36

НОВЫЙ АВТОГРАФ ПУШКИНА

Житія и похвалы Святыхъ подобаятся свѣтлостію звѣздамъ: яко-же бо звѣзды положеніемъ на небеси утвержденны суть, всю-же поднебесную просвѣщаютъ, тыяже и отъ Індіанъ зрятся, не сокрываются отъ Скиѳовъ, землю озаряютъ и морю свѣтятъ и плавающихъ корабли управляютъ: их-же именъ аще и не вѣмы множества ради, обаче свѣтлой добротѣ ихъ чудимся. Сице и свѣтлость Святыхъ, аще и затворены суть мощы ихъ во гробѣхъ, но силы ихъ въ поднебесной земными предѣлы не суть опредѣленны: Чудимся тѣхъ житію и удивляемся славѣ, ею-же Богъ угодившія ему прославляетъ.

Св. Иг. Метафрастъ, въ жит. Св. Ксеніи Іануарія к̃д.1

Печатается по автографу, сохранившемуся у одного частного лица в Ленинграде и в конце 1938 г. приобретенному Пушкинским Домом Академии Наук СССР.

Писано чернилами на полулисте писчей синей бумаги.2 Полулист данного автографа, совершенно очевидно, вырван из тетради, так как носит следы переплетных шнуров. Можно было бы думать, что этот полулист вырван из так называемой Арзрумской тетради Пушкина, но следы шнуров в листе не совпадают с линиями шнуров этой тетради, хранящейся во Всесоюзной Библиотеке имени В. И. Ленина (№ 2382). Оборотная сторона листа — чистая, на ней видны следы сгиба листа вчетверо.

Автограф Пушкина представляет выписку из „Четьих-Миней“ Димитрия Ростовского, только не из самого жития Ксении, напечатанного в так называемой второй (декабрьской) трети (месяцы: декабрь, январь, февраль), а из эпиграфа к первой трети (месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь).

37

„Четьи-Минеи“ — переводный с греческого сборник житий, сказаний и поучений, расположенных в порядке дней каждого месяца, частично был известен в русской литературе уже с XI в. Димитрий Ростовский по типу этого сборника приготовил и издал к 1705 г. четыре книги своих „Четьих-Миней“, ограничив, однако, их содержание одними житиями, извлеченными им из разных источников и наново обработанными. После двух первых изданий, вышедших при жизни Димитрия Ростовского (1689—1705, 1702—1718), „Четьи-Минеи“ были напечатаны между 1759 и 1829 гг. девять раз (1759, 1761, 1764, 1767, 1782, 1789, 1796, 1808 и 1829).

Сборники сокращенных „Четьих-Миней“ послужили прототипом так называемых „прологов“. В прологи включались, между прочим, занимательные легендарные повествования об отшельниках и аскетах монастырей, заимствованные из „патериков“ или „отечников“.

Выписанные Пушкиным строки из жития Ксении обычно печатались крупным шрифтом (начиная с первого московского издания „Четьих-Миней“ в 1759 г.) на обороте титульного листа в качестве эпиграфа ко всем четырем книгам „Четьих-Миней“. Редакция эпиграфа и редакция текста в житии Ксении, начиная с первого издания „Четьих-Миней“, печатались несогласованными (например, в эпиграфе: Индиан, а в тексте Индианов, в эпиграфе не сокрываются, поднебесной в тексте: ни сокрываются, поднебесней);. Пушкин в автографе повторяет редакцию эпиграфа.

В каждое новое издание „Четьих-Миней“ (и в частности, в текст эпиграфа) вносились редакционные поправки. Трудно сказать, по тексту какого из указанных девяти изданий сделал выписку Пушкин, тем более, что Пушкин не был точным переписчиком; так, в ссылке на источник он, очевидно, по рассеянности вместо „Симеона Метафраста“ написал „Иг. Метафраст“ (едва ли не по аналогии с житием игумена Саввы, выписанным им из „Пролога“); повидимому, Пушкина затруднило написание малого юса в слове „подобятся“ и потому в тексте у него получилось: „подобаятся“.

Пушкин познакомился с содержанием „Четьих-Миней“ еще в Михайловском (возможно, в связи с работою над „Борисом Годуновым“, когда он „в летописях старался угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени“). И. И. Пущин в своих воспоминаниях рассказывает о том, как в бытность его в гостях у Пушкина в январе 1825 г. к Пушкину неожиданно явился настоятель соседнего монастыря, обязанный наблюдать за поведением Пушкина, и как „Пушкин взглянул в окно, как будто смутился и торопливо раскрыл лежавшую на столе «Четью-Минею»“.1

В письме к П. А. Плетневу (между 12 и 14 апреля 1831 г.), отзываясь с большой похвалой о „преданиях русских“, которые „не уступают в фантастической поэзии преданиям ирландским и германским“, Пушкин писал: „Если всё еще его <Жуковского> несет вдохновением, то присоветуй ему читать Четь-Минею, особенно легенды о киевских чудотворцах: прелесть простоты и вымысла!“

Итак, Пушкин, ценя „Четьи-Минеи“ с точки зрения литературной, хорошо ознакомился с ними к 1831 г. Это подтверждается и выписками Пушкина из этих сборников, как равно и из „Пролога“, сохранившимися в его рукописях.

В настоящее время в собраниях сочинений Пушкина печатаются выписки, сделанные Пушкиным из „Четьих-Миней“ (их условно относят к 1831 г.), и выписка из „Пролога“ (датируемая началом 30-х годов).2

Нам представляется, что даты эти можно уточнить, связавши, кстати сказать, эти выписки с печатаемым автографом Пушкина.

Выписки из „Четьих-Миней“ сделаны на той же бумаге, что и ряд других автографов Пушкина.

38

Если оставить в стороне „Выписки из Месяцеслова“ 1711 г., условно относимые к 1836 г., то нельзя не видеть, что все автографы Пушкина на этой же бумаге (№ 82) написаны никак не позже 1830 г.1 С другой стороны, выписка из „Пролога“ (Преподобный Савва игумен“),2 сделанная на бумаге № 39,3 датируется началом 30-х годов на основании водяных знаков бумаги — „1830“, т. е. на той же бумаге 1830 г., на которой были написаны в сентябре 1830 г. „Ответ Анониму“, „Хронология Онегина“, „Опять увенчаны мы славой“, „Восстань, о Греция, восстань“,4 „Евгений Онегин“, гл. VIII, строфа 37, „Изречение о переводчиках“, „Программа «Истории села Горюхина»“5 и в октябре 1830 г. „Стамбул гяуры нынче славят“.6

Учитывая, что советы Жуковскому читать „Четьи-Минеи“ Пушкин мог давать, как нужно думать, под свежим еще впечатлением от чтений „Пролога“ и „Четьих Миней“ и что выписка из „Пролога“ об игумене Савве относится, очевидно, к болдинской осени 1830 г., можно утверждать, что и выписки из „Четьих-Миней“ относятся к тому же времени, т. е. к осени 1830 г., когда Пушкин томился в Болдине. Тогда не будет натяжкой к этому же времени относить и публикуемый автограф, написанный на бумаге того же типа, как и бумага, на которой Пушкин в 1829 г. написал „Роман в письмах“, „Путешествие в Арзрум“ (отрывок из пятой главы)7 и „О трагедии Шекспира «Ромео и Юльета»“.8

Естественно, что, делая выписки из „Четьих-Миней“, Пушкин прежде всего обратил внимание на эпиграф и выписал его на отдельный лист. Этот эпиграф заинтересовал его, повидимому, своими поэтическими достоинствами.

Г. Прохоров.

Сноски

Сноски к стр. 36

1 Перевод: Описания жизни и прославления святых подобны по светлости звездам: подобно тому как утвержденные на небе звезды светят во всей поднебесной, так что они видимы индийцам и не скрыты от скифов, озаряют землю, светят в море и управляют кораблями плавающих, и, хотя не знаем их названий по причине их многочисленности, однако дивимся их светлой красоте. Так и со светлостью святых: хоть их останки и скрыты в гробах, но их силы в поднебесной не ограничены земными пределами, и мы дивимся их жизни и изумляемся славе, которой бог прославляет угодивших ему.

Св.  иг.  Метафраст,  в  житии  св.  Ксении,
Января  24.

2 Размер 215×328 мм; водяной знак: в тройном овале под княжеской короной геральдический лев вправо, опирающий левую поднятую лапу на якорь с двумя зубцами; внизу у сгиба листа цифра 18 <28>; посредине страницы между строками текста, занимающего немного больше полустраницы, поставлена красными чернилами цифра 3; таким образом, документ этот входил в личный архив поэта и вместе с другими был пронумерован жандармами после смерти поэта.

Сноски к стр. 37

1 Л. Майков. „Пушкин“. Биографические материалы и историко-литературные очерки. СПб., 1899, стр. 81.

2 А. С. Пушкин, „Полное собрание сочинений в шести томах“, т. 6, ГИХЛ, 1936, стр. 346—348.

Сноски к стр. 38

1 Ср. Л. Б. Модзалевский и Б. В. Томашевский. „Рукописи Пушкина, хранящиеся в Пушкинском Доме“, Научное описание. Л., 1937, стр. 253, 313, 53, 98, 100, 101, 114, 165, 166, 252, 253.

2 А. С. Пушкин, „Полное собрание сочинений в шести томах“, т. 6, ГИХЛ, 1936, стр. 347—348.

3 „Рукописи Пушкина...“, стр. 303. — А. С. Пушкин, „Полное собрание сочинений в шести томах“, т. V, „Academia“, 1936, стр. 457.

4 „Рукописи Пушкина...“, стр. 54—56.

5 Там же, стр. 69—70.

6 Там же, стр. 59.

7 Там же, стр. 98—99.

8 Там же, стр. 119.