143

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК А. С. ПУШКИНА
В СЕЛЕ БОЛЬШОЕ БОЛДИНО
ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1977 г.

В 1977 г. в музее велась работа по восстановлению исторического здания, входящего в состав Музея-заповедника А. С. Пушкина в Болдине, — барского дома А. А. Пушкина (старшего сына поэта) в деревне Львовка Б.-Болдинского района, а также по изучению истории примыкающей к нему деревни. В результате изучения существующей литературы, архивных документов (рукописный отдел ИРЛИ, Государственный архив Горьковской области), а также воспоминаний старожилов составлена справка по истории дома во Львовке, позволившая определить точную дату строительства дома (1856), сохранившегося до настоящего времени, уточнить ряд деталей первоначального облика здания, со временем утраченных. Справка представлена в Горьковскую специальную научно-производственную реставрационную мастерскую. С учетом этого документа архитекторами указанной мастерской составлен проект реставрации дома.

Совместно с Горьковским государственным университетом музеем проведена очередная седьмая научная конференция «Болдинские чтения». В ней приняли участие пушкинисты-литературоведы и работники пушкинских музеев разных городов страны. Седьмые «Болдинские чтения» были посвящены изучению биографии и творчества А. С. Пушкина 1820—1830 гг. Широта и актуальность проблематики выступлений сочеталась с преобладающим вниманием к болдинским произведениям поэта.

Докладом «„Медный всадник“ и русский романтизм», анализирующим конфликт поэмы, рождение поэтики скульптурного образа в ряде предшествующих поэме произведений, а также творческие подражания «Медному всаднику» (Н. П. Огарев, Н. А. Некрасов, О. Э. Мандельштам), чтения открыл доктор филологических наук Г. В. Краснов (Коломна). Доктор филологических наук Л. С. Сидяков (Рига) в докладе «Болдинская лирика 1830 г. как этап в эволюции пушкинской лирики на рубеже тридцатых годов», проанализировав общность процессов, характерных для лирики 1820—1830 гг., отметил в ней тенденцию к освоению материала всей действительности, исключающую традиционное разделение на «высокое» и «низкое», и подчеркнул то обстоятельство, что болдинские лирические стихотворения 1830 г. являются одновременно и завершением рассматриваемого этапа творчества, и предпосылкой новых, существенно преобразованных

144

Пушкиным лирических стихотворений последующих лет. Кандидат филологических наук В. Б. Сандомирская (Ленинград) в сообщении «Из истории пушкинского цикла „Подражания древним“ (1826)», основываясь на текстологических наблюдениях над стихотворениями, записанными в 3-й кишиневской тетради под названием «Эпиграммы во вкусе древних» (куда вошла большая часть рассматриваемых стихотворений), обратилась к выявлению характера представления поэта о жанре эпиграммы, а также причин возникновения отдела «Подражания древним» в первом сборнике стихотворений Пушкина. Кандидат филологических наук И. Ф. Смольников (Ленинград) в докладе «К вопросу о социально-философской и образной специфике „Маленьких трагедий“ как единого драматургического цикла», остановившись на рассмотрении характера центральных образов «Маленьких трагедий», сделал попытку выявить принципы соединения этих произведений. Кандидат филологических наук Ю. Н. Чумаков (Новгород) посвятил свой доклад «„Евгений Онегин“ как поэтическое мироздание» выяснению вопроса о соотношении поэтического (заключенного в самой структуре романа) и универсального (выходящего за ее пределы в область вневременного, общечеловеческого) в «Евгении Онегине». Докладчик рассмотрел универсалии «Евгения Онегина», исходя из выявления и описания ряда инвариантов поэтического мира романа, условно представляющих философскую («жизнь» — «смерть»), социальную («мода» — «старина») и коммуникативную («выговаривание» — «умолчание») сферы романа. В докладе «О природе „поэзии жизни“ в „Евгении Онегине“ Пушкина» кандидат филологических наук А. В. Недзведский (Одесса) отметил принципиальную ориентацию романа на материал обыкновенной жизни. Взаимопроникновение различных ракурсов изображения (от одического до пародийного) при воссоздании одного и того же явления действительности создает предпосылки возникновения совершенно нового художественного целого, значительно более сложной структуры. Е. С. Хаев (Павлодар) в докладе «О стиле „Домика в Коломне“» в противовес традиционной трактовке поэмы как опыта освоения бытовой сферы выдвинул гипотезу о диалектическом построении поэмы, в котором точка зрения автора не адекватна ни одному из выраженных в поэме самостоятельных суждений. Выдвинув проблему «Творчество Пушкина в соотношении с теорией и практикой ораторского искусства его времени», кандидат филологических наук Н. И. Михайлова (Москва) в докладе «Ораторская речь в прозе Пушкина» рассмотрела один из ее аспектов — смысловые функции и стилевые особенности ораторской речи в художественной прозе Пушкина. Кандидат филологических наук Д. И. Белкин (Горький) посвятил свой доклад «„Сказка о золотом петушке“ и „Княжна Милуша“ П. А. Катенина (к характеристике ориентальных источников пушкинской сказки)» творческим связям Пушкина и Катенина. Сравнивая два произведения, он отметил в них сходство образов и сюжетных ситуаций. Доклад палеографа Государственного архива Горьковской области Н. И. Куприяновой касался непосредственно болдинской тематики: новых биографических данных об Ольге Калашниковой, обнаруженных ею в архивах г. Горького и Балахны («Новое об Ольге Калашниковой»). Научный сотрудник Всесоюзного музея А. С. Пушкина Г. И. Назарова (Ленинград) в выступлении «Пушкин в прижизненных

145

иллюстрациях (по материалам Всесоюзного музея А. С. Пушкина)», сопровождавшемся демонстрацией диапозитивов, проанализировала ряд иллюстраций художников, современников Пушкина, к его произведениям, отметив, в частности, их недостатки. В заключение конференции с сообщением «Собирательская деятельность Музея-заповедника А. С. Пушкина в Болдине за 1972—1976 гг.» выступила и. о. директора музея Л. М. Малышкина. Отметив планомерный характер комплектования, связанного как с научной, так и с экспозиционной деятельностью музея, она рассказала о наиболее интересных экспонатах: документах и планах по истории болдинской усадьбы, предметах мебели и быта начала XIX в., изобразительных материалах пушкинского времени и советской эпохи, редких книгах, поступивших в музей за этот период. Часть этих вещей экспонируется в настоящее время в доме-музее и вотчинной конторе Пушкиных.

За два дня, 14 и 15 сентября, на конференции было заслушано двенадцать докладов и сообщений; большинство их было впоследствии опубликовано (см.: Болдинские чтения, вып. 2. Горький, 1977; вып. 3. Горький, 1978; Временник Пушкинской комиссии. 1975. Л., 1979; специальный выпуск «Литературной газеты» и «Литературной России», посвященный 11 Всесоюзному Пушкинскому празднику поэзии).

На конференции присутствовало более 70 человек: преподаватели, интеллигенция района и области, студенты филологического факультета Арзамасского педагогического института (см.: Н. Михайлова. Седьмые Болдинские чтения. — Вопросы литературы, 1978, № 2, с. 309—311).

На 1 января 1978 г. в фондах музея насчитывалось 4544 экспоната основного фонда. В течение года поступило 413 предметов музейного значения, из них 377 единиц основного фонда. Книжное собрание музея увеличилось на 293 книги.

Проведена большая работа по пополнению фондов музея произведениями советских художников, посвященными темам: «Пушкин и Болдино», «Болдинское творчество А. С. Пушкина (осенние месяцы 1830, 1833, 1834 гг.)». Особенно значительно увеличился отдел графики — на 333 единицы хранения. Среди них болдинские пейзажи художников-горьковчан Д. Арсенина и В. Калинина (акварель, пастель, монотипия), портреты Пушкина в Болдине ленинградского художника Э. Насибулина (офорт), иллюстрации к «Каменному гостю» художника из Краснодара Ю. Смирнова (гравюра на алюминии).

К 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции была подготовлена и оформлена в двух комнатах дома-музея на базе музейных фондов стационарная выставка офортов Э. Насибулина «Пушкин в Болдине» (192 единицы).

В 1977 г. проведена и завершена большая работа по сверке наличия основного фонда с учетной документацией. В течение года постоянно велись учет и систематизация, каталогизация и инвентаризация вновь поступивших экспонатов, осуществлялся контроль за хранением и использованием всех фондовых материалов.

Одна из основных работ в музее — массовая научно-просветительская. Всеми формами массовой работы за отчетный год обслужено 49 152 человека. Музей был открыт для посетителей 310 дней в году. За этот период

146

в нем побывало 35 152 человека. Научными сотрудниками и экскурсоводами проведено 1805 экскурсий. Кроме экскурсионных групп, музей принимал и одиночных посетителей. За 1977 г. с его экспозицией самостоятельно ознакомились 8679 человек. В том же году Болдино посетили автор многих иллюстраций к произведениям Пушкина художник И. Бруни (Москва), известный скульптор О. Комов (Москва).

Из других форм массовой работы следует отметить систематическое чтение лекций по пушкинской тематике в селах района, организацию и размещение передвижных фотовыставок, работу основанного в 1974 г. университета культуры (факультет русской литературы XIX в.), заседания клуба интересных встреч, утренники для детей, шефские экскурсии, консультации и т. п.

Особое внимание музей уделял подготовке и проведению пушкинских праздников и памятных дат. В лектории музея 9 февраля был проведен литературно-музыкальный вечер, посвященный 140-й годовщине гибели Пушкина, на тему «Дуэль и смерть Пушкина». В то же время в с. Ахматове Б.-Болдинского района состоялся выездной литературно-музыкальный вечер «Жизнь Александра Пушкина».

В пятый раз Болдино участвовало во Всесоюзном — одиннадцатом — Пушкинском празднике поэзии. Он начался 5 июня открытием выставки горьковских художников Д. Арсенина и В. Калинина «Пушкинские места Советского Союза», где широко был представлен раздел «Пушкинское Болдино». В районном Доме культуры состоялся торжественный вечер в честь 178-й годовщины со дня рождения Пушкина. На вечере выступили поэты и писатели, прибывшие в Болдино в составе писательской делегации: главный редактор издательства «Современник» В. В. Сорокин (глава делегации), поэты-москвичи Л. Кондырев, В. Кочетков, М. Тарасова, Г. Васильев (Таллин), Э. Марченко (Ярославль), А. Рева (Киров), А. Хромов (Иваново), Н. Палькин (Саратов), И. Пуппо (Днепропетровск), А. Кругляков (Алма-Ата), Б. Бедюров (Горно-Алтайск), Э. Зорин (Владивосток), горьковские поэты и писатели во главе с секретарем Горьковского отделения Союза писателей РСФСР И. И. Бережным. Вечер закончился спектаклем Горьковского театра юного зрителя «Сказка о царе Салтане» (режиссер Р. Левите).

6 июня гости праздника ознакомились с экспозицией Музея-заповедника А. С. Пушкина; в лектории музея была организована встреча с народным хором села Б. Болдино. На народном празднике в роще «Лучинник» выступили поэты и писатели, работники партийных и советских органов, представители общественности. Праздник завершился большим концертом лауреатов 1-го Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся (см.: И. З. Борисова, секретарь Горьковского обкома КПСС. Торжества в Болдине. — Пушкинский праздник. Специальный выпуск «Литературной газеты» и «Литературной России», 1977, 2—8 июня; Пушкинский праздник поэзии. — Горьковский рабочий, 1977, 3 июня; Завтра Всесоюзный Пушкинский праздник поэзии. — Советская культура, 1977, 4 июня; В. Сорокин. Пушкин есть явление чрезвычайное... — Горьковская правда, 1977, 5 июня; Тропа к Пушкину. — Ленинская смена, 1977, 5 июня; Пушкинские дни (ТАСС). — Известия, 1977,

147

5 июня; Ю. Адрианов. Встречи, которые вечны. — Горьковский рабочий, 1977, 6 июня; Г. Селиверстова. Прибавляет любви...— Горьковский рабочий, 1977, 7 июня; Тебя, как первую любовь... — Литературная газета, 1977, 8 июня; И над всем — светлое имя — Пушкин. — Ленинская смена, 1977, 8 июня; Пушкинские мотивы. — Горьковская правда, 1977, 9 июня).

Научная конференция была частью традиционного празднования Болдинской осени, посвященного 147-й годовщине первого приезда Пушкина в Болдино. На торжественном вечере в честь этого события прочли свои стихи поэты-горьковчане В. Кумакшев, Л. Калинина, А. Плотников и другие. С одобрением было встречено выступление фольклорного хора села Б. Болдино. Студенты Горьковского театрального училища выступили с инсценировкой повести Пушкина «Барышня-крестьянка». (См: И. Трофимов. Сущий клад. — Горьковская правда, 1977, 14 сентября; Болдинская осень. — Ленинская смена, 1977, 20 сентября).

В течение года осуществлялась ремонтная и хозяйственная деятельность музея: ремонтно-строительные работы по дому-музею и парковым постройкам, подсадка и лечение деревьев заповедного парка в соответствии с существующим проектом его реставрации, монтаж новой противопожарной сигнализации в доме-музее.

В 1977 г. в Волго-Вятском издательстве осуществлен 2-й выпуск научного сборника по итогам конференции в Болдине «Болдинские чтения». В нем опубликована статья Ю. И. Левиной «О рисунках Пушкина на рукописи „Гробовщика“ (атрибуция одного портрета)»; там же выпущено сувенирное издание Л. М. Малышкиной «Музей-заповедник А. С. Пушкина „Болдино“» (Горький, 1977).

Н. А. Борисова

_____