77

ВСЕСОЮЗНЫЙ МУЗЕЙ А. С. ПУШКИНА

(Ленинград) в 1967 г.

25 июня 1967 г. в г. Пушкине в одном из флигелей Екатерининского дворца открылась основная монографическая экспозиция Всесоюзного музея А. С. Пушкина, посвященная поэту и его эпохе.1

Это событие было ознаменовано торжественным митингом на площади перед дворцом, который открыл секретарь Исполкома Ленгорсовета Н. Д. Христофоров.

Первое слово было предоставлено академику М. П. Алексееву. Затем выступали лауреат Ленинской премии скульптор М. К. Аникушин, начальник Управления музеев Министерства культуры РСФСР А. И. Ермолаев, директор Пушкинского заповедника С. С. Гейченко и др.

В 27 залах музея о жизни и творчестве А. С. Пушкина, о его связях с литературным и общественно-политическим движением первой трети XIX в. рассказывают изобразительные и документальные материалы пушкинской поры, мемориальные вещи. Для обозрения представлено более

78

полутора тысяч ценнейших экспонатов. Впервые так широко показаны пушкинские рукописи (более 700) с рисунками на полях, раскрывающие творческую лабораторию поэта. Рукописи даны в копиях, выполненных на архивной бумаге прошлого века и в полной мере сохраняющих внешний вид оригиналов.

Новая экспозиция занимает 3 этажа. Экспозиция первого этажа охватывает лицейский и петербургский периоды жизни и творчества Пушкина и завершается южной ссылкой поэта. Экспозиция 2-го этажа рассказывает о 1824—1830 гг. жизни Пушкина. Последний зал этого этажа посвящен «Евгению Онегину». В нем нет иллюстраций, относящихся непосредственно к роману. Посетитель видит портреты молодых людей той поры, пейзажи русской деревни, интерьеры «модных и старинных зал», созданные художниками-современниками Пушкина вне связи с романом, которые являются лучшей иллюстрацией к произведению.

В залах музея можно увидеть восемь прижизненных портретов Пушкина: портрет и эскиз к портрету В. А. Тропинина, литографию Г. Гиппиуса, портрет Ж. Вивьена, лист из альбома П. И. Челищева с изображением поэта, карандашный рисунок В. Ваньковича, гравированный портрет Н. И. Уткина, акварель неизвестного художника.

Впервые экспонируется рисунок поэта «Рылеев и Кюхельбекер на Сенатской площади», недавно полученный музеем в дар.

Никогда еще не была представлена в таком объеме иконография декабристов. Несомненно особое место в ней занимает галерея портретов ссыльных декабристов работы Н. А. Бестужева.

В экспозиции можно увидеть личные вещи поэта и его друзей: жилет Пушкина, два рабочих стола из Михайловского и Болдина. В зале, посвященном Тригорскому, находятся дамское бюро и рукодельный столик, когда-то стоявшие в доме П. А. Осиповой. У последнего не совсем обычная судьба. Увезенный фашистами из России, он в послевоенные годы был случайно обнаружен в Германии. В этой же комнате висят две жанровые сцены английского художника Морланда, которые тоже некогда украшали дом в Тригорском.

В 1967 г. значительно пополнились фонды Всесоюзного музея А. С. Пушкина. Более 1000 новых экспонатов обогатило музейную коллекцию.

Среди приобретений необходимо отметить серию фотолитографий-иллюстраций (24 листа) А. Н. Бенуа к «Медному всаднику». Большинство этих листов войдет в экспозицию «Пушкин в культуре XIX и XX вв.», которая будет открыта в здании Лицея как продолжение литературно-монографического музея, размещенного в одном из флигелей Екатерининского дворца.

Иллюстрацией к той же теме «Медный всадник» могут служить также подаренные музею три гравюры конца XVIII в., посвященные истории создания самого памятника: «Вид камня, называемого Гром», «Вид открытия камня» (гравюры Шлея и по рис. Фельтена) и «Открытие монумента Петра I» (гравюра А. И. Мельникова).

Много новых материалов появилось также и в советском разделе коллекции музея. О своеобразном подходе к пушкинскому творчеству говорят присланные в дар произведения художников К. Чеботарева и А. Платуновой, созданные еще в 1930-х годах.

Из работ современных художников, занимавшихся пушкинской темой, музей приобрел иллюстрации одесского художника И. Шенкера к «Сказке о царе Салтане» и серию цветных автолитографий художника-москвича А. Иткина. Неизменный интерес у посетителей выставок Всесоюзного музея А. С. Пушкина вызывают художественные фотографии Б. Скобельцына. В истекшем году музей получил новую серию его фотографий большого формата «Пушкинские места Советского Союза».

Пополнение фондов велось с учетом той экспозиционной работы, которая планируется музеем на ближайшее будущее.

79

К 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции Всесоюзный музей А. С. Пушкина открыл в г. Пушкине в Камероновой галерее выставку «А. С. Пушкин в советской графике 1917—1967 гг.». На ней представлено более 300 работ выдающихся мастеров русской графики XX в.: А. Н. Бенуа, В. А. Фаворского, В. М. Конашевича, Н. В. Кузьмина, Н. П. Ульянова, Л. С. Хижинского и др.

Продолжая добрую традицию чествования памяти великого поэта, существующую уже 46 лет, сотрудники музея-квартиры А. С. Пушкина 10 февраля 1967 г. провели традиционное памятное собрание, посвященное 130-летию со дня его гибели. На нем выступили докт. филол. наук проф. Б. С. Мейлах, докт. филол. наук Е. Г. Эткинд, педагог Н. Г. Долинина, поэты, артисты, зарубежные гости.

Памятный вечер с выступлениями сотрудников музея состоялся и в городе юности поэта.

В прошедшем году в музее начат цикл литературно-музыкальных «Вечеров на Мойке».

Сотрудники музея ведут большую культурно-просветительную работу в г. Ленинграде и за его пределами. Прочитано более 100 лекций на предприятиях и в клубах города и пригородов. В Тосненском и Гатчинском районах систематически проводились беседы о пушкинских музеях нашей страны, был организован цикл вечеров «Классики русской литературы». Большую помощь музей оказывает школам страны в создании школьных литературных музеев. В двух ленинградских школах читаются факультативные курсы русской и советской поэзии.

М. Н. Петай

Сноски

Сноски к стр. 77

1 См.: «Комсомольская правда», 15 июня 1967 г.; «Вечерний Ленинград», 26 июня 1967 г.; «Ленинградская правда», 27 июня 1967 г.