79
УГОЛОК А. С. ПУШКИНА В САРАТОВЕ
В 1854 г. в Саратове открылся Мариинский институт для девушек-дворянок. В то время подобные учебные заведения назывались «институтами благородных девиц» и представляли собою средние учебные заведения закрытого типа. Саратовский институт был закрыт в 1918 г. В начале нынешнего века в нем существовал Пушкинский уголок, т. е. нечто вроде маленького музея, посвященного великому поэту. Среди его экспонатов находились очень ценные реликвии.
Пушкиноведческий кружок при Саратовском педагогическом институте попытался собрать сведения об истории этого уголка, когда и кем был он создан и что находилось в его коллекциях. Нами были разысканы и опрошены некоторые воспитанницы института, несколько его бывших сотрудников. Изучены были также документы. В результате произведенных изысканий его история представляется ныне в следующем виде.
С 1901 по 1915 г. начальницей института состояла Татьяна Борисовна Семечкина (1845—1919). Она приходилась родной племянницей К. К. Данзасу, секунданту на трагической дуэли Пушкина; ее отец, Борис Карлович Данзас (1799—1868), был родным братом секунданта.1 Сама она родилась 5 июня 1845 г., получила хорошее домашнее образование, училась музыке у великого русского пианиста и композитора Антона Рубинштейна. После смерти мужа, офицера военного флота, в 1891 г. она поступила на государственную службу и первое время исполняла обязанности главной надзирательницы Александровской женской гимназии в Петербурге. В 1893 г. Т. Б. Семечкина была направлена на Всемирную выставку в Чикаго представительницей от учреждений ведомства императрицы Марии; в 1896 г. она присутствовала на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький); это была не только промышленная, но и художественная выставка, наиболее значительная в дореволюционной России; в 1900 г. Т. Б. Семечкина ездила на Всемирную выставку в Париже.
Таким образом, в Т. Б. Семечкиной можно видеть не только образованную женщину своего времени, но и человека с известными организаторскими навыками.
В 1901 г. Т. Б. Семечкина была назначена директрисой в Саратовский институт благородных девиц. Постановка дела в институте до ее назначения требовала значительных улучшений. В 1915 г. в возрасте 70 лет она получила длительный отпуск, выехала в Петроград и больше уже в Саратов не возвращалась. По воспоминаниям бывших воспитанниц и служащих института, Т. Б. Семечкина была деловым человеком, внимательным и отзывчивым. Ею и был создан уголок Пушкина в одной из комнат ее казенной квартиры при институте. Институт помещался там, где сейчас находится 95-я школа на площади Восстания (частично это здание занято «Домом труда и просвещения»).
По воспоминаниям бывшей воспитанницы института И. Ф. Варниной, сама Т. Б. Семечкина о возникновении уголка рассказывала так: «Конечно, все самое ценное было собрано уже моим дядей, секундантом Пушкина. Он хранил это просто как самое дорогое для себя. Семьи у него не было, и моему отцу все досталось в первоначальном виде. Он понимал, что это ценно для всех, и приумножил и собирал по крупице, что мог найти. Для меня наследие отца — это был дар бесценный, и потому я так ревниво отношусь к этим вещам. А беречь трудно. Есть и праздное любопытство и корыстные предложения...».2
Т. Б. Семечкина очень ревниво относилась к своим коллекциям; далеко не каждый желающий мог посмотреть их. Из институток в уголке бывали только избранные, обычно по просьбе преподавателя литературы. Некоторые
80
учителя, проработав много лет в институте, никогда не видели этого уголка. Рассказывали, что Т. Б. Семечкина отказала в осмотре уголка даже жене саратовского губернатора. Что же представлял собою пушкинский уголок и что было собрано в нем?
В Саратовском областном краеведческом музее хранится альбом фотографий Мариинского института. На одном из снимков запечатлен уголок Пушкина. Здесь видна комната, заставленная вещами, на стенах картины, множество портретов, фотографий, барельефы, висячая книжная полка. В правом углу на подставке стоит бюст Пушкина работы И. И. Витали, выше на стене — гипсовая маска, сделанная по просьбе В. А. Жуковского С. И. Гальбергом на другой день после смерти поэта. Маска эта демонстрировалась на Пушкинской выставке в Петербурге.3 Влево от бюста небольшая фотография К. К. Данзаса в старости, рядом в рамке лист бумаги, никаких изображений на нем нет. Полагаем, что это и есть письмо поэта к К. К. Данзасу с просьбой быть его секундантом. В настоящее время такое письмо неизвестно, но нам говорили о нем несколько лиц: бывшие воспитанницы института М. И. Черкасова, А. И. Черкасова, И. Ф. Варнина и Е. И. Кожина, много лет проработавшая горничной у Т. Б. Семечкиной. На наш вопрос — не помнит ли она что-либо об уголке — ответила: «Ничего не помню, да мне и интересоваться этим не полагалось, но помню, что там была маска и письмо к дяде от Пушкина о дуэли; им особенно дорожила Татьяна Борисовна». Письмо, по воспоминаниям тех же лиц, было написано по-русски; лист был заполнен неполностью. Рядом с письмом узнаем лицо близкого друга поэта И. И. Пущина в старости. Над ним еще один портрет человека в военной форме; по нашим предположениям, это К. К. Данзас в молодости. Между ним и маской находится изображение А. С. Пушкина — видимо, литография с известной акварели П. Соколова. Выше висят две большие картины: Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском» (копия), вторая — старая литография — «Лицей и директорский дом». Ниже письма помещены в ряд четыре небольших портрета. Среди них узнаем А. А. Дельвига, В. А. Жуковского, предполагаем также П. Я. Чаадаева. На стене справа — друзья и близкие поэта. Здесь Е. А. Карамзина с портрета работы Дамона, З. А. Волконская, П. В. Нащокин, В. П. Зубков, К. Н. Батюшков, Е. А. Баратынский. По воспоминаниям И. Ф. Варниной, в этой комнате были изображения П. А. Вяземского, А. С. Грибоедова, П. П. Каверина, Е. И. Трубецкой.
Лица остальных установить нам не удалось.
На уровне бюста и маски, справа от них, находится книжная полка, вероятно, с томами сочинений поэта издания Брокгауза и Ефрона, первый том которого вышел в 1907 г., а последний в 1915 г. На книжной полке предполагаем фотографию В. В. Стасова, выдающегося музыкального критика.4 За полкой, рядом с бюстом, чьи-то большие женские портреты, но рассмотреть их нет возможности, так как они частично закрыты. Таково приблизительно, по нашим сведениям, содержание Пушкинского уголка.
Уже упомянутая нами Е. И. Кожина сообщила, что в 1915 г. Т. Б. Семечкина выехала в Петроград, и она, Е. И. Кожина, поехала с ней. Все коллекции были вывезены. В Петрограде Т. Б. Семечкина разместила их в небольшой комнате своей квартиры по Знаменской улице, 68. Е. И. Кожина
81
в начале революции вернулась в Саратов. Квартира по Знаменской улице была последней для Т. Б. Семечкиной; в ней она 15 октября 1919 г. и умерла.5 Больше о Пушкинском уголке нашему кружку ничего узнать не удалось. Попытки проследить его дальнейшую судьбу в Ленинграде пока положительных результатов не дали. Сотрудники музея «Последняя квартира Пушкина» (набережная Мойки, 12) сведений об этом собрании не имеют.
Фамилия Т. Б. Семечкиной в кругу пушкинистов известна. Некоторые материалы (рукописи), хранившиеся у нее, поступили в Институт русской литературы Академии наук СССР.6
Поиски необходимо продолжить: могут быть найдены ценные реликвии, связанные с именем поэта, — хотя бы письмо к К. К. Данзасу, о котором говорили нам несколько лиц.
Т. Киселева, Л. Мужельская, Л. Шевырева
Сноски к стр. 79
1 М. А. Цявловский. Книга воспоминаний о Пушкине. М., 1931, стр. 239.
2 Из неопубликованного дневника И. Ф. Варниной.
Сноски к стр. 80
3 См. анонимную статью в «Русском Вестнике» (1897, № 7, стр. 815—817).
4 Об отношениях В. В. Стасова и Т. Б. Семечкиной см. в кн.: Незабвенному Владимиру Васильевичу Стасову. Сборник воспоминаний. СПб., 1907, стр. 159—160. — В день 70-летия Стасова (2 января 1894) Т. Б. Семечкина преподнесла юбиляру его портрет, писанный ею красками на фарфоре. Отвечая на этот подарок, В. В. Стасов благодарил ее как «достойную представительницу русского женского труда» на Всемирной выставке и упомянул сделанный ею «оригинальный русский шкаф, с портретами нашего великого Л. Толстого, назначенный для хранения его сочинений».
Сноски к стр. 81
5 Похоронена на кладбище Адександро-Невской лавры.
6 Например, лицейский сборник «Дух лицейских трубадуров» с автографом Пушкина (записью лицейской песни) и автографической копией письма Пушкину к барону Геккерену, 26 января 1837 г. (см.: Рукописи Пушкина, хранящиеся в Пушкинском доме. Научное описание. Сост. Л. Б. Модзалевский и Б. В. Томашевский. Изд. АН СССР, М.—Л., 1937, стр. 80 (№ 197) и стр. 243 (№ 683)).