- 142 -
НЕКРОЛОГ
ЗОЯ АНТОНОВНА БОРИНЕВИЧ-БАБАЙЦЕВА
7 октября 1972 г. в Одессе на 87-м году жизни скончалась З. А. Бориневич-Бабайцева, в течение многих лег являвшаяся председателем Одесской Пушкинской комиссии.
Зоя Антоновна родилась 29 декабря 1885 г. (11 января 1886 г.) в семье, занимавшей заметное место в общественно-культурной жизни Одессы. Ее дед Самуил Бориневич, выходец из крестьян, переселился в Одессу в 1831 г. Он оставил после себя воспоминания, являющиеся интересным источником по истории быта столицы «Новороссии» во второй четверти прошлого века.18 Отец Зои Антоновны, Антон Самойлович Бориневич (1855—1946), еще будучи студентом физико-математического факультета Одесского («Новороссийского») университета, как участник народовольческого движения был в 1879 г. арестован и сослан в Восточную Сибирь. По отбытии ссылки он стал земским статистиком, в 1887 г. вернулся в Одессу, где на протяжении нескольких десятилетий возглавлял городское статистическое бюро. После революции Антон Самойлович еще много лет возглавлял статистические учреждения, а с 1918 г. начал преподавательскую деятельность как профессор статистики в Одесском институте народного хозяйства.
В этой семье, впитавшей в себя лучшие традиции прогрессивной русской интеллигенции, связанной со многими представителями передовых общественных кругов, рано определились общественные и культурные интересы Зои Антоновны, ее тяга к литературе и культурно-педагогической деятельности.
Получив среднее образование в гимназии, которую она окончила в 1904 г., Зоя Антоновна поступила на историко-филологический факультет Одесских высших женских курсов, где преподавали основные профессора Одесского университета. По окончании курсов Зоя Антоновна начала преподавание истории и литературы в женских гимназиях, обнаружив незаурядный педагогический талант.
Но особенно большой размах преподавательская деятельность Зои Антоновны приобрела после утверждения Советской власти — сначала в качестве преподавателя рабфаков и техникумов, а с 1923 г. в высшей школе — в Одесском педагогическом институте и, позднее, в университете. На протяжении многих лет Зоя Антоновна читала курсы теории литературы,
- 143 -
общие курсы по истории русской литературы XIX — начала XX в., а также спецкурсы и спецсеминары по Чехову и Пушкину.
Преподавательская деятельность Зои Антоновны продолжалась в высшей школе в течение почти полстолетия, и ее многочисленные ученики сохранили благодарную память о ней как о замечательном мастере педагогического дела. Ее лекции превращались в подлинную школу нравственного и эстетического воспитания.
Научно-литературная деятельность З. Л. Бориневич-Бабайцевой началась в 20-е годы и была сосредоточена вокруг двух тем — Чехов и Пушкин. Но последняя тема постепенно стала основной, и это было в значительной мере стимулировано ее участием в работе организованной в 1924 г. в Одессе Пушкинской комиссии при Доме ученых. 13 марта 1926 г. она сделала доклад «Пушкин и одесские альманахи», опубликованный в том же году во 2-м выпуске издания «Пушкин. Статьи и материалы» Одесской Пушкинской комиссии.
Наибольшая активность Зои Антоновны в области пушкиноведения пришлась на 50—60-е годы, когда она возглавила возрожденную по ее инициативе в 1950 г. Одесскую Пушкинскую комиссию. С этого момента и до дня смерти, т. е. на протяжении почти четверти века, она была бессменным председателем комиссии, с исключительной энергией и ответственностью руководила ее деятельностью. На заседаниях комиссии она была наиболее частым докладчиком, выступала со многими сообщениями, обзорами литературы, делилась результатами своих изучений и т. д., публиковала на страницах «Временника» Пушкинской комиссии, местных газет и в других изданиях информации о работе комиссии, об очередных пушкинских конференциях и т. п.
Особенно много трудов вложила Зоя Антоновна в организацию пушкинских конференций, которые с 1954 г. проходили попеременно в Одессе и Кишиневе. Она была соредактором двух томов сборников «Пушкин на юге» (т. 1 — 1958, т. 2 — 1961), в которых были опубликованы основные доклады, прочитанные на этих конференциях. Эти два объемистых тома заняли определенное место в пушкиноведческой литературе. Зоя Антоновна была участником пушкинских конференций, проведенных в Ленинграде и других местах.
К сожалению, бо́льшая часть читанных Зоей Антоновной докладов и сообщений не была опубликована. Поэтому оставленное ею литературно-научное наследие очень неполно отражает се реальную роль как пушкиноведа и организатора пушкиноведческих изучений в Одессе.
Труды Зои Антоновны в области пушкиноведения (список основных из них приводится ниже) делятся на два цикла. К первому относятся работы, в которых обрисован культурно-общественный «климат» Одессы пушкинской поры, делается попытка показать сумму жизненных наблюдений, которыми обогатил Пушкина год жизни в этом городе. К этому циклу относится упоминавшаяся выше статья «Пушкин и одесские альманахи», содержащая ряд ценных наблюдений, не утратившая и сейчас своего значения. В нескольких статьях исследовательница анализирует причины высылки Пушкина из Одессы. Она доказательно опровергает укоренившееся в старом пушкиноведении утверждение, что в основе конфликта между поэтом и Воронцовым лежали личные моменты. Для Зои Антоновны нет сомнения в том, что основными и определяющими были здесь политические мотивы и что Воронцов видел — и с полным основанием — в Пушкине «опасную» с позиций самодержавия фигуру.
Свои наблюдения над одесской главой биографии Пушкина Зоя Антоновна обобщила в большой статье «Пушкин в Одессе», опубликованной в сборнике, вышедшем к 150-летию со дня рождения поэта (О. С. Пушкін в Одесі. Одесса, 1949).
Второй цикл пушкиноведческих работ Зои Антоновны посвящен анализу пушкинского творчества так называемого «южного периода». В работах этого цикла она стремилась показать, что именно на юге, и в первую
- 144 -
очередь в Одессе, Пушкин, изживая свой романтизм, превращался в «поэта действительности». Углубленному анализу подвергнуты стихи так называемого «овидиевского цикла», вскрыт их психологический и общественный подтекст.
Обращает на себя внимание то толкование, которое дает исследовательница известному четверостишию в стихотворении «К морю»: «Ты ждал, ты звал... я был окован; Вотще рвалась душа моя: Могучей страстью очарован, У берегов остался я». При комментировании этих строк обычно указывают, что «имеется в виду чувство к Е. К. Воронцовой» (см., например: Акад., II, 669). Но Зоя Антоновна выдвинула очень интересное предположение, что речь идет о привязанности к родине, которую поэт не в силах был покинуть.
Характеристика З. А. Бориневич-Бабайцевой была бы неполной, если мы не отметили бы присущее ей чувство глубокого патриотизма. Во время Великой Отечественной войны она прочла громадное число лекций в воинских частях и в госпиталях. Оказавшись в Одессе в тяжелое время ее оккупации фашистскими захватчиками, Зоя Антоновна поддерживала связи с партизанским подпольем, что и было отмечено награждением ее медалями «За оборону Одессы» и «Партизану Отечественной войны».
Человек большого личного обаяния, большой человеческой доброты, Зоя Антоновна была вместе с тем строга к себе и требовательна. Ей присуще было большое чувство долга. Вокруг нее создавалась атмосфера особо высокой человечности, какой-то душевной приподнятости и отрешения от будничности. Такой она навсегда останется в памяти ее многочисленных учеников, друзей и товарищей по работе.
Бюро Одесской Пушкинской комиссии
СПИСОК ОСНОВНЫХ РАБОТ З. А. БОРИНЕВИЧ-БАБАЙЦЕВОЙ
В ОБЛАСТИ ПУШКИНОВЕДЕНИЯ1. Пушкин и одесские альманахи. — В кн.: Пушкин. Статьи и материалы. (Под ред. М. П. Алексеева). Вып. 2. Одесса, 1926 (Одесский дом ученых. Пушкинская комиссия), стр. 51—69.
2. Пушкин в Одессе. — В кн.: О. С. Пушкін в Одесі. Одесса, 1949, стр. 69—98.
3. Одесский период жизни Пушкина. — В кн.: Пушкинская юбилейная сессия. 150-летие со дня рождения Пушкина. Тезисы докладов. Одесса, 1949, стр. 37—39.
4. Одесские впечатления в творчестве Пушкина после 1824 г. — Збірник Філологічного факультету (Одеського держ. університету), т. IV, Одесса, 1954, стр. 75—89.
5. Овидиев цикл в творчестве Пушкина. — В кн.: Пушкин на юге, вып 1. Кишинев, 1958, стр. 164—178.
6. Высылка Пушкина из Одессы. — Там же, стр. 264—280.
7. Лирика Пушкина южного периода. — В кн.: Пушкин на юге, вып 2. Кишинев, 1961, стр. 265—288.
8. Изучение творчества Пушкина в Одессе и в Одесском университете. — В кн.: Юбілейна сесія, присвячена 100-річчю Одеського державного університета. Тези доповідей. Філологічн. науки. Одесса, 1965, стр. 4—7.
–––