115

ВСЕСОЮЗНЫЙ МУЗЕЙ А. С. ПУШКИНА (ЛЕНИНГРАД)

10 февраля 1963 г., в день 126-й годовщины со дня гибели Пушкина, состоялось традиционное торжественно-памятное собрание в мемориальном музее-квартире поэта. Со словом о Пушкине от Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР выступил доктор филологических наук, профессор Б. П. Городецкий. От Ленинградского отделения Союза писателей выступили поэты В. А. Рождественский и Л. М. Попова, от Академического театра драмы им. Пушкина — засл. арт. республики Н. В. Мамаева; аспирантка Ленинградского университета итальянка Клаудиа Ласорса в своем выступлении говорила о Пушкине как читателе и переводчике итальянских поэтов. В памятном собрании приняли участие хор Академической капеллы им. М. И. Глинки, квартет Малого театра оперы и балета. Народный артист республики Д. Н. Журавлев и засл. арт. республики Л. К. Колосов прочитали несколько пушкинских стихотворений.

17 марта в связи со 100-летием со дня смерти Н. И. Уткина на квартире Пушкина состоялся памятный вечер. Во вступительном слове кандидата искусствоведения П. Е. Корнилова была дана характеристика этого видного русского художника-гравера пушкинского времени. С докладом о деятельности Н. И. Уткина и его работах, хранящихся в фондах музея, выступила научный сотрудник музея А. М. Мухина. К вечеру была подготовлена выставка граверных работ художника.

В 164-ю годовщину со дня рождения Пушкина состоялось торжественное открытие памятных мемориальных досок на месте дуэли на Черной речке. Стеллы установлены неподалеку от обелиска; автором их является ленинградский архитектор А. И. Лапиров, по проекту которого в 1937 г. был установлен на месте дуэли обелиск. На одной из стелл начертаны слова: «Здесь, у Черной речки, 27 января (8 февраля) 1837 года великий русский поэт был смертельно ранен на дуэли». На другой — строфы из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта»:

Погиб поэт, невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.

9 июня на народном гулянье в честь Пушкина в Екатерининском и Александровском парках г. Пушкина выступали с докладами научные сотрудники музея. Затем состоялись выступления коллективов художественной самодеятельности, тематические концерты мастеров искусств

116

г. Ленинграда, конкурсы на лучшее исполнение стихотворений Пушкина, викторина по его произведениям. Ленинградские поэты Н. Полякова, Е. Рывина, А. Хаустов прочитали стихи, посвященные Пушкину.

152-я годовщина со дня основания пушкинского лицея была ознаменована проведением литературно-музыкального утренника в мемориальном музее-лицее. 11 ноября проведен литературно-музыкальный вечер в связи со 175-й годовщиной со дня рождения русского композитора и музыкального деятеля М. Ю. Виельгорского. 28 ноября памятным собранием музей отметил 125-летие со дня рождения автора памятника Пушкину в Москве, видного русского скульптора А. М. Опекушина.

Одна из основных работ музея в 1963 г. была связана с мемориальным восстановлением библиотеки лицея. Работа эта была завершена к июню 1963 г. Воссоздание библиотеки лицея — итог длительной исследовательской работы хранителя лицея М. П. Руденской.

Немало времени было затрачено на розыски книг лицейской библиотеки. После 1918 г. книги попали во вновь организовавшийся Свердловский (Уральский) университет. Списки книг, полученные из библиотеки университета, были выверены и уточнены на основании архивных документов 1811—1817 гг. Таким образом удалось учесть именно те книги, которыми пользовались Пушкин и его друзья. Часть книг лицейской библиотеки получена музеем и экспонируется. Задача теперь заключается в том, чтобы получить из Свердловского университета все оставшиеся книги (А. Гордин. Торжественно-памятное собрание, посвященное 150-летию пушкинского лицея. «Известия АН СССР, Отделение литературы и языка», т. XXI, вып. 1, 1962, стр. 91—92; см. также: Н. А. Малеванов. «Ленинградская правда», 1963, 14 июня, № 139; А. Шалыт. Книги, которые читал Пушкин. «Смена», 1963, 18 сентября, № 220).

На торжественном собрании, посвященном юбилею Байрона (175-й годовщине со дня рождения), которое состоялось 26 февраля 1963 г. в Эрмитажном театре, со словом о Байроне выступил акад. М. П. Алексеев. Народный артист СССР Н. П. Акимов рассказал присутствующим о работе Ленинградского театра комедии над сценическим воплощением поэмы Байрона «Дон-Жуан».

С 26 февраля по 14 марта была открыта выставка, посвященная жизни и творчеству Байрона. Создание выставки явилось важным событием в жизни Ленинграда.

На выставке были представлены редчайшие портреты Байрона: акварельной работы — П. Ф. Соколова и два гравированных, принадлежавших А. С. Пушкину и П. А. Вяземскому, с их автографами. Экспонировались подлинные автографы Байрона. В разделе «Пушкин и Байрон» устроители выставки стремились раскрыть многообразие связей, соединявших двух величайших поэтов. Раздел «Байрон и декабристы» был посвящен влиянию творчества Байрона на русское освободительное движение первой четверти XIX в.

В разделе «Байрон и советская культура» были представлены многочисленные советские издания Байрона, исследования о нем. В разделе «Байрон на советской сцене» были показаны эскизы к байроновским спектаклям «Сарданапал» (1922 г.) и «Дон-Жуан» (1963 г.). Всего на выставке было показано около 1000 различных экспонатов: рисунков, гравюр, книг, рукописей и т. п. Институт русской литературы АН СССР, Гос. Публичная библиотека, Гос. Эрмитаж, Гос. театральный музей предоставили Всесоюзному музею А. С. Пушкина необходимые материалы из своих фондов.

В июне 1963 г. в Пушкине, в Камероновой галерее, открылась выставка работ советского художника П. Ф. Осипова «Пушкинские места». В экспозиции было представлено 56 работ, посвященных пушкинским местам: Михайловскому и Болдину. Следуя русской реалистической традиции, художник воссоздал места, дорогие каждому русскому человеку.

В музей поступило собрание (свыше 500 листов) богатейшей графической

117

пушкинианы известного советского искусствоведа П. Е. Корнилова, составлявшейся им на протяжении четверти века (с 1937 г.). В собрании весьма разнообразно и полно представлена советская графика на пушкинские темы. Здесь портреты поэта, виды пушкинских мест и иллюстрации к его произведениям. Имеются работы, исполненные в самые первые годы после Октября и дальше вплоть до наших дней. Пробелы, встречавшиеся в фондах музея в советской графике, значительно восполнены благодаря этому собранию. Среди самых ценных поступлений 1963 г. должно упомянуть дар г-жи Брониславы Нижинской (США, Калифорния), доставленный в музей народной артисткой СССР Г. С. Улановой. Это ценнейшая миниатюра пушкинского времени с изображением балерины А. И. Истоминой, воспетой Пушкиным в «Евгении Онегине». Миниатюра, выполненная художником Ф. Винтергальтером, ранее хранилась в собрании вел. кн. Николая Михайловича и воспроизведена им в его издании «Русские портреты XVIII и XIX столетий», т. III, вып. 3, таблица XV, портрет 93.

Небольшое, но ценное музейное собрание картин и этюдов пушкинских мест Псковской губернии 1899 г. выдающегося художника-передвижника В. М. Максимова пополнилось его картиной (масло), изображающей лестницу Святогорского монастыря, ведущую к могиле поэта. Выполненная в характерной для художника манере, картина является одной из лучших в этой серии. Поступил также портрет маслом министра народного просвещения А. К. Разумовского работы неизвестного художника. Значительно обогатил собрание ВМП приобретенный альбом художника Е. Ф. Рейтерна 1830—1832 гг. Среди акварелей и рисунков — виды Петергофа, Петербурга (Петропавловская крепость, Петровский остров, Елагин остров, перевозчики на Неве), дачи в Царском Селе, интерьеры в усадьбах, пейзажи, бытовые и жанровые сцены и др.

А. Ю. Вейс, Т. К. Галушко, Л. Н. Киселева