569
Иллюстрация: Вестибюль Всесоюзной Пушкинской выставки (1937 г.).
ИТОГИ РАБОТЫ ВСЕСОЮЗНОЙ ПУШКИНСКОЙ ВЫСТАВКИ1
По решению Правительства, Всесоюзная Пушкинская выставка реорганизуется в постоянный Государственный Музей А. С. Пушкина.
Это решение Правительства не только является одним из итогов пушкинского года, но также находится в связи с тем большим успехом, который заслуженно выпал на долю Московской Пушкинской выставки.
Несколько слов об истории создания выставки.
Выставка была подготовлена Всесоюзным Пушкинском комитетом согласно постановлению Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 30 декабря 1936 г. „Об ознаменовании столетней годовщины со дня смерти А. С. Пушкина“. Это постановление придало широкий размах делу организации выставки. На ее устройство Правительством были ассигнованы значительные средства — 1200 тыс. рублей, что позволило широко развернуть работу по собиранию со всех концов Советского
570
Союза материалов на выставку и затратить большие средства на ремонт и оборудование 17 зал Государственного Исторического музея, отведенных под выставку, и на их художественное оформление.
Иллюстрация: 2-й зал Всесоюзной Пушкинской выставки (1937 г.).
Это же постановление обязывало Академию Наук СССР, Комитет по делам искусств, Центральное архивное управление, Наркомпрос, ряд крупнейших библиотек и музеев Союза и другие учреждения представить на выставку имеющиеся у них пушкинские материалы. 102 различных государственных учреждения представили на выставку пушкинские материалы. Наибольшее количество материалов было представлено Институтом литературы (Пушкинским Домом) Академии Наук СССР, затем Всесоюзной Публичной библиотекой им. Ленина, Гос. Третьяковской галлереей, Публичной библиотекой им. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, Гос. Русским музеем, государственными архивами — Архивом феодально-крепостнической эпохи, Московским областным архивом, Ленинградским отделением центрального исторического архива, Гос. Историческим музеем, Гос. Литературным музеем и другими учреждениями.
Незначительная часть экспонатов была приобретена выставкой за счет специальных ассигнований.
Всего на выставку поступило около пятнадцати с половиной тысяч экспонатов. Из них — изобразительных материалов около семи тысяч; книг, журналов и газет свыше семи с половиною тысяч и рукописей Пушкина и архивных материалов около тысячи.
Но 17 больших зал общей площадью около 2 тыс. кв. метров оказалось далеко недостаточно, чтобы разместить такое количество экспонатов. Поэтому после довольно строгого просмотра и отбора на выставке осталась лишь одна третья часть собранных материалов, всего 5600 экспонатов: 2565 предметов живописи, графики и скульптуры, 2525 книг, журналов и газет и 510 рукописей и архивных документов.
Выставку готовил большой коллектив, около 60 человек научных и музейных работников, при участии ряда видных пушкинистов. Всего же в организации выставки, считая всех работавших по ремонту и оборудованию выставочных зал: художников, архитекторов, маляров, штукатуров, обойщиков, столяров,
571
окантовщиков, монтеров и других, работало 1600 человек.
Иллюстрация: 14-й зал Всесоюзной Пушкинской выставки (1937 г.).
Выставка была создана в чрезвычайно короткий срок — в течение полутора-двух месяцев.
Построена она по плану, разработанному Всесоюзным Пушкинским комитетом, утвержденному Правительством. „Основная задача и цель юбилейной Пушкинской выставки — гласил этот план — показать:
1) жизнь Пушкина, его борьбу с самодержавием и его гибель в этой борьбе;
2) Пушкина — создателя русского литературного языка и родоначальника новой русской литературы, обогатившего человечество бессмертными произведениями художественного слова;
3) посмертную судьбу художественного наследия Пушкина;
4) Пушкина — великого поэта народов советской страны“.
Соответственно этой задаче, выставка была разбита на три больших основных раздела: I. Жизнь и творчество Пушкина (1799—1837). Этот раздел занимает первые одиннадцать зал. II. Судьба литературного наследства Пушкина в царской России (1837—1917). Этот раздел занимает один зал. III. Пушкин в эпоху Октябрьской Социалистической революции (1917—1937). Этот раздел занимает последние четыре зала.
Перечислим названия каждого зала.
Зал 1. Детство и юность Пушкина (1799—1820).
Зал 2. Южная ссылка Пушкина (1820—1824).
Зал 3 и 4. Ссылка Пушкина в с. Михайловское и 14 декабря 1825 г.
Залы 5 и 6. Пушкин под надзором (1826—1829).
Зал 7. Пушкин в Болдине в 1830 г. Творческая лаборатория Пушкина.
Зал 8. Пушкин и современная ему музыка.
Зал 9. Жизнь и творчество Пушкина в 1831—1834 гг.
Зал 10. Исторические темы в творчестве Пушкина.
Зал 11. Гибель Пушкина.
Зал 12. Пушкин и мировая литература.
Зал 13. Судьба литературного наследства Пушкина в царской России.
572
Зал 14. Пушкин в эпоху Октябрьской Социалистической революции.
Зал 15. Пушкин в творчестве советских детей.
Зал 16. Пушкин в музыке, театре и кино.
Зал 17. Пушкин в советском изобразительном искусстве.
По количеству собранных в этих залах материалов и, в особенности, по их художественной и музейной ценности выставка далеко превзошла пушкинские выставки 1880 и 1899 гг. и все литературные выставки и литературные музеи советского периода. По материалам выставка представляет собою замечательный музей. Но по разработке этих материалов и по их систематизации выставка страдает многими недостатками и требует дальнейшей обработки материалов, их новой систематизации и перегруппировки. Короткий срок, в который была подготовлена выставка, не мог не сказаться на качестве научной обработки собранных материалов.
Несмотря на отдельные недостатки, выставка несомненно была удачна и имела успех. Показательны шесть книг с записями впечатлений, заполненные тысячами восторженных отзывов.
Выставка поражает посетителей прежде всего своими размерами, огромным своим размахом, количеством первоклассных произведений искусства, подлинных рукописей поэта, архивных дел и документов, связанных с жизнью и творчеством великого поэта.
Впервые за сто лет, прошедших со дня смерти Пушкина, с такой полнотой и в таком количестве со всех концов страны собраны воедино и стали доступны для обозрения широких масс трудящихся редчайшие документы о великой жизни и великих делах национального гения. На выставке собрано такое количество подлинников, какого не знала ни одна выставка.
Массовый советский зритель оценил эти сокровища, представляющие собой мировую культурную ценность. Богатство подлинных предметов искусства и документов, представленных на выставке, заставляет забывать о некоторых недостатках в размещении, систематизации и обработке материалов. Подлинная музейная вещь говорит сама за себя. Например следственные дела декабристов, сами по себе, даже будучи не вполне разъяснены, говорят зрителю гораздо больше, чем десятки копий и репродукций, размещенных по всем правилам музейной техники.
Из Ленинграда на Всесоюзную Пушкинскую выставку были отправлены важнейшие подлинные пушкинские материалы, и уже по одному этому богатая Ленинградская Пушкинская выставка оказалась менее значительна, чем Московская. На ней было сравнительно мало подлинных первоклассных произведений искусства, и поэтому она не имела и не могла иметь такого успеха, как Московская, хотя многие ее темы научно были гораздо лучше разработаны, чем на Московской выставке.
Вторая причина успеха Всесоюзной Пушкинской выставки заключается в ее прекрасном художественном оформлении. Можно спорить о деталях оформления, но в основном стремление художника отразить в оформлении эпоху — совершенно правильно.
Выставку оформлял молодой талантливый советский художник Я. Д. Ромас, оформлявший раньше Музей В. И. Ленина. Художник чрезвычайно простыми средствами превратил залы Исторического музея в красивые, светлые, уютные залы. Недаром многие посетители отмечают как достоинство выставки „праздничную красоту зал“. В качестве обстановки Ромас использовал великолепную старую музейную мебель, взятую из фондов Исторического музея и специально реставрированную для выставки. Эта мебель, и произведения искусства и документы на фоне прекрасной окраски зал, занавесей и портьер создали то живое ощущение эпохи Пушкина, которое отмечают очень многие зрители. Все экспонаты вставлены в рамы и застеклены. Тексты из произведений Пушкина напечатаны крупным шрифтом на хорошей бумаге и экспонируются также в застекленных рамах. Ведущие экспонаты в экспозиции выделены особыми, более тяжелыми конструкциями рам. Ведущие цитаты и тексты из произведений Пушкина написаны на мраморных досках. Сам материал выставки диктовал оформление. Здесь просто невозможно было давать, столь распространенные на выставках и загромождающие залы, фанерные конструкции.
В деле оформления Всесоюзная Пушкинская выставка во многих отношениях следовала за Музеем В. И. Ленина — подлинность
573
материалов и документов, свободное, спокойное размещение экспонатов, солидность, добротность оформительных материалов и т. д.
Таким образом Всесоюзная Пушкинская выставка явилась не только большим культурным событием, но и большим событием в музейной жизни нашей столицы.
Выставка с первых же дней превратилась в одно из крупнейших учреждений, популяризирующих жизнь и творчество Пушкина. Среди массовых политико-просветительных учреждений Москвы она заняла одно из видных мест.
За год работы, с 16 февраля 1937 г. по 16 февраля 1938 г., выставку посетило 647 000 человек: учащихся, служащих, колхозников, красноармейцев и других трудящихся не только Москвы, но и далеких республик, областей, краев и районов Советского Союза. По посещаемости (велся учет только организованных групп посетителей) на первом месте служащие, затем учащиеся высшей и средней школы, рабочие, красноармейцы и др. Экскурсанты, объединенные в группы, составляют лишь одну четвертую часть общего числа посетителей. За год обслужено экскурсоводами 7259 экскурсий с общим числом экскурсантов 145 000 человек.
Основная масса посетителей (¾ общего числа посетивших выставку) — зрители-одиночки, пришедшие на выставку в индивидуальном порядке. Это — знаменательный факт, свидетельствующий об огромном интересе к Пушкину среди широкого круга трудящихся нашей страны.
Выставка обслуживала издательства, редакции, музеи, театры, школы, клубы, библиотеки различными материалами, связанными с Пушкиным.
Как и во всяком советском музее, на выставке в течение этого года работы производилась частичная реэкспозиция некоторых отделов и тем почти во всех 17 залах перемещение экспонатов, исправление этикетажа, замена некоторых особенно ценных рукописей фотоснимками и т. д. Но в основном все силы небольшого коллектива научных сотрудников, работающих на выставке, были сосредоточены на обслуживании массы зрителей и на охране ценностей, собранных на выставку.
За год выставка пополнилась рядом новых экспонатов, портретов, некоторых рукописей Пушкина, архивных дел и документов, но более всего вновь выходящими изданиями сочинений Пушкина и литературы о нем. Не ставя своей задачей собирание всех материалов по Пушкину, выставка приобретала только самое необходимое для пополнения экспозиции. Поэтому за год на выставку поступило сравнительно мало новых материалов, всего около 300 предметов.
Основной недостаток выставки заключается, по нашему мнению, в том, что в экспозиции не чувствуется методологического единства. Отдельные залы того или другого раздела не органично связаны между собою. В каждом зале или в группе зал был свой организатор, который при разработке экспозиции придерживался своего принципа в подаче материала. Общая же нить, единая линия, проведенная по всем залам и намеченная экспозиционным планом, — не отчетлива. Иногда не только между залами, но даже в пределах одного зала между разными темами, наблюдается разорванность экспозиции и несогласованность в подаче однородного материала.
Вот что, напр., отмечает группа научных сотрудников Гос. Литературного музея: „Большие трудности при ведении экскурсии представляет размещение экспонатов экспозиции, которые в ряде случаев расположены по принципу эстетического воздействия, а не в тематических комплексах“. Замечание справедливое.
Другой зритель также отмечает как недостаток, что „плохо организованы объяснения. Их надо было бы проводить не только с экскурсиями, но и с неорганизованными посетителями“ (запись 12 апреля 1937 г.).
В третьей записи говорится, что выставку „желательно оформить еще большим количеством экспонатов, относящихся к жизни Пушкина и характеризующих его общественно-творческую деятельность“ (23 апреля 1937 г.).
Нельзя не согласиться с этими замечаниями.
Недостатки экспозиции не спасает этикетаж, являющийся, пожалуй, самым уязвимым местом выставки. Тексты этикетажа в разных залах составлены по разному принципу. В первых залах в этикетаже дается ряд сведений, помогающих осмыслению экспоната: его название, автор, техника, год, сведения об отношении к жизни или творчеству Пушкина.
574
В последующих залах этикетаж не развернут, это номенклатурный этикетаж, в котором дается лишь название портрета или картины, и поэтому для неподготовленного зрителя неясно, почему именно в этом отделе находится тот или другой экспонат и какое отношение он имеет к Пушкину. Кроме того, этикетаж напечатан мелким шрифтом на бумаге, сливающейся по тону с рамой, что весьма затрудняет его чтение.
Но этим, конечно, не исчерпываются недостатки выставки, на которых, в связи с реорганизацией ее в музей, следует остановиться.
Вследствие отсутствия единого экспозиционного принципа для всей выставки в целом, оказался недостаточно представленным в экспозиции общественно-политический фон эпохи. Материалы, характеризующие крепостное право и Россию Александра I, а затем николаевскую Россию, в экспозиции выставки даются либо в виде отдельных тем, либо вместе с темой, посвященной биографии или творчеству Пушкина.
Материалов, характеризующих эпоху, мало, в значительной своей части они невысокого художественного достоинства и поэтому они очень бледно воспроизводят фон, на котором развертывается жизнь и творчество Пушкина.
Следовало каждую тему основной экспозиции сопровождать материалами, характеризующими эпоху. Экспонатов по эпохе нужно дать больше, сопроводив их бо́льшим количеством объяснительных текстов из сочинений классиков марксизма и цитатами из произведений Пушкина и его современников. Чтобы более органично слить материалы эпохи с основной экспозицией, их нужно было помещать в экспозиции второго плана на вертушках и стэндах, но непременно рядом с основной темой. Например при теме „Пушкин в Лицее“ необходимо было дать все материалы, относящиеся к 1812 г. В теперешней экспозиции материалы о наполеоновских войнах экспонированы в трех местах и во всех трех случаях самостоятельно, вне связи с той или другой темой.
Литературная эпоха показана в основной экспозиции. Она представлена преимущественно портретами писателей и поэтов — современников Пушкина, изданиями их сочинений, рукописями и текстами. Литературная эпоха, так же как и общественно-политическая эпоха, показана несколько внешне. Нет проработки материалов, ее характеризующих, нет обобщающих эти материалы текстов, и все материалы по литературной эпохе не в достаточной мере слиты с основной пушкинской темой.
Но помимо недостатков в показе материалов общественно-политической и литературной эпох, весьма спорен принцип построения экспозиции основной пушкинской темы.
В основу построения всей выставки положен тематический принцип. Темы жизни и творчества Пушкина расположены в хронологическом порядке. В центре каждого отдела или темы даются так называемые ведущие экспонаты. На протяжении всего прижизненного раздела такими экспонатами являются портреты Пушкина, первые издания его произведений и рукописи этих произведений. Не говоря уже о чисто внешнем интересе, который представляют прижизненные издания „Руслана и Людмилы“, „Кавказского Пленника“, „Бахчисарайского Фонтана“, „Бориса Годунова“ и других произведений, автографы этих произведений (часто экспонируемые в черновых вариантах), без соответствующих объяснительных текстов и транскрипций, не доходят до зрителя и не оставляют того впечатления, на которое они рассчитаны. Эти ведущие экспонаты сопровождаются иллюстрациями к соответствующим произведениям Пушкина работы художников — современников поэта, либо художников близкой к нему эпохи. В виде исключений даются иллюстрации позднейших художников. Кроме иллюстраций, здесь же — картины на темы из жизни Пушкина, портреты современников, друзей, знакомых, виды мест, связанных с жизнью и творчеством Пушкина, и другие материалы. В витринах представлены дополнительные материалы по теме: документы о жизни Пушкина, источники его произведений, автографы, первые публикации, критические отзывы, объяснительные тексты по теме и тому подобные материалы.
По нашему мнению, такой принцип показа литературных тем несколько академичен. Ведущие экспонаты отображают внешние факты личной и творческой биографии Пушкина, между тем как внутреннее содержание этих фактов, их смысл, значение, не выявлено, не показано.
575
На выставке представлено около 300 архивных дел и документов, относящихся к общественно-политической биографии Пушкина. Эти многочисленные дела и документы о политическом надзоре и сыске, сопровождавшем жизнь поэта и его творчество, даны в витринах, т. е. в экспозиции второго плана. При осмотре экспозиции их нужно искать, и зритель часто проходит мимо этих материалов. Между тем, документы эти имеют первостепенное значение. Их необходимо было сделать ведущими экспонатами, представить на стене, в экспозиции первого плана, а теперешние ведущие экспонаты, первые издания произведений Пушкина и рукописи, поместить рядом или частично в экспозиции второго плана, в витринах и даже в „вертушках“.
На ряду с этими документами, рисующими общественно-политический облик Пушкина как человека, необходимо было дать тексты, вскрывающие содержание каждой темы, краткую характеристику лицейского творчества Пушкина, характеристику „Руслана и Людмилы“, показать, почему появление ее, как писал Белинский, „сделало эпоху в истории русской литературы“, привести тексты, характеризующие южные поэмы Пушкина, „Бориса Годунова, „Евгения Онегина“, прозаические произведения, сказки и т. д. Такие объяснительные тексты и характеристики вместе с таблицами, анализирующими состав их языка, ярче характеризовали бы Пушкина как реформатора русской литературы и его работу над созданием русского литературного языка.
Конечно, построение экспозиции по такому плану потребовало бы большой научной разработки каждой из тем, так как кратко определить смысл и значение того или другого произведения Пушкина чрезвычайно трудно. Но зато экспозиция сразу приобрела бы ясность и целеустремленность.
В том же плане, в каком представлены темы в теперешней экспозиции, они сплошь и рядом не доступны одиночному посетителю и требуют от него основательного предварительного знакомства с жизнью и творчеством Пушкина.
Вот что пишет по этому поводу один из довольно квалифицированных зрителей:
„Выставка очень хороша, но она дает много тому, кто более или менее хорошо знаком с биографией Пушкина. Следовало бы дать в руки посетителей брошюру, подробно освещающую периоды жизни и творчества Пушкина“ (2 мая 1937 г.).
Недостаточно разработана тема „Пушкин в Лицее“. В ней совсем не показано лицейское творчество Пушкина, рост его как поэта, литературные интересы лицеистов, литературные влияния, которые испытывал на себе в эту эпоху Пушкин. Ведущими экспонатами лицейской стены является картина Репина „Пушкин на лицейском экзамене“, портрет Державина, тетрадь Горчакова с записями лекций Куницына по „энциклопедии права“ и автограф стихотворения „К Наталье“. Лицейский экзамен в присутствии Державина являлся лишь эпизодом в лицейской жизни Пушкина. Державин поэтому никак не может быть центром экспозиции этой темы. Ведущими экспонатами должны были быть экспонаты, характеризующие условия, в которых формировались мировоззрение Пушкина и его взгляды на литературу и поэзию. Помимо лекций Куницына, здесь необходимо было дать портрет Чаадаева, экспонировать на стене материалы о „лицейском духе“, шире, глубже показать лицейское творчество Пушкина и вскрыть влияния на него русских и иностранных писателей.
Во втором зале оказались недостаточно проработанными южные поэмы Пушкина. Центром этого зала являются две наиболее крупные картины — „Пушкин на берегу Черного моря“ Репина и Айвазовского и „Бахчисарайский Фонтан“ Брюллова. На самом деле эпизод прощания Пушкина с морем не является главнейшим событием его жизни в южной ссылке, точно так же, как поэма „Бахчисарайский Фонтан“ не является центром его литературного творчества. Стержнем биографической линии этого зала, нам кажется, следовало сделать тему „Пушкин и южное общество декабристов“, размещенную на одном из стэндов. Центром творческой линии надо было представить Байрона, под влиянием которого Пушкин писал свои южные поэмы и сами эти поэмы, их анализ, объяснительные тексты и цитаты из них, показывающие глубоко русские корни байронизма Пушкина и реалистическое начало в этих романтических поэмах.
В этом зале, вследствие разнобоя в изобразительном материале, нарушена хронологическая
576
последовательность в показе биографии Пушкина и разорвана экспозиция одесского периода его жизни.
Материалы третьего зала, макет Михайловского и современные снимки Михайловского и его окрестностей, должны были быть показаны вместе с материалами четвертого зала.
В четвертом зале недостаточно ярко показаны жизнь Пушкина в Михайловской ссылке и его литературное творчество Михайловского периода.
Но особенно неудачной следует признать в этом зале экспозицию исторической темы восстания декабристов. Этой теме отведены две стены и большой стол в центре зала. По теме собран замечательный материал, редкие портреты участников 14 декабря, журналы следственной комиссии по делу декабристов, подлинные следственные дела декабристов и другие материалы. Но несмотря на это, тема, вследствие неправильного принципа экспонирования материалов, затемнена, она экспозиционно недостаточно связана с Пушкиным. Она разработана как историческая тема: „Декабристы и Пушкин“. Центр ее тяжести перенесен на декабристов. Экспозиция начинается с акварели, изображающей похороны Александра I, затем идут исторические материалы и документы, показывающие междуцарствие, затем восстание, портреты участников, суд над ними, приговор, казнь и декабристов в ссылке. На двух стенах из пушкинских материалов всего два фотоснимка с рукописей, где Пушкин нарисовал повешенных декабристов, и текст его послания декабристам „В Сибирь“. Исторический материал превалирует над пушкинским. Некоторые группы экскурсантов приходят на выставку специально для того, чтобы изучить по материалам этого зала восстание декабристов, говоря, что здесь значительно богаче материал, чем в музее революции. Это, разумеется, неплохо. Плохо лишь то, что весь этот богатый материал очень слабо связан с деятельностью Пушкина.
Не может быть двух мнений, что тему нужно было разработать как пушкинскую — „Пушкин и декабристы“ — и стержнем экспозиции сделать Пушкина, экспонировать два-три следственных дела декабристов с показаниями о влиянии на их образ мыслей революционных стихотворений Пушкина, текст из письма Жуковского к Пушкину, в котором он сообщает ему, что в деле каждого из заговорщиков находят его стихи и тексты этих „вольнодумческих сочинений“ Пушкина, о которых пишут декабристы. Не беда, если эти тексты здесь повторились бы. Затем надо было показать попытку Пушкина накануне декабрьского восстания бежать из Михайловского в Петербург и дать пушкинские рисунки повешенных декабристов, запись Пушкина о встрече с арестованным Кюхельбекером. Затем уже оказались бы на своем месте портреты декабристов, тексты из писем Пушкина о его связях с декабристами, его стихотворения, посвященные декабристам, и другие материалы. При таком расположении материала Пушкин был бы в центре темы.
Седьмой, болдинский, зал является самым замечательным по содержанию охватываемого им раздела творчества Пушкина и самым бедным по изобразительному материалу. Устроители этого зала сделали всё возможное, чтобы подать этот зал интересно. Не их вина, что в их распоряжении оказался чрезвычайно трудный, разнородный по своим художественным достоинствам, количественно небогатый и весьма различный по эпохам и художникам материал. Вследствие этого и вследствие недостаточной научной разработки тематики („Евгений Онегин“, проза Пушкина, маленькие трагедии; темы „Пушкин журналист, критик и читатель“, „Творческая лаборатория Пушкина“ и др.) этот зал оказался слабее других. В его экспозиции нет того богатства, которым отмечено творчество Пушкина болдинской осени 1830 г.
Не спасает огромное количество подлинных рукописей Пушкина, фотоснимков с них, подлинный болдинский стол Пушкина с пером и печаткой, его кресло из Михайловского, книги из библиотеки Пушкина с его собственноручными пометками, рисунки, прижизненные издания его произведений и другие материалы, экспонируемые в этом зале. Этот огромный зал кажется пустым и недоработанным. Это прекрасно чувствуют некоторые из посетитетей. Один из них, студент МГУ, записал в книге впечатлений: „Особенно интересна для изучения творчества Пушкина его работа над сочинениями — так называемая «творческая лаборатория». Но как раз эта часть выставки наименее доступна, так как трудно, иногда даже
577
невозможно, разобрать почерк поэта. Поэтому, мне кажется, следовало бы привести рядом с рукописями их дубликаты, написанные разборчиво, включая перечеркнутые и заново написанные слова“.
Действительно, работа Пушкина над текстом своих произведений показана на выставке внешне, различными видами рукописей поэта, а не анализом того, как создавалась рукопись, над чем работал Пушкин, что он вымарывал и зачеркивал, что вводил вместо зачеркнутого, к чему стремился. Не показано как раз то, что достигнуто в этой области советской текстологией и советским пушкиноведением.
Некоторые зрители, видевшие Ленинградскую Пушкинскую выставку, считают, что тема „Как работал Пушкин“ на ней была разработана лучше, нежели на Московской выставке. Вот что, напр., записывает один из зрителей: „... сравнивая... выставку с аналогичной выставкой в Ленинграде, можно придти к заключению, что рукописный материал, преобладающий в Москве, мог бы быть несколько уменьшен за счет наглядного...“ (12 V 1937 г.).
Правы те зрители, которые считают, что тема „Пушкин-читатель“ лучше была представлена на Ленинградской выставке. Там эта тема была показана на большем количестве подлинных книг из библиотеки Пушкина, здесь она показана на небольшом количестве оригиналов и на далеко неполно подобранных и недостаточно обработанных дублетах.
Недостаток трех последних прижизненных зал заключается в том, что они больше чем какие бы то ни было другие залы построены по принципу эстетического воздействия на зрителя. Эти залы представляют собой скорее художественную галлерею, нежели экспозицию литературного музея. В них собраны первоклассные художественные материалы, но размещены с излишней спокойной академичностью.
В девятом зале необходимо было вернуться к теме взаимоотношений Пушкина с Николаем I. Следовало усилить показ общественно-политической биографии Пушкина, шире дать литературную эпоху и литературную борьбу Пушкина, его творчество, его обращение к истокам народного творчества. В существующей экспозиции всё это дано несколько поверхностно. Экспонируемый в этом зале домик Нащокина как-то мало связан со всем другим материалом зала.
Зрители, не зная, что до нас дошло чрезвычайно мало материалов, относящихся к быту Пушкина, настойчиво требуют расширения как раз этого материала, считая, что такие зрительные экспонаты, как домик Нащокина, „запоминаются на всю жизнь“.
„Всякое мероприятие имеет и свои недостатки. К числу их нужно отнести отсутствие материалов, рисующих быт Пушкина“, пишет один из зрителей (запись 12 IV 1937 г.).
„Хотелось, чтобы выставка пополнилась предметами личного обихода А. С. Пушкина, примерно, так, как это сделано в Музее Ленина“, говорит другой из посетителей (12 IV 1937 г.).
Нужно было подумать о том, чтобы разбросанные по нескольким залам предметы личного обихода Пушкина объединить в одном месте и по возможности дополнить их новыми бытовыми предметами. Во Всесоюзн. библиотеке им. В. И. Ленина хранятся некоторые предметы, принадлежащие Пушкину и поступившие туда из Остафьевского собрания Вяземского. Они почему-то остались неиспользованными.
В одиннадцатом зале те же недостатки, что и в предыдущих. Не чувствуется нарастания трагедии Пушкина. Необходимо было доработать темы этого зала и в экспозиции первого плана характеризовать материальное положение Пушкина, показать цензуру его сочинений и литературную травлю Пушкина в 30-е годы XIX в. рядом с травлей его светской чернью, показать подлинно народное возбуждение, вызванное смертью Пушкина, отклики на смерть, мероприятия николаевских жандармов в связи с его смертью. Здесь же было бы уместно показать макет квартиры Пушкина по рисунку Жуковского.
Главное же — необходимо было шире развернуть оценку причин гибели Пушкина, показав, что „поединок Пушкина, затравленного придворной челядью, был завершением длительной борьбы, которую гениальный поэт вел с реакционным дворянством за судьбы русской литературы“ („Правда“, 17 XII 1935).
Недостатки этого зала отмечаются в ряде записей. Так, напр., студент Кравченко пишет: „Недостатки: 1) Слабо представлен зал последних дней Пушкина (сама смерть, отклики, Бенкендорф и т. д.). 2) Нужен хотя бы маленький
578
отдел «Пушкин и Лермонтов». 3) В некоторых местах материал слишком разбросан по всему залу (бегаешь из угла в угол)... 5) Хорошо бы было сделать отдел «Поэты и писатели Пушкину за 100 лет», куда обязательно включить и Маяковского“ (24 V 1937 г.).
Зал тринадцатый, отображающий „Судьбу литературного наследства Пушкина в царской России“, страдает многими погрешностями. Они заключаются прежде всего в разбросанности экспозиции.
Но главный недостаток экспозиции этого зала заключается в том, что по недостатку времени не была произведена более глубокая разработка темы о значении Пушкина для всей литературы XIX столетия. В этом зале представлена так называемая „столбовая дорога“ русской литературы. На стенах висят великолепные большие портреты русских писателей-классиков и критиков. Под каждым из портретов — высказывания этих писателей о Пушкине. Высказывания замечательные, но одними ими не исчерпывается значение творчества Пушкина для всей последующей русской литературы. Хотелось бы в творчестве каждого из этих классиков показать пушкинское начало. Именно в этом зале следовало разрешить задачу, стоящую перед выставкой в экспозиционном плане. Здесь нужно было дать не только ряд прекрасных цитат, но разработать ряд тематических комплексов, характеризующих связи Пушкина с отдельными писателями.
Кончая обзор зал, мы должны сказать несколько слов о советском разделе, размещенном в четырех последних залах.
Только Великая Октябрьская Социалистическая революция создала Пушкину подлинную народную славу национального поэта и славу великого поэта народов Советской страны.
Гигантское разнообразие и массовость пушкинских мероприятий должна была отразить экспозицию советского раздела выставки. Здесь нужно было перенести центр тяжести не на отдельные художественные произведения, связанные с Пушкиным, а на то, что в условиях социалистической культуры — Пушкин достояние миллионов, которые любят, ценят и изучают творчество великого поэта.
К сожалению, эта тема на выставке разработана также недостаточно. Документов — картин, фотоснимков, плакатов, программ вечеров, театральных постановок, самодеятельных театров, статистики о читаемости Пушкина и других видов работы, проводимой как в больших культурных центрах страны, так и в более отдаленных краях, областях и национальных республиках, представлено явно недостаточно. Возьмем, напр., пушкинские выставки. Они были устроены в Ленинграде, Тбилиси, Минске, Киеве, Баку, Симферополе и многих других городах. На Всесоюзной Пушкинской выставке работа этих выставок совсем не отражена. Пушкинский юбилей всколыхнул огромную массу художников-самоучек. Произведения народного творчества о Пушкине на выставке показаны весьма слабо. Экспонаты этой темы показаны вместе с работами художников-профессионалов Палеха, Мстеры, и поэтому идея показа этих экспонатов пропала. Народное творчество необходимо было выделить в особую тему.
Тема „Пушкин и советская литература“ показана так же слабо, как тема „Пушкин и литература XIX столетия“. Нет проработки этой темы. Даны портреты Брюсова, Луначарского, Багрицкого, Маяковского, Горького, автографы их произведений о Пушкине и тексты высказываний о Пушкине, чем, конечно, далеко неполно выявлено значение Пушкина для советской литературы и развития социалистического реализма. Горький говорил, что Пушкин для нас „начало всех начал“. И вот это значение Пушкина для советской литературы и нужно было отразить в этой теме.
Шестнадцатый зал — „Пушкин в музыке, театре и кино“, является третьим советским залом. В экспозиции этого зала, так же как и в зале детского творчества, не ясно представлена основная идея, выраженная в двух интересных световых картах. На одной из карт светящимися точками, обозначающими города и театры в них, показан Пушкин на сцене в дореволюционной России. На этой карте всего около 20 таких мест. На другой карте показан Пушкин на сцене в СССР. Светящихся точек около 600. Театр Пушкина в СССР — это театр народа, театр миллионов трудящихся. К сожалению, на этих картах учтены только профессиональные театры и никак не отражены самодеятельные театры в рабочих, колхозных, красноармейских и других клубах, которых гораздо больше, нежели профессиональных
579
театров, и которые обслуживают огромную массу населения.
Наконец, последний зал. Он посвящен Пушкину в советском изобразительном искусстве. Здесь представлены работы современных мастеров на пушкинские темы.
На выставку художниками было представлено несколько сот работ. После просмотра жюри было отобрано всего несколько десятков картин и около десятка скульптур.
Картины часто грешат против исторической правды. Таковы: полотно А. Герасимова „Пушкин в своем рабочем кабинете“, картина Соколова-Скаля „Встреча Пушкина с телом Грибоедова“ (горный пейзаж дан у Скаля неверно) и большое полотно ленинградского художника Горбова „Дуэль Пушкина“. Савицкий нарисовал целиком выдуманную им картину „Встреча Пушкина с Дантесом в Летнем саду“. Слаба картина Сварога „Рождение поэмы“ — Пушкин у памятника Петра Великого задумывает поэму „Медный Всадник“.
Неизмеримо лучше других работы Н. П. Ульянова. Очень хорош рисунок Фаворского „Пушкин-лицеист“.
Из скульптурных работ лучше других — бюст Пушкина-мальчика Рындзюнской, бюст Пушкина работы Крандиевской и Пушкин Суворова.
Следует признать ошибкой, что не была выделена на выставке тема „Пушкин в советской графике“. Советские граверы создали много замечательных иллюстраций к произведениям Пушкина, и их попытки дать образ Пушкина гораздо удачнее, нежели у живописцев.
Вообще же все четыре советские зала, начиная с 14-го, нужно было построить по тематическому принципу, и картины советских художников на пушкинские темы экспонировать как фон при показе той или другой темы. При таком показе не было бы у зрителей снижения впечатления от выставки, что отмечается многими посетителями.
Преобразование Всесоюзной Пушкинской выставки в постоянный Пушкинский музей поставит перед ним ряд новых задач, связанных с бережным хранением всех пушкинских материалов, их дальнейшей разработкой, изучением и работой по популяризации огромного пушкинского культурного наследства среди трудящихся Советской страны.
_______
Сноски к стр. 569
1 В связи с реорганизацией Всесоюзной Пушкинской выставки в постоянный Пушкинский музей, редакция в дополнение к обзору, данному в т. 3 „Временника Пушкинской комиссии“, помещает этот обзор, в котором на ряду с некоторыми итогами содержится и ряд критических замечаний. В дальнейшем редакция предполагает вернуться к обсуждению вопросов научной организации Всесоюзного Музея А. С. Пушкина.