130

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ
«ЧУ, ПУШКИ ГРЯНУЛИ...»

Занимаясь изучением материалов для истории старейшего судостроительного завода, ныне носящего название «Ленинградское Адмиралтейское объединение», я обратил внимание на следующее сообщение, помещенное среди внутренних известий «Санктпетербургских ведомостей» за 1833 г.:

«Санктпетербург, 10 августа.

Построенный в Новом Адмиралтействе 84-пушечный корабль „Владимир“ спущен на воду сего 10 числа августа в присутствии их величеств, государя императора и государыни императрицы, принца Альберта Прусского, государя (т. е. великого князя, — А. И.) генерал-адмирала

131

Константина Николаевича, военного генерал-губернатора, морского министра и многочисленного генералитета. — Строитель сего корабля — корабельный инженер-полковник Каверзнев. Командир — капитан I-го ранга Кишкин. Длина корабля 196 фут, ширина 50 ф., глубина 23 ф. 7 дюймов. Он начат строением в прошлом 1832 году 16 числа мая и заложен того же года 28 июня».1

В 1939 г., комментируя стихотворение Пушкина «Чу, пушки грянули...», Т. Г. Цявловская заметила: «Вероятно, в 1833 году, или около этого времени, Пушкин присутствовал на торжестве спуска на воду нового военного корабля, и это внушительное зрелище несомненно произвело на него сильное впечатление...».2

Так как в 1833 г., до отъезда поэта на Урал, в Петербурге был спущен на воду только корабль «Владимир», стало ясно, что стихотворение «Чу, пушки грянули...» посвящено именно этому событию. Об информации в газете «Санктпетербургские ведомости» я сообщил Татьяне Григорьевне Цявловской. В ответном письме ныне покойная исследовательница писала:

«О том, что А. С. Пушкин присутствовал при спуске корабля, я поняла, читая его произведения. Три раза поэт говорит об этом торжестве. Первый раз в недописанном стихотворении „Чу, пушки грянули...“:

Чу, пушки грянули! крылатых кораблей
Покрылась облаком станица боевая,
Корабль вбежал в Неву — и вот среди зыбей,
Качаясь плавает, как лебедь молодая.
Ликует русский флот. Широкая Нева
Без ветра, в ясный день глубоко взволновалась,
Широкая волна плеснула в острова.

                                                    (III, 310)

Второй раз писал А. С. Пушкин во вступлении к „Медному всаднику“:

Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царский дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует
Или крестит средь Невских вод
Меньшого брата русский флот.3

Третий раз об этом зрелище он писал в своей статье „О ничтожестве литературы русской“ в 1834 году: „...Наконец явился Петр. Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек“ (XI, 269).

132

Все эти художественные картины спуска нового корабля на воду меня заставили утверждать, что Пушкин присутствовал при таком торжестве.

А затем я встретила в одном письме 1833 года описание этого события на Английской (ныне Красного Флота) набережной, и мне стало ясно, что именно этот спуск предшествовал стихотворению „Чу, пушки грянули...“.

Издание, где я прочла письмо того времени о спуске корабля: „Архив села Михайловского“, том 2, выпуск I, СПб., 1902 г., стр. 14.

Это письмо фрейлины Анны Сергеевны Шереметевой. Вот эти строки: „Петергоф. 11 августа 1833 года. Мы садились на пароход на Английской набережной, после очень интересного зрелища — спуска корабля. Было великолепно и даже страшно. Ужасный шум, треск дерева, когда он проходил мимо нас: казалось, это движется высокая гора, которая нас раздавит, и все невольно отошли от решетки. Пушечная пальба со всех других судов, находящихся на воде, и тысячи раз повторяемое «ура» увеличивали красоту зрелища“.

Во втором издании десятитомника А. С. Пушкина, 2-ой том которого должен выйти, я заменила слово „летом“ точной датой „II августа“.

Рада, что могла быть Вам полезной...».

Вероятно, второй том собрания сочинений Пушкина, о котором упоминала в письме Т. Г. Цявловская, в то время уже был набран, и потому в комментарии к стихотворению «Чу, пушки грянули...» там указывается: «В незавершенных стихах описано торжество спуска на воду 11 августа 1833 г. нового военного корабля в Петербурге на Английской набережной...».4

Точная дата спуска на воду корабля «Владимир» подтверждается наряду с газетным сообщением и справочником русских военных судов С. Веселаго, где указывается: «Корабль „Владимир“ заложен 28 июня 1833 г., спущен 10 августа 1833 г., в 1847 г. капитальный ремонт в Кронштадте, в 1852 г. трембирован, в 1860 г. обращен в пловучий кран».5

В Военно-морском музее сохранилась модель корабля «Императрица Александра»,6 точного аналога того корабля, спуск которого 10 августа 1833 г. наблюдал Пушкин. Фотография данной модели воспроизводится в настоящем издании (см. с. 112—113).

А. Н. Ильин

_______

Сноски

Сноски к стр. 131

1 Санктпетербургские ведомости, 1833, № 187, 11 августа.

2 Альбом 1833—1835 гг. Тетрадь № 2374 Публичной библиотеки им. В. И. Ленина. Комментарий. М., 1939, с. 52.

3 См.: Пушкин А. С. Медный всадник. Издание подготовил Н. В. Измайлов. Л., 1978, с. 11, 64.

Сноски к стр. 132

4 Пушкин А. С. Собр. соч. в 10-ти томах. М., 1974, т. 2, с. 628.

5 Веселаго С. Список русских военных судов с 1668 по 1860 г. СПб., 1872, с. 64—65.

6 Модель № 34, раб. Власова.