149

ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ «ПРИЮТИНО»

Главной задачей сотрудников музея на 1976—1977 гг. являлась научно-исследовательская подготовительная работа над тематическим планом новой экспозиции, которая будет развернута в главном усадебном доме Олениных после его реставрации.

150

Решением Леноблисполкома предусматривалось полное расселение всех сохранившихся строений приютинской усадьбы в 1976 г., что должно ускорить завершение работ над проектом реставрации господского дома, где развернута первая музейная экспозиция.

Одновременно требовалось решить такие насущные задачи, как утверждение четких границ охранной зоны памятника и благоустройство усадебной территории, ставшей наряду с музейной экспозицией предметом музейного осмотра.

Сотрудниками музея Л. В. Тимофеевым и Н. К. Цендровской были разработаны и представлены на обсуждение в Управление культуры Леноблисполкома «Предложения по восстановлению усадьбы Приютино и превращению ее в музей-усадьбу». Одновременно были определены границы усадьбы, охранной зоны и зоны регулирования застройки вокруг Приютина. Подобная работа была вызвана необходимостью защиты усадебного комплекса и окружающего его ландшафта, так как по-прежнему на территории усадьбы ведутся различные строительные работы, наносящие непоправимый ущерб природной среде. В декабре 1976 г. границы охранной зоны вокруг Приютина были утверждены на заседании Леноблисполкома.

В связи с первой годовщиной музея в декабре 1975 г. была открыта выставка фондов, на которой представлено 112 вновь поступивших экспонатов. Посетители могут познакомиться с рисунками А. П. и К. П. Брюлловых, Тома де Томона, К. Горбунова, Нечаева, неизвестных художников начала XIX в., редкими раскрашенными литографиями с видами Петербурга П. С. Иванова, выполненными по рисункам В. С. Садовникова, портретами Олениных, Всеволожских, личными вещами Олениных, книгами с автографами.

Новыми экспонатами пополнилась и постоянная экспозиция. В ней появился фарфор, принадлежавший Олениным, вышивки М. С. Олениной, урожденной Львовой; первое издание «Илиады», переведенной Н. И. Гнедичем; перовый рисунок-карикатура с изображением танцующей княгини Н. П. Голицыной, сделанный неизвестным художником в Приютине 2 октября 1824 г.; «Русская антология» («Anthologie Russe») Дюпре де Сен-Мора, изданная в Париже в 1823 г. и подаренная автором Н. О. Пушкиной, матери великого поэта.

Небольшой штат музея не позволял вести широкую популяризацию значения Приютина как памятника истории и культуры, и все же кроме экскурсий в экспозиции музея постоянно читались лекции в школах, на предприятиях, в учреждениях. Были подготовлены и прочитаны лекции на темы: «Декабристы в Приютине», «Поэты пушкинской поры», «Прошлое Приютина», «Пушкин в нашем крае», «Крылов в Приютине». О новых поступлениях информировало ленинградское радио и местная печать.

В 1976 г. пополнились и фонды музея. В раздел скульптуры поступили три первоклассные вещи: бронзовый бюст Петра I середины XVIII в. с оригинала 1718 г., выполненный в г. Спа в Голландии; бисквитный бюст Екатерины II XVIII в.; бронзовая статуэтка «Психея, прячущая лук от Амура», скульптура Фальконе, выполненная по модели 1761 г. в Париже.

Среди изделий прикладного искусства следует выделить фаянсовую тарелку

151

Межигорской фабрики из сервиза Капнистов с изображением дома В. В. Капниста в Обуховке и стихотворением самого поэта.

Особо отметим мемориальные вещи Олениных. От потомков А. Н. Оленина в музей после четырехлетних переговоров наконец поступило большое количество изделий прикладного искусства XVIII—первой половины XIX в. Так, от И. Г. и О. Г. Тепляковых, праправнучек А. Н. Оленина, поступил оленинский фарфор (мейсенский, Гарднера, Попова), от Н. Е. Олениной и ее сына М. В. Шапошникова — портрет Петра Алексеевича Оленина, написанный художником Хорнеманом в 1860 г., а также бронзовая фигурка «Парящий Меркурий» и другие материалы.

В частном собрании были обнаружены и приобретены настольные бронзовые часы первой четверти XIX в., ранее принадлежавшие Олениным, а также женский портрет работы П. А. Оленина, написанный маслом в 1832 г. Это уже третья работа П. А. Оленина в нашем собрании.

Два года назад была установлена связь с Л. И. Олениной-Масаковой, живущей в Праге, а в этом году она передала музею портрет детей Бакуниных (Александра Павловича и Екатерины Павловны). Эту миниатюру на слоновой кости можно датировать 1800-ми гг. Получили мы от нее и нательный крест XVII в., принадлежавший Олениным, а также другие материалы Олениных—Бакуниных, но более позднего времени. В настоящее время Оленина-Масакова готовит к отправке на родину архив и другие материалы ее мужа, А. А. Оленина, сохраненные ею в трудные годы фашистской оккупации Чехословакии.

В декабре 1976 г. был откорректирован и переиздан буклет (автор текста Л. Тимофеев, рисунки художника Л. Оскорбина) и плакат музея. Началась работа над каталогом портретов.

Сотрудники музея и учащиеся Всеволожской средней школы № 3 провели большие работы по благоустройству парка и территории вокруг дома. В соответствии с историческими данными было высажено двадцать лип и берез крупного размера, расчищены от кустарника часть парка и берега пруда. Вокруг дома и вдоль дорожек сделаны рабатки и высажены цветы, отремонтированы дорожки. Парковая территория заметно преобразилась, однако нужны более солидные силы и техника, чтобы благоустроить всю территорию усадьбы.

Музей вступает в третий год своей жизни. Первые его шаги показали необходимость дальнейшего развития экспозиции и превращения всего комплекса — зданий, окружающего их ландшафта с парком, прудом, речкой и лугами — в заповедник, который может стать одним из примечательных музеев страны.1

Л. В. Тимофеев

Сноски

Сноски к стр. 151

1 См.: Андреев В. Приютино. — Литературная Россия, 1976, 26 марта; Галина С. Гостеприимная приютинская сень. — Литературная газета, 1976, 6 октября; Садовская Е. Приют добрых людей. — Аврора, 1976, № 9; Тетерин В. Еще раз о Приютине. — Советская культура, 1976, 19 марта; Тимофеев Л. Гостеприимная приютинская сень... — Огонек, 1976, № 37.