133

МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК А. С. ПУШКИНА
В С. БОЛЬШОЕ БОЛДИНО
(ГОРЬКОВСКАЯ ОБЛ.) В 1969 г.

Проводимые в Болдине пушкинские дни с каждым годом привлекают к себе все более широкий круг участников. 8-го февраля 1969 г. на торжественном вечере, посвященном 132-й годовщине со дня смерти поэта, преподаватель Горьковского университета В. В. Федоров прочитал доклад «Трагедия Пушкина „Скупой рыцарь“»; лауреат конкурса чтецов А. Д. Познанский выступил с чтением стихов Пушкина; затем демонстрировался новый фильм-концерт «Болдинская осень», выпущенный Горьковской телестудией в конце 1968 г. 7—8 июня на празднование 170-летия со дня рождения Пушкина в Болдино приехали поэты В. Котов (Москва), Ю. Адрианов, В. Шумилов (Горький), С. Ларионов (Саранск), артисты горьковских театров, работники пушкинских музеев, почитатели пушкинского гения. С 10 по 14 сентября проходил праздник «Болдинской осени», организованный в память 139-й годовщины первого и 135-летия последнего приезда поэта в Болдино. Празднование открылось торжественным вечером в районном Доме культуры, на котором писатель литературовед А. А. Еремин (Горький) ознакомил собравшихся со своей работой «Пушкин и Болдино»; вечер завершился большим концертом силами коллективов художественной самодеятельности г. Горького (Дворца культуры завода «Красное Сормово», Автозавода и др.). 11 сентября состоялся вечер музыки с участием как народных сельских хоров, так и профессиональных музыкантов — преподавателей Горьковской консерватории. 12 сентября на вечере поэзии выступали поэты Москвы Л. Озеров, А. Богучаров, Казани — А. Исхаков, Саратова — В. Шабанов, Н. Палькин, Кирова — Н. Перминова, представители Чувашии — Н. Васянка, Г. Ефимов и др.

13 сентября школьники района собрались на детский пушкинский праздник, на котором были показаны инсценировки сказок Пушкина,

134

выступали кукольные театральные коллективы Горького и Саранска, читали свои стихи детские поэты. Праздник «Болдинской осени» закончился просмотром фильмов «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Дубровский» и др.1

С 15 по 18 сентября в музее-заповеднике впервые проводились «Болдинские чтения» — научная конференция, посвященная проблемам изучения творческой биографии Пушкина 1830-х годов. На конференции, организованной совместно с Горьковским университетом им. Лобачевского, было прочитано 11 докладов и сообщений. Наряду с архивно-краеведческими материалами, непосредственно связанными с Болдиным, были рассмотрены вопросы историко-литературного характера, касающиеся лирики Пушкина 1830-х годов, «Маленьких трагедий», взаимосвязей творчества Пушкина 1830-х годов с фольклором.

Доктор филологических наук проф. С. А. Орлов (Горький) в обзорном докладе «Болдинские документы (по материалам Горьковского областного исторического архива)» сообщил результаты своих многолетних архивных изысканий; перечисленные им документы, частично опубликованные, касались болдинского периода жизни поэта, хозяйственного архива болдинского имения, истории Болдина первых лет революции.

В сообщении директора Лукояновского народного музея М. Н. Бутусова «Пушкин в Лукоянове» освещался период биографии поэта, связанный с Лукояновым.

Доктор филологических наук Г. В. Краснов (Горький) посвятил свой доклад «Философия личности в лирике Пушкина 1830 г.» анализу ряда стихотворений, в большинстве своем написанных в первую болдинскую осень, и подчеркнул преемственность этой лирики с предшествующим творчеством поэта. Основная философская проблема лирики 1830 г., по мнению докладчика, — личность и время, человек и история; герой ряда произведений («К вельможе», «Герой», «Моя родословная») — человек незаурядный, широко образованный, впитавший в себя живой опыт истории. В докладе анализировалась художественная связь произведений «Поэту» и «Труд», рассматривалась своеобразная диалогическая форма стихотворений той поры.

Доклад кандидата филологических наук В. А. Грехнева (Горький) был посвящен стихотворению Пушкина «Заклинание», написанному в первую болдинскую осень. В этом стихотворении, как показал докладчик, Пушкин использует традиционные стилистические элементы элегической формы как фон, на котором с особой силой, по контрасту, звучат живые, глубоко индивидуальные чувства лирического героя, резко отличного от канонического элегического персонажа. Таким образом, в противовес поэтическому штампу выдвигаются реальные человеческие переживания.

Научный сотрудник Гос. музея А. С. Пушкина (Москва) С. Т. Овчинникова в докладе «К вопросу о проблематике „маленьких трагедий“» основное внимание уделила идейно-философскому содержанию «Пира во время чумы». По ее мнению, в центре этого произведения находится психологический анализ «инстинкта рока», игры с опасностью. Полемизируя с распространенным толкованием трагедии, докладчица стремилась показать, что гимн Вальсингама — не борьба, не активное противодействие несчастью, а кощунственный перед лицом всеобщего горя надрывный бунт, идущий от духовной опустошенности; духовный поединок Священника и Председателя не имеет религиозной направленности и, как утверждает докладчик, заканчивается поражением Вальсингама.

135

Группа докладов и сообщений касалась вопросов изучения связей Пушкина с фольклором. Литературовед В. С. Непомнящий (Москва) в докладе «Сказки Пушкина» осветил творческую историю сказок. Эта же тема частично была затронута в докладе кандидата филологических наук А. Д. Соймонова (Ленинград) «Творчество Пушкина 1830-х годов и фольклор». Докладчик остановился на проблеме фольклоризма Пушкина в связи с эволюцией его творческого метода, отметив недостаточную изученность этой важной проблемы. Характеризуя материалы устной поэзии, отразившиеся в прозе Пушкина 1830-х годов («Капитанская дочка», «История Пугачева» и др.), А. Д. Соймонов подчеркнул связь между этими произведениями и фольклорными источниками; устные предания и песни, собранные Пушкиным во время поездки в Оренбургский край, привлекли особое внимание докладчика.

Двумя сообщениями была представлена на конференции тема «Пушкин и народные песни Болдинского края». Кандидат филологических наук К. Е. Сергеева (г. Горький) сообщила о сборе песен экспедициями Горьковского университета в Болдине и о найденной там песне «Сватушка», использованной Пушкиным в «Русалке»; эта находка, утверждает К. Е. Сергеева, свидетельствует о том, что текст «Сватушки» был услышан поэтом именно здесь, а не в Михайловском. Сообщение научного сотрудника музея-заповедника Пушкина Л. А. Дорониной (Болдино) по материалам, собранным музеем, также касалось атрибуции записанных Пушкиным народных песен, а именно текстов: «Теща про зятюшку сдобничала...» и «Авдотья вдовина...». Сопоставление пушкинских и записанных музеем текстов, отсутствие аналогичных песен в районе села Михайловского (Псковской обл.) позволяют предполагать, что записи этих песен были сделаны Пушкиным в Болдине. Оба докладчика говорили о том, что круг песен, записанных поэтом в Болдине, значительно шире, чем это представлялось ранее.

В сообщении аспиранта Академии художеств СССР С. В. Бернадского (Ленинград) «„Медный всадник“ — поэма и монумент» был дан сравнительный анализ аллегорического содержания фальконетовской скульптуры и пушкинской поэмы, отмечены недостаточно изученные, по мнению автора, проблемы в исследовании «Медного всадника», в этой связи С. В. Бернадский остановился на поэме Мицкевича «Дзяды» (ч. 3), отмечая, что полемика с ними Пушкина явилась не отрицанием поставленных польским поэтом проблем, а иным освещением их. Недостаточно также, как считает докладчик, уделялось внимания вопросу о роли скульптуры в творчестве Пушкина вообще. Директор Болдинского музея-заповедника А. С. Пушкина Ю. И. Левина свое сообщение «Еще об источниках пародийной формы „Истории села Горюхина“» посвятила спорному до настоящего времени вопросу о том, кого из историков пародировал Пушкин в своей сатире; по предположению докладчика, материал для пародии дали не исторические работы Карамзина или Полевого (как доказывали некоторые исследователи), а исторические лекции и учебники, хорошо известные Пушкину с лицейских лет; композиционные схемы, язык и стиль лицейских учебников (Кайданова и др.) дают убедительный материал для сравнения. Докладчица показала, что в рукописных лицейских журналах встречается подобный же принцип пародирования (использование форм «серьезной» литературы для изложения мелких событий); сопоставление журнала 3-го курса 1819 г. дает основание предположить, что пародирование стиля исторического учебника было распространенным явлением в Лицее и Пушкин применил известный ему с детства художественный прием.

Подводя итоги «Болдинских чтений», участники отметили значение этой первой научной конференции в Болдине и поддержали предложение о ее ежегодном проведении (см.: «Болдинские чтения» — «Горьковский рабочий», 15 сентября; В. Никитин. «Болдинские чтения» — «Вопросы литературы», 1969, № 12, стр. 236—237).

136

Осенью 1969 г. музей проводил дальнейшую работу по записи местного народного творчества; создан научный текстовой архив и фонограммархив песенных записей. Сотрудники музея продолжали также изучение истории Болдина, его усадьбы, отдельных парковых построек. Завершен проект реставрации заповедного парка, сделанный специалистами Центральной лесоустроительной организации («Леспроект»).

В Доме-музее Пушкина в течение года были произведены необходимые отделочно-реставрационные работы. Фонды музея увеличились на 400 единиц хранения; среди них — акварельные изображения пушкинских мест, документальные фотографии Болдина, предметы старого крестьянского быта, автографы советских поэтов и др. Потомок поэта Г. М. Воронцов-Вельяминов прислал из Франции в подарок музею фотографию находящихся там дуэльных пистолетов Д'Аршиака, из которых стрелялись Пушкин и Дантес («Горьковская правда», 18 февраля — «Письмо из Франции»). В дни «болдинской осени» была организована выставка фондов.

Книжное собрание музея пополнилось изданиями Пушкина, литературоведческими и искусствоведческими трудами. Музей получил в дар личные книги писателя Ивана Новикова (издания сочинений Пушкина и произведения И. А. Новикова о Пушкине) от его родных, книги с дарственными надписями Павла Антокольского, Льва Озерова и других поэтов. Посещаемость музея в 1969 г. возросла (его посетили 45 тыс. человек), увеличился объем лекционной работы (всего за год было прочитано 100 лекций), усилилась связь со школами района; созданы передвижные выставки; в лектории музея устраивались встречи с интересными гостями заповедника и с Болдинским народным хором. Работа музея регулярно освещалась в печати, по радио и телевидению.

Ю. И. Левина.

———

Сноски

Сноски к стр. 134

1 См. о празднике: «Горьковский рабочий», 17 июня; «Горьковская правда», 21 августа, 10 сентября, 18 сентября; «Вечерняя Москва», 11 сентября; «Литературная Россия», 19 сентября, 17 октября; Л. Озеров. Болдино, 1969. «Советская культура», 20 сентября; А. Богучаров. Наедине с Болдиным. «Учительская газета», 2 октября 1969 г.