109

7. Н. М. СМИРНОВ В РИСУНКЕ ПУШКИНА

Молодой человек в очках нарисован Пушкиным в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой,1 младшей из двух сестер, близких приятельниц поэта. В альбоме этом мы находим портреты и тех, кого Ушаковы никогда не видали (восточных людей, встреченных Пушкиным во время путешествия в Арзрум, женщин, которых он любил), и общих знакомых, которых вспоминал он с Ушаковыми за беседой. В этих последних рисунках нередко чувствуется легкий шарж, подтрунивание, насмешка.

Воспроизводимый здесь портрет изображает Николая Михайловича Смирнова,2 записки которого о Пушкине печатаются в настоящем сборнике. (Кто такой горбоносый человек, карикатурный профиль которого пытался изобразить Пушкин чернилами на том же листе, — неизвестно. По-видимому, ему не удалось передать сходства — он перечеркнул профиль и набросал рядом исправленный вариант).

110

Н. М. Смирнов. Рисунок Пушкина. ИРЛИ АН СССР.

Как и все портреты в рисунках Пушкина, Смирнов изображен заочно, по памяти. Как и все рисунки в альбоме Ушаковой, он возник во время разговоров, шуток.

Мы знали Смирнова приятным молодым человеком с локонами надо лбом.

Так изображен он в 1835 г. Крюгером.3

На акварельном портрете 1849 г. Е. Беккера4 Смирнов предстает холеным господином с тщательными начесами волос, искусно маскирующими лысину.

111

Знали мы Смирнова и пятидесятилетним располневшим мужчиной, которому уже не приходилось скрывать свои залысины. Таков он на литографии Бухгейстера, 1857 г.5

Теперь пред нами его новый облик, исполненный Пушкиным. Он — самый ранний, 1829 — 1830 года. Портрет этот несколько неожидан. Смирнову всего двадцать один — двадцать два года. Юноша лысоват, волосы у него прямые, редкие. Кудри, оказывается, были завитые. Нет у него в физиономии и значительности, — она была мнимой. Таков был жених «черноокой Россети»...

Быстрый, небрежный рисунок Пушкина весьма тонко схваченными чертами дополняет психологической остротой облик этого человека, который нам известен из портретов художников-профессионалов.

Т. Г. Цявловская

____

Сноски

Сноски к стр. 109

1 ИРЛИ, ф. 244, оп. 1, 1723, л. 24 об. Рисунок исполнен карандашом в 1829 — 1830 году. Публикуется впервые.

2 Определение портрета Н. М. Смирнова в рисунке Пушкина сделано независимо друг от друга М. Д. Беляевым и пишущей эти строки. Сообщение об этом портрете и демонстрация его входили в мой доклад «Пушкин-портретист» 25 марта 1941 г. в Пушкинской комиссии Союза советских писателей в Москве.

Сноски к стр. 110

3 Литография Вернера с портрета Крюгера, в оригинале неизвестного, воспроизведена в «Альбоме Пушкинской выставки, устроенной Обществом любителей российской словесности в залах Исторического музея в Москве» (М., 1899, табл. 73).

4 Хранится в Пушкинском доме АН СССР. Воспроизводится впервые.

Сноски к стр. 111

5 Литография Бухгейстера 1857 г. воспроизведена в «Альбоме Пушкинской юбилейной выставки в имп. Академии наук в С.-Петербурге» под редакцией Л. Н. Майкова и Б. Л. Модзалевского (М., 1899, табл. 40). Известен еще один портрет Смирнова — акварель Г. Алексеева (1851) — во Всесоюзном музее Пушкина в Ленинграде.