Вацуро В. Э. Виноградов В. В.: [Некролог] // Временник Пушкинской комиссии, 1969 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1971. — С. 120—123.

http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v71/v71-1203.htm

- 120 -

В. В. ВИНОГРАДОВ

4 октября 1969 г. скончался один из крупнейших советских филологов, лингвист и литературовед, основатель советской лингвостилистической школы, академик Виктор Владимирович Виноградов, в научном наследии которого особое место принадлежит творчеству Пушкина.

В. В. Виноградов родился в Рязани, 12 января 1895 г. В 1918 г. он окончил Историко-филологический и Археологический институты в Петрограде. Оставленный акад. А. А. Шахматовым при университете для приготовления к профессорскому званию, он продолжает начатую еще в студенческие годы исследовательскую деятельность, сочетая ее с педагогической (в университете, в Государственном институте изучения искусств и других научно-исследовательских и учебных центрах). Круг его интересов уже в это время охватывает фонетику, лексикологию, историю языка, и тогда же он начинает разработку проблем поэтики и стилистики, как в лингвистическом, так и в литературоведческом аспектах, объединяя обе сферы изучения. В центре его внимания оказывается изучение индивидуальных стилей писателей, как предварительная разведка в область истории русского литературного языка.

Эти занятия совершенно естественно привели В. В. Виноградова к творчеству Пушкина, который до последних месяцев жизни остался для него одним из основных объектов изучения и осмысления. Творчество Пушкина предстает перед исследователем как завершение языковых и стилевых тенденций, наметившихся еще в последние десятилетия XVIII в. и развивавшихся далее русской литературой, как синтез национальной русской, церковнославянской и европейской языковой стихии. Это определило и характерную особенность пушкинского слова — «структуры логически стройной, очерченной точным кругом предметных значений и вместе с тем стилистически подвижной, семантически многопланной, многоликой по своим социально-характеристическим приметам и меняющим свои смыслы и свою экспрессию в зависимости от социально-языкового контекста». Вывод этот, сформулированный в книге В. В. Виноградова «Язык Пушкина» (1935), возник как результат сравнительного обследования огромного материала русской поэзии и прозы конца XVIII — первой трети XIX в. Книга о языке Пушкина как бы подводила итог предшествующей работе ученого в области изучения русского литературного языка и в то же время открывала новые пути, закладывая основы новой методологии исторического и теоретического изучения художественной речи. Прямым продолжением «Языка Пушкина» явилась монография «Стиль Пушкина» (1941). «Новое понимание слова» Пушкиным, согласно В. В. Виноградову, «органически сочеталось с новыми формами синтаксиса и композиции», которые теперь и подвергаются изучению. Такое расширение сферы исследования

- 121 -

было обусловлено не только объектом, но и собственными творческими интересами исследователя: предшествующие изыскания В. В. Виноградова привели его к необходимости рассматривать слово не как изолированную лексическую единицу, но в сложной системе связей, рефлексов и отношений, образующих в целом сферу индивидуального стиля и сферу «стиля эпохи». Подобно «Языку Пушкина», «Стиль Пушкина» охватывает материал, касающийся теоретической поэтики и поэтической практики пушкинской эпохи, и ставит целый ряд проблем как общего, так и частного, литературоведческого и лингвистического характера: об особенностях пушкинской фразеологии, образной структуре его поэтической речи, взаимодействии и синтезе у Пушкина разных речевых стилей и т. д. Обе монографии по существу были началом систематического изучения языка и стиля пушкинской поэзии. Одновременно В. В. Виноградов готовит подобное же исследование пушкинской прозы. В 1934 г. появляется его статья «О стиле Пушкина» (Литературное наследство, 1934, № 16—18, стр. 135—214), в части своей посвященная «Повестям Белкина», а в 1936 г. — статья «Стиль „Пиковой дамы“» (Пушкин. Временник..., 2, М.—Л., 1936, стр. 74—147), касающаяся вопросов семантического наполнения, метафоризации и символического расширения бытовых понятий, их субъективного освещения (образ автора), форм повествовательного времени и т. д., т. е. стиля в его широком понимании. Принципы сочетания и объединения различных стилевых пластов в пределах единого художественного целого — эта проблема, поставленная В. В. Виноградовым на материале пушкинской прозы еще в середине 1930-х годов, продолжает занимать его и позже. В серии статей о Пушкине, появившихся уже в послевоенное время, ученый обращается к изучению соотношения стилевых характеристик автора и героев в «Станционном смотрителе» (К изучению языка и стиля пушкинской прозы. «Русский язык в школе», 1949, № 3, стр. 18—32), в первой главе «Онегина» (Стиль и композиция первой главы «Евгения Онегина». Там же, 1966, № 4, стр. 3—21); наконец, в историческом романе Пушкина и Гоголя (Из истории стилей русского исторического романа. Пушкин и Гоголь. «Вопросы литературы», 1958, № 12, стр. 120—149). Эта последняя статья как бы объединяла две линии изучений: индивидуальных стилей писателей и общей истории литературного языка и эволюции стилей в новой русской литературе. Уже в конце 1930-х годов, преследуя именно эту цель, В. В. Виноградов предпринимает ряд исследований, посвященных судьбам языка и стиля Пушкина в послепушкинскую эпоху (глава о Пушкине в «Очерках по истории русского литературного языка XVII—XIX веков», 1938; «Пушкин и русский литературный язык XIX века». В сб.: Пушкин — родоначальник новой русской литературы. М.—Л., 1941, стр. 543—605, и др.). Он изучает отражения пушкинского стиля в творчестве Лермонтова (Стиль прозы Лермонтова. Литературное наследство, 1941, № 43—44, стр. 517—628) и далее — Гоголя, стремясь на основе сравнительно-стилистических методов проследить историю становления русского реализма. Рассматривая реализм как систему, концентрировавшую и функционально преобразовавшую предшествующий литературный опыт, ученый прежде всего обращал внимание на «стилистические изменения, связанные с выработкой новых приемов и форм словесно-художественного воспроизведения характеров, образов персонажей и особенно „образа автора“» («Вопросы литературы», 1958, № 12, стр. 122). Перед ним совершенно естественно возникала задача пересмотра соотношений «пушкинского» и «гоголевского» начал. За несколько месяцев до смерти В. В. Виноградов прочитал доклад, посвященный сравнительному изучению художественного метода «Евгения Онегина» и «Мертвых душ».

Эти теоретические труды опирались в целом ряде случаев на прочную базу текстологических разысканий. В. В. Виноградов был одним из редакторов VIII и XI томов шестнадцатитомного полного академического собрания сочинений Пушкина, включивших художественную и публицистическую

- 122 -

прозу. Пушкинская критика и публицистика, подобно прозе, становятся у В. В. Виноградова объектом как историко-литературного, так и стилистического изучения. В 1939 г. появляется его статья «Неизвестные заметки Пушкина в „Литературной газете“ 1830 г.» (Пушкин. Временник..., 4—5. М.—Л., 1939, стр. 453—476), где богатейшая эрудиция ученого в области стиля, поэтики и языковых средств пушкинской эпохи послужила задачам атрибуции: на основании всестороннего, но прежде всего стилистического, анализа В. В. Виноградов доказал принадлежность Пушкину нескольких анонимных статей: «Острая шутка не есть окончательный приговор...», «В одной из шекспировых комедий», «Мильтон говаривал...», «Невский альманах на 1830 год», «Г. Раич счел за нужное...», «В газете „Le Furêt“». Атрибуция была принята; перечисленные статьи входят в настоящее время в Собрание сочинений Пушкина. Эта работа явилась первой в целом цикле исследований по теории стилистической атрибуции, которые составили затем книгу «Проблема авторства и теория стилей» (1961), — характерный пример движения от конкретного исследования к постановке и разрешению сложнейшего комплекса теоретических проблем.

Параллельно с занятиями историей и теорией стилей В. В. Виноградов разрабатывает проблемы лексикологии и грамматического строя современного русского языка. Еще в 1927—1928 гг. он вместе с другими крупными лексикологами страны начал работу над «Толковым словарем русского языка», вышедшим под ред. Д. Н. Ушакова. В процессе этой работы складывались и уточнялись типы словарных статей и вырабатывались принципы стилистических и грамматических помет. Лексикографический опыт, обогащенный результатами предшествующих изысканий ученого в области истории языка и стиля, закономерно привел его к следующей крупной работе, уже в области исторической лексикографии — «Словарю языка Пушкина», составление которого было начато в 1933 г. под руководством Г. О. Винокура. После смерти Г. О. Винокура в 1947 г. работу эту возглавил В. В. Виноградов. Словарь этот, вышедший в свет в четырех томах в 1956—1961 гг., был весьма значительным событием в пушкиноведении, явившись своего рода энциклопедией сведений по пушкинскому словоупотреблению, дав в руки исследователей и читателей богатейший материал для дальнейшей разработки.

В 1946 г. В. В. Виноградов был избран действительным членом Академии наук СССР. В течение двух десятилетий он ведет большую научно-организационную работу, не прекращая при этом исследовательской деятельности. Он возглавляет Институт языкознания (с 1959 г. — Институт русского языка), является академиком-секретарем Отделения литературы и языка АН СССР, председателем Советского комитета славистов; заведует кафедрой русского языка в МГУ, а в последние годы руководит сектором стилистики и исторической поэтики Пушкинского дома. Он принимает участие во всех крупных начинаниях, связанных с именем Пушкина. 26 сентября 1958 г., когда Президиум АН СССР принял постановление о возобновлении Пушкинской комиссии, В. В. Виноградов — член комиссии со дня ее основания — стал ее председателем и оставался на этом посту до 22 января 1960 г. До последних дней ученый продолжал свою напряженную деятельность и незадолго до смерти вновь обратился к непосредственному исследованию творчества Пушкина — в своих последних работах «Образ автора в художественной литературе», «К диалектике развития словесно-художественных форм («Евгений Онегин» Пушкина и «Мертвые души» Гоголя)», «О теории художественной речи». Этим работам не суждено было увидеть свет при жизни их автора; последняя из них вышла в свет в 1971 г.; издание остальных — дело ближайшего будущего.

В. В. Виноградов принадлежал к плеяде классиков советской филологии, открывших новый этап в науке о Пушкине, и пушкиноведческое его наследие, ставшее органической частью нашей науки, продолжает жить

- 123 -

вместе с ней, порождая новые идеи, находя новых продолжателей, являясь, наконец, совершенным образцом исследовательской мысли, эрудиции, филологической культуры.

В. Вацуро.

————