Новые памятники Пушкину // Временник Пушкинской комиссии, 1962 / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. Пушкин. комис. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. — С. 97—100.

http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v63/v63-097-.htm

- 97 -

НОВЫЕ ПАМЯТНИКИ ПУШКИНУ

За последние годы в различных городах Советского Союза установлено много новых памятников Пушкину; в советской печати появились статьи, освещающие историю их создания и открытия, отчеты о заседаниях конкурсных комитетов, на которых обсуждались проекты этих памятников, различные печатные отклики на монументы, установленные ранее, предложения об открытии новых, а также другие материалы, представляющие несомненный интерес для истории увековечения образа Пушкина в скульптуре и вместе с тем для характеристики его возрастающей славы в нашей стране.

Первые попытки изобразить Пушкина в гипсе, мраморе и бронзе, как известно, сделаны были еще современниками Пушкина (см.: Л. П. Февчук. Первые скульптурные изображения Пушкина. Сб. «Пушкин и его время», вып. 1. Изд. Гос. Эрмитажа, Л., 1962, стр. 395—407).1 С 1837 года и до наших дней создано было много скульптурных изображений поэта, самое перечисление которых составило бы ныне немалые трудности; об известных памятниках Пушкину, установленных в свое время, появилась довольно большая специальная литература; обо многих других мы еще знаем недостаточно.

150-летие со дня рождения Пушкина, торжественно отмеченное не только в нашей стране, но и во всем мире, ознаменовано было постановкой ряда новых памятников поэту как в СССР, так и за рубежом (Г. В. Степанова и Б. В. Шапошников. Скульптурные памятники Пушкину за рубежом. Сб. «Пушкин. Исследования и материалы». Труды III Всесоюзной Пушкинской конференции. Изд. АН СССР, М.—Л., 1953, стр. 387—395).2 Новые памятники продолжали создаваться и устанавливаться и после этой даты. В Ленинграде, где существовал лишь небольшой памятник поэту работы А. М. Опекушина, открытый еще в 1884 году (Л. Н. Назарова. Памятник Пушкину в Петербурге. Сб. «Пушкин. Исследования и материалы», т. III. Изд. АН СССР, М.—Л., 1960, стр. 465—468),3 и несколько других, менее заметных скульптурных изображений,

- 98 -

установленных в местах, связанных с памятью о Пушкине, появилось несколько монументов. Так, 9 октября 1950 года во дворе дома, где находится последняя квартира Пушкина (набережная р. Мойки, д. 12) состоялось открытие нового памятника поэту (работы Н. В. Дыдыкина). (Сб. «Пушкин. Исследования и материалы», т. II, 1958, стр. 477—478). Семь лет спустя на площади Искусств установлен был еще один памятник работы М. К. Аникушина, являющийся в настоящее время главным памятником поэту в Ленинграде. Открытие его приурочено было к празднованию 250-летия со дня основания города и состоялось 19 июня 1957 года. (О. А. Пини. Новый памятник Пушкину. Сб. «Пушкин. Исследования и материалы», т. III, 1960, стр. 508—509, ср.: О. А. Пини. К истории создания памятника Пушкину работы М. К. Аникушина. Сб. «Пушкин и его время», вып. 1, 1962, стр. 453—462). В Ленинграде сосредоточено в настоящее время наибольшее количество скульптурных изображений Пушкина, выполненных за последнее десятилетие,4 в мастерских виднейших скульпторов Ленинграда не прекращается и доныне дальнейшая их творческая разработка. В Пушкинские памятные дни 1962 года в Камероновой галерее (г. Пушкин) Всесоюзный музей А. С. Пушкина организовал выставку работ М. К. Аникушина, посвященных Пушкину. Здесь представлены были работы, позволяющие проследить процесс создания памятника, установленного на площади Искусств (начиная с эскиза 1949 года), модели скульптуры для станции метро «Пушкинская» в Ленинграде (1954—1955),5 эскиз скульптуры для г. Гурзуфа в Крыму (1959—1961), многочисленные скульптурные портреты поэта, выполненные М. К. Аникушиным в различные годы.6

Новые памятники Пушкину появлялись и в других городах нашей страны, в частности, в культурных центрах национальных республик, в местах, так или иначе связанных с биографией поэта. В 1956 году по инициативе коллектива Полотняно-Заводской бумажной фабрики (некогда принадлежавшей Гончаровым, родителям жены Пушкина), в старинном фабричном селе Калужской области, в парке открыт памятник Пушкину

- 99 -

работы Н. Альтшулера: поэт сидит на скамье с раскрытой тетрадью.7 В 1959 году памятник Пушкину открыт в г. Ростове-на-Дону, в центре города (на углу ул. Пушкина и проспекта им. К. Маркса): он отлит из бронзы, постамент сделан из украинского красного гранита (Снимок см.: «Литература и жизнь», 1959, № 100 (216), 21 августа).

К 160-летию со дня рождения А. С. Пушкина в 1959 году, отмеченному всей страной, возле Святогорского монастыря в Пушкинских Горах был открыт памятник поэту. Мысль об установке памятника в селе Михайловском возникла давно и имеет уже свою историю (С. Гейченко. Поэту России. «Творчество», 1959, № 10, стр. 13—14). В августе 1954 года общественность Пушкиногорского района и Пушкинского заповедника обратилась с ходатайством к Правительству. Было вынесено соответствующее постановление о сооружении памятника, работа над которым была поручена скульптору Е. Ф. Белашовой и архитектору Л. Холмянскому.8

В печати продолжали появляться предложения об установке новых памятников. Такая инициатива возникла, например, в г. Элисте, центре Калмыцкой автономной обл. «Мы гордимся, что читаем Пушкина на родном калмыцком языке, — писал Л. Кирсанов в заметке «От друга степей», присланной из Элисты. — Когда читаешь и перечитываешь произведения поэта, невольно рождается хорошая и вполне осуществимая мысль. В Калмыцкой степи, в Элисте, нужно поставить памятник А. С. Пушкину. Где взять средства? Деньги найдутся. Их даст калмыцкий народ. Это не праздная мысль. Мне, как сотруднику Калмыцкого научно-исследовательского института языка, литературы и истории, очень часто приходится бывать в колхозах, на фермах, в школах и беседовать с колхозниками, рабочими, школьниками. Все они горячо одобряют мысль об увековечении памяти поэта и готовы внести добровольные взносы на это благородное дело» («Литература и жизнь», 1961, № 3 (233), 6 января). Возникали новые памятники Пушкину и по частной инициативе, на личные сбережения поклонников великого поэта. Так, например, задуман был памятник Пушкину в Гурзуфе.9 В 1960 году еще один памятник открыт был в дальневосточном Приморье, в тайге, в парке, разбитом неподалеку от рабочего поселка. «Таежная речушка Тетюха упрямо прокладывает себе путь к Японскому морю через узкие скалистые распадки между крутыми склонами приморских сопок, — рассказывает К. Осипов в корреспонденции «Пушкин в тайге». — Километрах в двадцати от устья, на обрывистом берегу реки, стоит бронзовый Пушкин — копия опекушинского памятника, где всегда видишь цветы — дар школьников. И здесь на светло-сером пьедестале, у ног поэта — скромные лесные фиалки. А над курчавой, чуть склоненной головой сплелись ветви ясеня и амурской липы. Памятник Пушкину поставлен в парке тетюхинского рабочего поселка, у входа во Дворец культуры. Отсюда видна высокая железная труба литейного цеха горнорудного комбината — там отливали этот монумент. Не знаю, кому пришло на ум украсить таежный поселок таким памятником. Может быть, вспомнилось этому человеку пушкинское „Во глубине сибирских руд“ и захотел он почтить память поэта именно здесь, вблизи штольни первого

- 100 -

рудника. В поселке обнаружился даровитый художник — самоучка Игорь Круковский; он смастерил гипсовую форму, рабочие комбината искусно выполнили необычное плановое задание... Тихо в поселковом парке, сюда не доносится шум завода, а можно услышать, как шелестит вода, пересчитывая камни, упавшие с обрыва в узкое русло. От Пушкина во все стороны протянулись аллеи, заботливо окаймленные белыми кирпичами, вкопанными в землю. Скамьи выкрашены в цвет весны; издали кажется, будто зазеленел вдоль каждой аллеи низкорослый кустарник. И только приглядевшись к парку, видишь, что это клочок тайги, сохраненный и облагороженный человеком» («Литература и жизнь», 1960, № 70 (340), 12 июня).

В 125-летнюю годовщину со дня смерти А. С. Пушкина скульптурный памятник Пушкину установлен был также на юге нашей страны — в Грузии, в районном центре Казбеги, у начала Дарьяльского ущелья, на фоне горы Казбек. Еще в 1956 году был объявлен конкурс на сооружение памятника Пушкину в Киеве; первой премии удостоен был проект скульптора А. А. Ковалева.10 Открытие этого памятника состоялось 6 июня 1962 года («Правда», 1962, № 158, 7 июня; «Литературная газета», 1962, 7 июня; «Правда Украины», 1962, № 133, 8 июня; Л. Владич. А. С. Пушкину. «Творчество», 1962, № 9, стр. 19. См. также: И. Светлов. Новые скульптурные портреты А. С. Пушкина. «Искусство», 1962, № 4, стр. 42—46; Пушкину — украинский народ. «Строительство и архитектура», 1962, № 7, 2-я стр. обл.).

Сноски

Сноски к стр. 97

1 Статья состоит из двух глав: «Посмертная маска Пушкина» (гипсовая, снятая с него в день смерти, ставшая одним из важнейших источников для иконографии поэта); «Об оригиналах и некоторых отливах бюстов Пушкина работы И. П. Витали и С. И. Гальберга».

2 В 1949 г. открыты были памятники Пушкину в ГДР (г. Веймар), в Болгарии (г. Бургас) и в других странах. Примечательна история памятника Пушкину в Шанхае — первого памятника иностранному писателю, поставленного в Китае. Открытый еще в 1937 году (в ознаменование столетия со дня рождения поэта), он был разбит в годы оккупации Шанхая японскими захватчиками, но десятилетие спустя (в 1947 году) после освобождения города восстановлен. В конце 50-х годов в Китайской Народной Республике побывал болгарский поэт Младен Исаев; шанхайский памятник великому русскому поэту вдохновил его на стихотворение («Памятник Пушкину в Шанхае»), которое известно и в переводе на русский язык с болгарского Ирины Воробьевой («Литература и жизнь», 1959, № 73, 19 июня).

3 Несколько личных воспоминаний об открытии памятников Пушкину в Москве, Петербурге и Царском Селе сообщил журналист А. И. Гессен (Бронзовый Пушкин. «Литературная газета», 1962, № 21, 17 февраля), однако они не отличаются достоверностью. В дореволюционные годы установлены были также бюст Пушкина работы академика Шредера в саду бывш. Александровского лицея (ныне школа № 69 им. А. С. Пушкина на Кировском проспекте в Ленинграде), гипсовый бюст на месте дуэли на Черной речке (в 1937 году замененный обелиском с барельефом поэта).

Сноски к стр. 98

4 В собраниях Всесоюзного музея А. С. Пушкина в Ленинграде находятся все основные работы советских скульпторов, запечатлевших облик поэта (они перечислены в сборнике «Пушкин и его время», вып. 1, стр. 561).

5 См. стихотворение Вс. Рождественского «Пушкин в метро» («Вечерний Ленинград», 1962, № 32, 7 февраля); поэт рассказывает о впечатлении, которое производит эта скульптура, установленная «глубоко под землею, под толщью пластов вековых»:

Из ниши задумчивым взглядом
Весь белый, как стены и свет;
На фоне бессмертного сада
Тебя повстречает поэт.....

Скульптура удачно освещена и одухотворяет своеобразное архитектурное оформление этой подземной станции:

И весь он — как празднество света,
Вошедшее в недра земли!

6 К дате открытия выставки выпущен был и печатный ее каталог: Н. Т. Евдокимов. Лауреат Ленинской премии скульптор М. К. Аникушин. Выставка работ, посвященных А. С. Пушкину. Каталог. Всесоюзный музей А. С. Пушкина. Л., 1962 (стр. 13, 8 илл.).

Сноски к стр. 99

7 Снимок памятника см. в статье: Там где бывал Пушкин. «Советская культура», 1957, № 76 (622), 8 июня. Ср.: сб. «Пушкин. Исследования и материалы», т. II, стр. 487; в этой же книге можно найти сведения и о других памятниках, установленных в последнее время — в 1955 году в г. Вильнюсе, в Каменке, Черкасской области в Гос. литературно-мемориальном музее А. С. Пушкина и П. И. Чайковского и др. (стр. 478, 486, 488, 489, 491).

8 Об этой скульптуре и других замыслах Е. Ф. Белашовой см.: К. Кравченко. Живой и обращенный к жизни. «Советская культура», 1962, № 17, 8 февраля.

9 Историю замысла М. А. Кузнецовой см.: Г. Набатов. Подарок гражданам Гурзуфа. «Вечерний Ленинград», 1962, № 84, 9 апреля.

Сноски к стр. 100

10 История создания этой скульптуры рассказана в заметке: Встреча с Пушкиным. «Известия», 1960, № 169 (13405), 17 июля.