172

ПАМЯТНИКИ ПУШКИНУ ЗА РУБЕЖОМ

Памятники Пушкину, установленные за рубежом, ярко свидетельствуют о все возрастающей всемирной славе поэта. Между тем круг литературных источников по этому вопросу очень ограничен. Единственная обзорная статья об этих памятниках — «Скульптурные памятники Пушкину за рубежом» Г. В. Степановой и Б. В. Шапошникова — опубликована в 1953 г. (Пушкин. Исследования и материалы. Труды III Всесоюзной Пушкинской конференции. М., 1953, с. 287—305), но в ней описаны не все установленные к тому времени зарубежные монументы поэта. Так, в этой публикации не приведены сведения о памятнике в г. Джексоне (бывший Кассвилл, штат Нью-Джерси, США), установленном в 1941 г. (см.: Временник Пушкинской комиссии. 1963. М.—Л., 1966, с. 123—124; автор публикации Е. М. Двойченко-Маркова), и о памятнике в г. Сомбатхей (Венгрия), 1950 г., краткое описание которого дается ниже (в обзоре «Новые памятники Пушкину», помещенном во «Временнике Пушкинской комиссии. 1962» (М.—Л., 1963, с. 97), ссылка на названную публикацию 1953 г. дана с ошибкой — памятник Пушкину в Бургасе (Болгария) открыт не в 1949 г., а в 1952 г.). В последующие годы появилось еще несколько таких памятников (см., например: Памятник Пушкину в городе Монро (США). — Временник Пушкинской комиссии. 1970. Л., 1972, с. 132) в США. Ниже приводятся краткие сведения о памятниках Пушкину в Венгрии и Польше.

Празднование 150-летия со дня рождения Пушкина в Венгрии, проведением которого руководил специальный юбилейный комитет, приняло очень широкие масштабы (см.: Правда, 1949, 13 мая, 6 июня, 2 сентября; Известия, 1949, 7 июня; Веч. Ленинград, 1949, 5 и 9 июня; Огонек, 1949, № 22, и др.). Наряду с изданием переводов произведений поэта в 1949 г. было опубликовано множество статей о его жизни и творчестве, проводились выставки, юбилейные спектакли, вечера, радиопередачи и т. д. Одна из центральных улиц венгерской столипы Будапешта стала называться Пушкинской (бывшая ул. Эстерхази), и, проходя сегодня по ней, можно увидеть установленную на одном из домов мраморную мемориальную доску с текстом и барельефным изображением Пушкина.

В потоке печатной информации о подготовке и проведении пушкинского юбилея в Венгрии нам не приходилось встречать упоминаний о закладке памятника Пушкину. Но он был заложен именно в те дни. Вот что удалось нам узнать благодаря любезному сообщению театрального критика Ласло Далоша (Laszla Dalos), большого почитателя таланта Пушкина и переводчика произведений К. Г. Паустовского на венгерский язык: «Среди других работ мастеров искусств на пушкинской выставке в городе Сомбатхей обратил на себя внимание бюст поэта работы местного скульптора Яноша Фаркаша

173

Иллюстрация: Памятник Пушкину в г. Сомбатхей (Венгрия).
Скульптор Янош Фаркаш. 1950 г.

174

(Ianos Farkas). Эту скульптуру городской совет решил установить в виде памятника. Его торжественное открытие состоялось в 1950 году. По имеющимся фотографиям можно судить о том, что памятник установлен в парке или сквере. На каменном постаменте выбито PUSKIN».

О памятнике Пушкину в Поляницах (Польша) пока известно мало (упомянут нами в заметке «Зарубежная Пушкиниана», см.: Литературная Россия, 1976, 4 июня, с. 24). О его существовании нам довелось услышать от одного московского коллекционера в середине 60-х годов. Однако поиски печатных сообщений о закладке и об открытии, а также его изображений положительных результатов не дали.

Сообщив об этом факте, нуждавшемся в проверке, энтузиастам из одесской школы № 29, создавшим под руководством своего преподавателя литературы школьный Пушкинский музей, мы получили дополнительные сведения. Польские друзья прислали в Одессу фотографию памятника, установленного в 1954 г. (работа скульптора Гольдберга, ученика Генрика Куни), изображающего Пушкина рядом с Адамом Мицкевичем. Как стало известно, памятник был сооружен из временного материала и до настоящего времени не сохранился.

Таким образом, в настоящее время мы располагаем сведениями о семи зарубежных памятниках Пушкину: в США (два), ГДР, Венгрии, Болгарии, Польше и Китае (последний был разрушен в 1966 г. хунвейбинами, см.: Правда, 1966, 18 сентября).

А. Д. Гдалин

_____