставками. Так, в Омском областном музее изобразительных искусств в течение трех месяцев

140

экспонировались две выставки: «Женский портрет пушкинской эпохи в собрании ГМП» (эстамп) и «Воспетые Пушкиным» (эстамп). О выставках сообщалось в местной печати. Портреты современников Пушкина, его друзей и близких, многих выдающихся деятелей эпохи вызвали большой интерес: всего на выставках побывало около 17 000 жителей Омска. В г. Торжке и селе Бернове Калининской области демонстрировались выставки «Советские художники — Пушкину». В их составе — портреты Пушкина, иллюстрации к его произведениям, виды пушкинских мест, выполненные крупнейшими современными художниками. Выставки в течение года посетили 52 000 человек. Как и всегда, систематически проводились литературно-музыкальные вечера и пушкинские чтения. В 1978 г. состоялось 54 вечера, в том числе вечера, посвященные датам рождения и смерти Пушкина, Международному дню музеев, 150-летию Л. Н. Толстого и др. Следует отметить торжественный вечер, посвященный 179-й годовщине со дня рождения Пушкина и двадцатилетию учреждения в Москве музея, посвященного жизни и творчеству Пушкина. Выступили друзья музея, принимавшие участие в его каждодневной работе, — ученые-пушкинисты, поэты, писатели, артисты, музыканты, дарители, потомки Пушкина. Доклад «Двадцать лет музею» сделал А. З. Крейн.

Интересно прошел вечер «Поэты и писатели читают Пушкина и Толстого» под председательством писательницы Лидии Либединской. Прозвучали новые пушкинские программы народного артиста РСФСР В. С. Ланового, заслуженного артиста РСФСР М. М. Козакова, учащихся театрального училища им. Щукина и ряд других.

В 1978 г. прошло 12 открытых научных заседаний; в ряде докладов были рассмотрены отдельные проблемы биографии и творчества Пушкина. В музее выступали Ю. М. Лотман («Быт пушкинской эпохи»), Н. Я. Эйдельман («О стихотворении Пушкина „Андрей Шенье“»), Д. А. Гранин (интерпретация текстов «Станционного смотрителя» и «Медного всадника»), С. М. Громбах (об истории первых переводов Пушкина во Франции), В. В. Кунин (о С. Д. Полторацком), Л. И. Певзнер (об атрибуции портретов современников Пушкина) и др. На специальном заседании были доложены первоначальные итоги изучения изобразительных и книжных материалов из коллекции П. В. Губара. С докладами выступили сотрудники музея Е. В. Муза, Л. И. Вуич, Е. В. Павлова, В. Ф. Муленкова, А. С. Сигрист. Международный день музеев был отмечен заседанием, посвященным музейной профессии. Состоялись доклады и сообщения на следующие темы: «Из опыта выставки „Портреты неизвестных“» (А. З. Крейн), «Первый каталог музея „Московская изобразительная пушкиниана“» (Е. В. Муза), «Методика и опыт атрибуции произведений изобразительного искусства» (Н. С. Нечаева, С. Т. Овчинникова).

Среди новых поступлений следует особо отметить дар московского коллекционера, журналиста И. А. Полонского. Основу этого дара составляют прекрасно подобранные книги первой четверти XIX в. (174 ед.), в том числе 19 прижизненных изданий произведений Пушкина; 8 томов «Современника» (СПб., 1836—1837; тома I—IV, издававшиеся самим поэтом, являются библиографическим раритетом и в смысле сохранности:

141

экземпляры не обрезаны и в подлинной типографской наборной обложке); прижизненные издания сочинений Е. А. Баратынского, И. И. Козлова, К. Ф. Рылеева, Н. В. Гоголя; 60 альманахов 1820—1840 гг. и др. Среди изобразительных материалов коллекции И. А. Полонского — работы К. Брюллова, О. Кипренского, П. Соколова, В. Гау, Ф. Толстого.

Экспозиционная работа музея шла по двум направлениям: разработка отдельных тем для мемориального музея «Квартира А. С. Пушкина на Арбате» и создание новых передвижных и временных выставок. Так, в течение года в музее были размещены выставки «Дар И. А. Полонского», «20 лет Государственного музея А. С. Пушкина»; был проделан опыт миниатюрных выставок, посвященных одному экспонату. Такая выставка была создана к столетию революционного альманаха «Незабудка» (см. статью В. Молчанова «Незабытая „Незабудка“»: Правда, 1978, 17 марта).

Основным направлением научных исследований музея по-прежнему остается изучение круга вопросов, связанных с жизнью Пушкина в Москве. В 1978 г. продолжалась разработка «Летописи жизни и творчества Пушкина. Декабрь 1830 г.—май 1831 г.» (С. Т. Овчинникова). Написан текст и научный комментарий «Летописи» (свыше 8 авторских листов). Это обширное исследование, в котором прослеживается московская жизнь Пушкина в указанный период изо дня в день. Здесь учтены не только важнейшие и уже известные в литературе события в жизни поэта, но и всевозможные мелкие факты его повседневного быта, все отклики в печати и в переписке современников, все упоминания о Пушкине в этот период. Материал этот, находящийся по большей части в труднодоступных старых изданиях (а частично впервые введенный в научный оборот), обобщенный и систематизированный, создает очень интересную и выразительную картину жизни Пушкина в Москве в 1830—1831 гг.

Продолжалось изучение и описание фондов. За год заполнено более 750 паспортов с научным описанием материалов разных разделов фондов. Произведена атрибуция портретов И. О. Россета (Г. Г. Курочкина), Е. Н. Хитрово, владелицы дома на Арбате, где в 1831 г. поселился Пушкин (Н. М. Волович), автопортрета К. П. Брюллова (Е. В. Павлова). Начата паспортизация фонда редкой книги, в первую очередь прижизненных изданий Пушкина. Составлены научные паспорта ряда рукописных материалов.

Е. А. Дудина

______