112

К ПОРТРЕТУ Н. Б. ГОЛИЦЫНА

«Как я завидую вашему прекрасному крымскому климату: письмо ваше разбудило во мне множество воспоминаний всякого рода. Там колыбель моего „Онегина“: и вы, конечно, узнали некоторых лиц» (XVI, 184 — франц. ориг., 395 — перевод). Эти строки из письма Пушкина от 10 ноября 1836 г. обращены к Николаю Борисовичу Голицыну (1794—1866), человеку необычной судьбы.

События 1812 г. привели семнадцатилетнего юношу в ряды действующей армии, сражавшейся с иноземными захватчиками. В составе Киевского драгунского полка Голицын участвовал в пятидесяти битвах, сражениях

113

и схватках, и среди них были Бородино и взятие Парижа.1 Его ратные подвиги были удостоены орденов и шпаги с золоченым эфесом и надписью «За храбрость» (хранится в Государственном Эрмитаже). В 1821 г. он вышел в отставку с чином капитана. Во второй половине 1820-х гг. Голицын вновь состоял в армии при Отдельном Кавказском корпусе в чине подполковника2 и числился на военной службе до весны 1832 г.

Голицын был одним из образованнейших людей своего времени. В историю русской культуры он вошел как литератор и музыкальный деятель, пропагандист творчества Бетховена в России. Известна его переписка с композитором, посвятившим Голицыну увертюру «Освящение дома» (ор. 124) и три струнных квартета (Es-dur, op. 127, A-moll, op. 132 и B-dur, op. 134), так называемые «голицынские». Как виолончелист он достиг совершенства, и его игру высоко ценили М. И. Глинка и А. С. Даргомыжский.3

Давняя дружба связывала Голицына с Пушкиным. По словам Н. Н. Голицына, его отец «сошелся с Пушкиным в начале его литературной славы, и отношения их поддерживались до самой смерти последнего». Голицын перевел на французский язык «Клеветникам России» (1836) и «Бахчисарайский фонтан» (1836), а также написал романс на слова Пушкина «В крови горит огонь желанья...» (1838).4

Портреты Голицына до последнего времени не были обнаружены. В 1824 г. на выставке в Академии художеств экспонировался его портрет кисти А. Г. Варнека. По словам В. И. Григоровича, «в портрете князя Н. Б. Голицына столько жизни, что кажется, он заговорить хочет».5 Где он сейчас, неизвестно. Два других портрета Голицына можно было видеть на юбилейной выставке Пушкина в Академии наук в 1899 г. К сожалению, они не были воспроизведены, а лишь упомянуты в альбоме, выпущенном в связи с этой выставкой.6

Недавно отыскались два портрета Голицына. Один из них воспроизведен в парижской монографии И. Маэма о Бетховене,7 другой воспроизводится впервые в настоящем издании (см. с. 112—113). На миниатюре, принадлежавшей потомкам Голицына, Николай Борисович

114

изображен в мундире с эполетами старшего офицера в годы его службы на Кавказе. Ни имя художника, ни местонахождение оригинала миниатюры не известны. Портрет воспроизводится по старинной фотографии, хранящейся в фондах Государственного Эрмитажа (фототека, принадлежавшая вел. кн. Николаю Михайловичу).

Л. А. Черейский

_______

Сноски

Сноски к стр. 113

1 См.: Голицын Н. Б. Офицерские записки или воспоминания о походах 1812, 1813 и 1814 годов. М., 1837.

2 См.: Список генералам, штаб и обер-офицерам всей Российской армии. СПб., 1829, с. 50.

3 См.: Алексеев М. П. Русские встречи и связи Бетховена. — В кн.: Русская книга о Бетховене. М., 1927, с. 92—110; Гинзбург Л. Николай Борисович Голицын. — В кн.: Гинзбург Л. Исследования, статьи, очерки. М., 1971, с. 43—93.

4 См.: Винокур Н. Г., Каган Р. А. Пушкин в музыке. Справочник. М., 1974, с. 27.

5 Григорович В. И. О выставке произведений в Императорской Академии художеств. — Журнал изящных искусств, 1825, № 1, с. 68 (первая пагинация).

6 Альбом пушкинской выставки в Императорской Академии наук в С.-Петербурге. М., 1899, № 432, 433.

7 Mahaim Ivan. Beethoven. Naissance et Renaissance des Derniers Quatuors. Paris, 1964.