83

3. История одной виньетки

В архиве III отделения хранилось дело «О подозрительности виньетки, которой украшен заглавный лист стихотворения Пушкина „Цыганы“». На виньетке изображены разбитые цепи, кинжал, змея и опрокинутая чаша. В письме от 30 июня 1827 г. начальник III отделения генерал-адъютант А. Х. Бенкендорф обратил внимание начальника 2-го округа Московского корпуса жандармов генерал-лейтенанта А. А. Волкова на подозрительность сюжета виньетки и просил выяснить, «кому принадлежит ее выбор — автору или типографу, потому что трудно предположить, что она была взята случайно». В ответном письме от 6 июля 1827 г. Волков сообщал шефу жандармов, что выбор виньетки достоверно принадлежит автору, который ее отметил в книге образцов шрифтов, представленной ему г. Семе́ном — издателем поэмы «Цыганы» в 1827 г.19

Жандармский генерал не придал «политического значения» сюжету виньетки. По-видимому, сыграло свою роль и близкое знакомство Пушкина с Волковым и семьей М. И. Римской-Корсаковой, на дочери которой, Софье Александровне, генерал был женат.

Недавно мы отыскали упомянутую «Книгу образцов шрифтов», в которой Пушкин «отметил» виньетку для воспроизведения ее на титульном листе своей поэмы. Название книги: «Образцы литер, виньетов и политипажей, находящихся у Августа Семе́на, содержателя типографии и словолитной...» (М., 1826). Книга приложена к делу III отделения «О подозрительности виньетки...» и вместе с делом хранится в Пушкинском фонде Института русской литературы Академии наук СССР (ф. 244, оп. 16, № 13). На книге препроводительная надпись А. Семе́на генералу А. А. Волкову. Другой экземпляр находится в Отделе редкой книги Государственной Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина.

Выбор поэта не был случаен. Сюжет виньетки соответствовал свободолюбивым идеям пушкинской поэмы.20

Несколько позднее возникло другое дело относительно той же виньетки. 31 января 1834 г. жандармский подполковник Баранович доносил по начальству о неблагонамеренном направлении московского журнала «Телескоп» Н. И. Надеждина и о титульной виньетке журнала, на которой изображены «кинжал, пронзающий хартию, разорванная в начале цепь, над которой опрокинутый сосуд с разъяренной змеею и знаком победного торжества — лавровой ветвью... Идея более политическая, нежели относящаяся к предметам литературным и ученым». В связи о этим виньетка была снята с титульного листа апрельского номера журнала за 1834 г.21 Такова история одной виньетки.

Л. А. Черейский

_____

Сноски

Сноски к стр. 83

19 Дела III отделения об А. С. Пушкине. СПб., 1906, с. 260—261.

20 Б. В. Томашевский обнаружил виньетку в четырехтомном труде Е. Пуквиля (Pouqueville) о греческой революции (Париж, 1824). Справедлив вывод исследователя, что «подозрения Бенкендорфа были не так уж неосновательны и что во всяком случае Пушкин знал политический смысл изображенной на ней (виньетке, — Л. Ч.) аллегории» (см.: Пушкин. Временник Пушкинской комиссии, т. 2. М. — Л., Изд. АН СССР, 1930, с. 294—296).

21 Лемке Мих. Чаадаев и Надеждин. — Мир божий, 1905, № 10, с. 128—130.