Попов П. Всесоюзная Пушкинская выставка // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. — [Вып.] 3. — С. 517—524.

http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v37/v372517-.htm

- 517 -

ВСЕСОЮЗНАЯ ПУШКИНСКАЯ ВЫСТАВКА

Всесоюзная Пушкинская выставка в Москве организована по решению правительства. Это одно из основных мероприятий, указанных в постановлении СНК Союза ССР от 30 декабря 1936 г. „Об ознаменовании столетней годовщины со дня смерти А. С. Пушкина“.

К работе по организации Выставки были привлечены крупнейшие пушкиноведы (М. А. Цявловский, Д. Д. Благой, С. М. Бонди и др.), историки (М. В. Нечкина, Е. В. Тарле), искусствоведы и другие специалисты. Необходимые для выставки экспонаты были получены из различных музеев и хранилищ Союза: Институт литературы (Пушкинский Дом) Академии Наук СССР, Всесоюзная Библиотека имени В. И. Ленина, Ленинградская Публичная Библиотека им. Салтыкова-Щедрина, Центрархив, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств, Русский музей, Театральный музей им. Вахрушина, Одесская публичная библиотека, Тамбовский Краеведческий музей и мн. др.

- 518 -

Выставка была открыта 16 февраля 1937 г. Речь при открытии была произнесена Председателем Всесоюзного Пушкинского Комитета и Председателем Выставочной Комиссии А. С. Бубновым.

Выставка занимает весь второй этаж Исторического музея, — семнадцать больших зал, капитально отремонтированных и художественно оформленных.

На выставке три основных отдела: а) прижизненный (1799—1837), б) посмертный до Октябрьской Революции (1837—1917) и в) советский (1917—1937).

В одиннадцати залах первого отдела показан жизненный и творческий путь Пушкина, роль и значение его творчества в борьбе с феодально-крепостническим строем царской России и гибель поэта в этой борьбе.

У входа на выставку — большая статуя Пушкина работы скульптора С. Д. Меркурова. В первом зале — детство и юность Пушкина. Здесь выставлена скульптура Р. Баха — вариант бронзового памятника, поставленного в саду быв. Царскосельского лицея в 1899 г.

В первой от входа витрине — метрическая книга церкви Воскресения в Москве, раскрытая на записи: о рождении и крещении Пушкина. Здесь же портреты предков поэта, небольшой акварельный портрет ребенка-поэта, сделанный неизвестным художником, бюст Пушкина работы В. Ф. Штейн (1899 г.), портреты его брата Л. С. Пушкина и О. С. Пушкиной, купчие крепости на покупку и продажу с. Захарова, принадлежавшего бабке поэта М. А. Ганнибал, виды Москвы времен детства Пушкина, гравюры, изображающие события Французской революции XVIII века и наполеоновских войн, портреты писателей, которых Пушкин лично знал в детстве, и книги, которые он читал ребенком, в том числе „Басни“ Фенелона из детской библиотеки Пушкина с самым ранним его автографом.

Следующая стена посвящена лицейским годам Пушкина. Портреты руководителей и преподавателей лицея, друзей и товарищей Пушкина-лицеиста, писателей, оказавших влияние на мировоззрение и талант Пушкина (Державина, Радищева, Батюшкова, Вольтера, Парни, Грессе и др.) и их сочинения. В числе этих экспонатов — акварельный портрет А. А. Дельвига, работа лицеиста П. Л. Яковлева, акварельные карикатуры Илличевского, и пр. Здесь же выставлены и разного рода документы, относящиеся к лицею.

Творческая работа Пушкина лицейского периода представлена рядом автографов его стихотворений: „Воспоминания в Царском Селе“, „Послание к Наталье“, „Пирующие студенты“, „К Лицинию“, „Тень Фонвизина“ (копия с поправками Пушкина), „Монах“. Показаны и первые печатные публикации стихотворений Пушкина. Вверху картина И. Е. Репина „Пушкин на лицейском экзамене в 1815 г.“.

Литературная борьба „Арзамаса“ и „Беседы любителей русского слова“ представлена портретами основных участников этих обществ, их сочинениями, протоколами заседаний, „арзамасскими“ письмами А. С. Пушкина к П. А. Вяземскому и В. Л. Пушкину, его эпиграммами на „беседчиков“ и другими материалами.

Петербургское трехлетие по окончании лицея отражено в экспонатах, показывающих участие Пушкина в обществе „Зеленая Лампа“, автографами и списками его „вольнолюбивых“ стихов („Вольность“, „Деревня“, „Ноэль“, „Послание к Чаадаеву“) и портретами лиц, оказавших влияние на общественно-политическое развитие Пушкина (Радищева, Чаадаева, братьев Тургеневых, Муравьева и др.). Здесь же показан и петербургский театр 1817—1820 гг., портреты драматургов и актеров, театральные афиши и программы. Здесь же „Дело о замечании, сделанном Колежскому Секретарю Александру Пушкину о неприличном поступке в Каменном Театре“ (1818 г.).

Зал заканчивается экспонатами, относящимися к „Руслану и Людмиле“: „шутливые“ поэмы, повлиявшие на создание „Руслана и Людмилы“ („Душенька“ Богдановича, „Бахариана“ Хераскова, „Двенадцать спящих дев“ Жуковского, „Неистовый Орланд“ Ариосто). Показаны автографы „Руслана и Людмилы“, первые ее издания, иллюстрации, в том числе лубочные картины, критические отзывы о поэме при ее появлении, и пр. Тут же портрет В. А. Жуковского с его собственноручной надписью: „Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила»“.

Второй зал выставки, посвященный годам южной ссылки Пушкина (1820—1824 г.), открывается

- 519 -

эпиграммами Пушкина на Александра I, Аракчеева, Фотия, Голицына и подлинным „Делом об отправлении колежского секретаря Александра Пушкина к главному попечителю колонистов южного края России генералу-лейтенанту Инзову“. Рядом „Карта пути следования Пушкина в ссылку и его поездка на юг“, виды местностей, в которых бывал Пушкин, портреты членов семьи Раевских, портрет Байрона (сепия работы П. Ф. Соколова 1824 г.) и его сочинения, автограф элегии „Погасло дневное светило“. Поэма „Кавказский Пленник“ представлена автографами Пушкина, его рисунками к поэме, первыми изданиями поэмы, иллюстрациями к ней, в том числе позднейшими лубками (1849 и 1852 гг.), современными отзывами в печати и рядом подражаний современников.

В ряде экспонатов, относящихся к кишиневскому периоду ссылки роэта (1821—1823 гг.) обращает на себя внимание недавно найденный дневник П. И. Долгорукова, чиновника Инзова, раскрытый на том месте, где о Пушкине записано: „Вместо того, чтобы придти в себя и восчувствовать, сколь мало правила, им принятые, терпимы быть могут в обществе, он всегда готов у наместника, на улице, на площади, всякому на свете доказывать, что тот подлец, кто не желает перемены правительства в России“. Здесь же виды города Кишинева, подлинники кишиневских писем Пушкина, донесение Инзова гр. Каподистриа о поведении Пушкина, письмо Пушкина к гр. Нессельроде о разрешении выехать на два-три месяца в Петербург и резолюция Александра I на докладе Нессельроде, отказывающая Пушкину в этой его просьбе.

Связи Пушкина с членами тайных обществ и отношение к ним поэта показаны портретами декабристов, записью Пушкина в дневнике о встрече и беседе с Пестелем, видами имения Давыдовых — Каменки и политическими стихотворениями Пушкина. Показан автограф программы „Гавриилиады“ и списки поэмы „Братья-Разбойники“ (автографы, первые публикации и прижизненные издания, источники поэмы, иллюстрации к ней), „Бахчисарайский Фонтан“ (автографы, первые издания, в том числе переводы на французский и немецкий языки, иллюстрации к поэме) и лирика 1820—1823 гг. (автографы и первые публикации).

Реакция последних лет царствования Александра I представлена портретами Аракчеева, Голицына, Фотия, А. Орловой, Ю. Крюденер, А. С. Стурдзы и др., видами военных поселений, иллюстрациями военной муштры и пр. Революционные движения в Европе начала 20-х годов XIX века — портретами испанских, неаполитанских и греческих революционных деятелей (Риего, генерал Пепе, братья Ипсиланти, Маврокордато и др.).

Зал южной ссылки заканчивается одесским периодом (1823—1824 гг.). На стене — виды Одессы эпохи Пушкина и портреты лиц, окружавших поэта в Одессе (Воронцовых, Казначеева, Лонгинова, Вигеля, В. Ф. Вяземской и др.).

Творческая работа Пушкина в Одессе представлена автографами и первыми публикациями лирических стихотворений, автографом первых строф романа „Евгений Онегин“ и другими материалами. Последние экспонаты этого зала — планы бегства Пушкина за границу, эпиграммы поэта на графа М. С. Воронцова, цитаты из перлюстрированного письма Пушкина об „уроках афеизма“, прошение Пушкина об увольнении от службы, „Дело о высылке из Одессы в Псковскую губернию Коллежского Секретаря Пушкина“ и расписка Пушкина в получении им денег на проезд к месту новой ссылки.

Следующему периоду — ссылке Пушкина в с. Михайловское — посвящены два зала. Жизнь Пушкина в с. Михайловском представлена видами места ссылки поэта, портретами его врагов и друзей, письмами самого Пушкина из Михайловского и полицейско-агентурными сведениями о нем. Здесь же подорожная в Петербург, написанная Пушкиным 29 ноября 1825 г. на имя крепостных П. А. Осиповой.

Творческая работа Пушкина этого периода показана автографами планов, черновых набросков и беловых рукописей отдельных произведений поэта („Цыганы“, „Борис Годунов“, „Граф Нулин“, лирические стихотворения), первыми их публикациями и отдельными изданиями, иллюстрациями к ним, отзывами о них в современной Пушкину печати.

С большой полнотой представлено в одном из михайловских зал декабрьское восстание 1825 г. Портреты наиболее близких к Пушкину декабристов (А. А. Бестужева-Марлинского,

- 520 -

К. Ф. Рылеева, И. И. Пущина, В. К. Кюхельбекера, А. И. Одоевского и др.) и переписка с ними поэта, рисунки, гравюры и картины, изображающие восстание 14 декабря и его подавление, следственные дела о декабристах (Пестеле, Бестужеве-Рюмине, Лорере и др.), раскрытые на тех страницах показаний, на которых упоминается Пушкин, „Роспись государственным преступникам“ и приговор Верховного суда по делу декабристов. В ряде следственных дел — дело декабриста Иванова, раскрытое на тех страницах, на которых он записал стихотворение Пушкина „Кинжал“.

Здесь же показано пребывание декабристов в Сибири и позднейшее отношение Пушкина к декабрьскому восстанию и декабристам.

Залы пятый и шестой посвящены годам странствий Пушкина (1826—1829 гг.). Залы эти открываются экспонатами, отражающими вызов Пушкина в Москву Николаем I. Следующие экспонаты показывают жизнь и окружение Пушкина в Москве. Поездки Пушкина 1826—1829 гг. иллюстрируются целой серией полицейских и жандармских донесений о нем.

Здесь же портреты М. И. Пущина, А. Н. Муравьева, И. Г. Бурцова, с которыми Пушкин встречался на Кавказе в 1829 г. Творчество Пушкина 1826—1829 гг. представлено автографами, первыми публикациями и первыми изданиями его произведений („Полтава“, „Стансы“, „Талисман“, „Поэт“, „Воспоминание“, „Анчар“ и др.). Для поэмы „Полтава“ показаны ее литературные источники („Войнаровский“ Рылеева, „Мазепа“ Байрона, „История Карла XII“ Вольтера и др.). В особой витрине — „Дело о стихах на 14 декабря“, находившихся у студента Леопольдова, и собственноручные показания Пушкина об элегии „Андрей Шенье“. Рядом показания Пушкина по делу о „Гавриилиаде“ и подлинное письмо Бенкендорфа с выговором Пушкину за самовольное чтение в кругу друзей трагедии „Борис Годунов“.

У выхода из шестого зала — портрет Пушкина работы В. А. Тропинина и два этюда (карандаш и масло) к этому портрету.

Экспонаты седьмого зала отражают болдинскую осень 1830 года и показывают творческую лабораторию великого поэта.

В зале показана история рукописного наследства Пушкина, типы его рукописей (тетради, альбомы, листы, письма), планы его произведений, черновики, беловые рукописи, превращенные в дальнейшем поэтом вновь в черновики, работа Пушкина над языком своих произведений, творческая история отдельных крупных произведений поэта, связанных с болдинскою осенью 1830 года („Евгений Онегин“, „Домик в Коломне“, „Маленькие трагедии“, „Повести Белкина“, „История села Горюхина“), работа Пушкина над лирическими произведениями („К вельможе“, „Заклинание“, „Для берегов отчизны дальной“, „Румяный критик мой“ и др.), первые публикации этих произведений в альманахах и журналах, первое издание „Евгения Онегина“ и „Повестей Белкина“, иллюстрации к этим произведениям Пушкина.

На стене над витриной с автографами и первыми изданиями „Евгения Онегина“ — автограф сохранившихся зашифрованных строф X главы „Евгения Онегина“.

Здесь же показана история издания „Литературной Газеты“ Дельвига, участие в ней Пушкина и литературная полемика. Два цензурных дела — о рецензиях на „Записки Видона“ и на перевод „Илиады“ — демонстрируют отношение правительства к „Литературной Газете“, завершающееся ее запрещением.

Здесь же подлинный стол Пушкина из Болдино, кресло его из Михайловского и одно из гусиных перьев, взятое из последней квартиры Пушкина на Мойке после его смерти.

В этом же зале портрет Пушкина работы Кипренского (1827). Ряд экспонатов этого зала показывает политические события 1830 г. во Франции и в других странах Европы, польское восстание 1830 г., отношение Пушкина к этим событиям.

Восьмой зал посвящен теме „Пушкин и современная ему музыка“. Представлены высказывания Пушкина о музыке, нотные записи народных песен, упоминаемых Пушкиным, портреты композизоров, о которых высказывался Пушкин (Россини, Моцарт, Сальери и др.), музыкальных исполнителей, которых он слышал (Матвей Ю. Виельгорский, А. Е. Варламов, З. А. Волконская, А. М. Колосова, А. С. Грибоедов, М. Шимановская и др.), и композиторов, писавших на слова и сюжеты произведений Пушкина при его жизни (А. А. Алябьев, Н. И. Бахметьев, А. Н. Верстовский, М. И. Глинка, Д. В. Веневитинов, Михаил Ю. Виельгорский, В. Ф. Одоевский, Н. А. Корсаков,

- 521 -

Л. В. Маурер и др.). Здесь же автографы и издания музыкальных произведений на слова и сюжеты сочинений Пушкина, в том числе автограф романса товарища Пушкина по Лицею М. А. Яковлева „Слеза“ с поправкой текста, сделанной рукой поэта.

Девятый зал посвящен жизни и творчеству Пушкина в 1831—1834 гг. Переписка Пушкина с Бенкендорфом, с отцом, с родственниками Н. Н. Гончаровой, портреты Н. Н. Гончаровой, ее родителей и родственников, „свата“ Ф. И. Толстого-Американца, П. В. Нащокина, макет „Домика Нащокина“, стоивший его владельцу 40 с лишним тысяч, виды Москвы 30-х годов, документы, связанные с переездом Пушкина с женой в Петербург, портреты петербургских друзей Пушкина этого периода, официальные документы, относящиеся к службе Пушкина в министерстве иностранных дел, и др.

Творческий путь поэта показан его работой над сказками, „Песнями западных славян“, „Египетскими Ночами“, „Сценами из рыцарских времен“, „Дубровским“, „Пиковой Дамой“, „Кирджали“ и лирическими произведениями. На стенах и в витринах автографы поэта, источники его произведений, первые публикации и большое количество иллюстраций.

Ряд экспонатов, отражающих бунты в военных поселениях и крестьянские движения в 30-х годах, связывают этот зал со следующим, посвященным произведениям Пушкина на исторические темы.

Основное место в десятом зале занимают экспонаты, связанные с работой Пушкина над „Историей Пугачева“ и „Капитанской Дочкой“. Книги из личной библиотеки Пушкина, связанные с историей движения Пугачева, с собственноручными пометками поэта, два указа Пугачева, найденные в бумагах Пушкина, официальная и частная переписка Пушкина, связанная с собиранием материала по Пугачеву, портреты лиц, с которыми Пушкин встречался во время поездки в пугачевские места, записи, которые он при этом вел. В витрине — автографы „Истории Пугачева“, беловая рукопись Пушкина с пометками Николая I на полях, первое издание „Истории пугачевского бунта“, документы, относящиеся к истории печатания этого издания, критика Броневского и ответ на нее Пушкина.

„Капитанская Дочка“ также представлена автографами поэта (планы повести, черновые наброски, беловая рукопись), книгой журнала „Современник“, в которой впервые была опубликована эта повесть, и позднейшими иллюстрациями к ней. Работа Пушкина над „историей Петра I“ показана автографами поэта, выписками его из книги Голикова „Деяния Петра Великого“ и другими книгами и документами, использованными Пушкиным.

Кроме указанных произведений Пушкина, в этом же зале показаны автографы „Медного Всадника“, пометки на рукописи, сделанные Николаем I, запретившим печатание поэмы. Отрывки поэмы, напечатанные при жизни автора, публикация после смерти Пушкина всей поэмы с редакционными поправками Жуковского — дают представление не только о творческой работе Пушкина, но и освещают цензурную историю поэмы. Здесь же рисунки к „Медному Всаднику“ (тушь и акварель) А. Бенуа 1905 и 1916 гг.

В одиннадцатом, последнем зале прижизненного раздела выставки — показаны последние годы жизни Пушкина и его гибель.

Иконография Пушкина представлена гравюрой Райта (1836), портретом работы А. Линева (1836), мраморным бюстом работы скульптора Витали (1837) и бронзовым бюстом работы скульптора Гальберга (1837).

Творческая работа Пушкина показана автографами его произведений последнего периода („Памятник“, „Была пора: наш праздник молодой“ и др.), первыми публикациями этих произведений.

Официальная и частная переписка Пушкина с различными лицами, связанная с изданием „Современника“, программа этого журнала, рукописи статей для него, переписка с цензорами, объявление о выходе первого номера журнала, цензурные дела по „Современнику“ и другие экспонаты широко раскрывают и ярко показывают Пушкина как издателя и редактора журнала в его литературной борьбе.

Условия последних лет жизни Пушкина показаны официальными документами, различными долговыми и имущественными документами Пушкина, перепиской его по поводу имущественных и служебных дел, письмами к друзьям и знакомым, записями в дневнике поэта и другими материалами. Широко представлено

- 522 -

и петербургское окружение Пушкина. Документы, сопровождающие портреты врагов Пушкина, вскрывают ту тяжелую обстановку, в которой находился поэт в последние годы своей жизни, показывают травлю поэта, закончившуюся его гибелью. В витрине и на стене — один из экземпляров анонимного письма (пасквиля), полученного Пушкиным, и письмо поэту Геккерна с вызовом на дуэль, на стене — условия дуэли между Пушкиным и Дантесом, написанные рукою Данзаса и подписанные им и д’Аршиаком, литография последней квартиры Пушкина на Мойке, кондитерской Вольфа — места встречи Пушкина с его секундантом Данзасом, картина худ. Наумова „Дуэль Пушкина с Дантесом“ (1884), акварель худ. Бореля, изображающая перенесение слугой раненого Пушкина из кареты в квартиру, „бюллетени“ о состоянии здоровья Пушкина, написанные рукою Жуковского, портреты лиц, бывших у постели умирающего Пушкина, картины, рисунки и литографии современников Пушкина, изображающих Пушкина в гробу (Козлова, Жуковского, Бруни), гипсовая посмертная маска Пушкина раб. Гальберга. Здесь же подлинные записки Жуковского и Тургенева о последних днях жизни Пушкина, дознание полицейского врача, военно-судное дело о дуэли Пушкина с Дантесом, отчет о действиях корпуса жандармов за 1837 г., приглашение на отпевание поэта.

Даны распоряжения правительства о недопущении торжественных похорон Пушкина и извещения в печати о его смерти, экземпляр литографированного портрета Пушкина работы Клюндера (1837 г.) с зачеркнутой цензором надписью „Потух огонь на алтаре“, дело о перевозе тела Пушкина из Петербурга в Опочецкий уезд Псковской губ. в сопровождении жандармского офицера и другие документы. Показаны рукописи поэта, перенумерованные жандармами. Отклики на смерть великого поэта даны в воспоминаниях и записках современников, в донесениях иностранных послов, в письмах друзей и врагов поэта, в стихотворениях современных ему поэтов (Лермонтова, Кольцова, Тютчева и Полежаева).

Двенадцатый зал является как бы переходным от прижизненного периода к посмертному: он посвящен теме „Пушкин и мировая литература“. На стенах и в витринах — карта изданий Пушкина за границей (в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной Америке), статистическая таблица переводов и изданий Пушкина на французском, английском, чешском, немецком и итальянском языках, сведения о пушкинских фондах мировых библиотек (Парижской национальной, Прусской государственной, Британского музея в Лондоне, библиотеке Конгресса в Вашингтоне и др.) Широко представлены переводы произведений Пушкина, в том числе отдельные издания его сочинений, вышедшие во Франции, Англии, США, Германии, Испании, Венгрии, Швеции, Финляндии, Польше, Чехословакии, Югославии, Латвии, Эстонии, Греции и других странах. Здесь же иллюстрированные издания, а также портреты первых переводчиков и пропагандистов Пушкина (Мицкевич, Мериме, Варнгаген-фон-Энзе, Боденштедт), заграничные работы о Пушкине (книги и статьи Леве-Веймара, Шопена, Мериме, М. де-Вогюэ и др.), библиография переводов Пушкина, высказывания о Пушкине иностранных писателей и другие материалы, показывающие Пушкина как мирового поэта.

В следующем, тринадцатом, зале показана судьба литературного наследства Пушкина в царской России. Здесь показан Пушкин как родоначальник новой русской литературы, и одновременно видна борьба царского правительства с „крамольным“ поэтом уже после его смерти. Искажения текстов, извращение фактов жизни поэта, — все это свидетельствует о стремлении затемнить подлинный облик Пушкина, почти вплоть до того, чтобы представить поэта в последние годы его жизни защитником самодержавия. В зале представлены все издания „полных“ собраний сочинений Пушкина и наиболее значительные или интересные в том или ином отношении издания отдельных его произведений, заграничные издания на русском языке „нелегальных“ стихотворений Пушкина (лондонские, берлинские, лейпцигские), документы и другие материалы, касающиеся истории публикации произведений Пушкина (купюры, искажения текстов, и пр.), в том числе дела о запрещении перепечатывать стихотворения Пушкина из заграничных изданий, дела о запрещении помещать в общедоступных изданиях стихотворения, разрешенные в собраниях сочинений.

Пушкиноведение за 1837—1917 гг. представлено основными работами Бартенева,

- 523 -

Гаевского, Анненкова, Грота и др., изданиями биографического характера, мемуарами и пр.

Широко показана литературно-политическая борьба вокруг Пушкина, особенно в 1840—1860 гг. Здесь же документы, портреты, иллюстрации и другие материалы, относящиеся к открытию памятника Пушкину в Москве 1880 г. и к празднованию столетнего юбилея со дня рождения Пушкина. Экспонаты показывают, как фальсифицировался образ Пушкина и его творческое наследство. Дело о высылке В. Е. Якушкина за его речь о Пушкине и дело о демонстрациях в Тульской губернии в связи с пушкинскими торжествами красноречиво свидетельствуют о тех репрессиях, которым подвергались инакомыслящие за участие в юбилейных „торжествах“.

Значение Пушкина в русской литературе, как ее родоначальника, ясно выступает в высказываниях о нем крупнейших русских писателей XIX и начала XX вв. Эти высказывания помещены в зале под портретами писателей, принадлежащими кисти лучших русских художников (Крамской, Серов, Ге и др.).

В этом же зале представлены иллюстрации к сочинениям Пушкина крупнейших русских художников за период времени 1837—1917 гг. (Федорова, Трутовского, Архипова, Перова, Репина, Коровина, Нестерова, Билибина, Кустодиева, Серова, Бенуа, Малютина, Врубеля и др.), статуя Пушкина работы П. П. Забелло и мраморный бюст поэта работы Рамазанова.

Остальные четыре зала посвящены Пушкину в советском периоде.

Четырнадцатый зал украшен барельефами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина на красных полотнищах флагов. В цитатах даны высказывания классиков марксизма-ленинизма об отношении пролетариата к культурному наследству. Большое количество официальных и неофициальных документов, фотографий, программ, афиш и пр. свидетельствуют об огромном размахе юбилейных пушкинских торжеств в Советском Союзе.

В витринах — издания полных собраний сочинений Пушкина и отдельных его произведений в 1917—1937 гг., в том числе иллюстрированные советскими художниками.

В большой витрине — произведения Пушкина на языках народов Союза, портреты переводчиков Пушкина на эти языки, иллюстрации к его произведениям, сделанные художниками союзных и автономных республик. В ряде этих изданий обращают на себя внимание прекрасно изданные двухтомники избранных переводов Пушкина на украинский и грузинский языки и трехтомники избранных произведений великого поэта в переводах на азербайджанский и казахский языки. Произведения Пушкина представлены на языках свыше 50 народов Союза, в том числе таких народов с молодой письменностью, как остяки, курды, тунгусы, якуты и др.

Сравнительная диаграмма роста тиражей изданий Пушкина за двадцатилетие перед Великой Пролетарской Революцией и за период Советской власти показывает, какое огромное внимание партия и правительство уделяют продвижению литературного наследия Пушкина в широкие массы нашего многомиллионного и многонационального Союза

Здесь же демонстрируются: картограмма, показывающая распыленность рукописей Пушкина в дореволюционное время и постепенную концентрацию их в государственных хранилищах Союза, порча пушкинских рукописей в царской России и рядом — огромные достижения советского пушкиноведения: тщательное изучение рукописей Пушкина, методы расшифровки ранее непрочитанных или неверно прочитанных текстов, раскрытие подделок, публикации новых текстов, освещение ранее неизвестных фактов биографии Пушкина (связи Пушкина с декабристами, роль Николая I в дуэли Пушкина) и ряд работ о Пушкине общего и специального характера. Тема „Пушкин и советский читатель“ раскрыта в диаграммах читаемости Пушкина рабочими, колхозниками, красноармейцами, учащимися и пр., в протоколах и отчетах и читательских конференциях, в отзывах читателей различных категорий (рабочие, колхозники, красноармейцы, школьники, вузовцы и др.), работами о Пушкине рабочих, колхозников, красноармейцев, студентов, аспирантов и пр.

В особых витринах — высказывания советских писателей о Пушкине, произведения их о Пушкине, многочисленные советские журналы и другие периодические издания Союза со статьями о жизни и творчестве великого поэта.

В этом же зале бюст Пушкина работы В. Домогацкого (1928), портрет (масло) работы

- 524 -

В. Зверева (1936) и большое количество иллюстраций к произведениям Пушкина советских художников.

Следующий, пятнадцатый, зал показывает Пушкина в творчестве советских детей: скульптура и рисунки детей 11—13-летнего возраста показывают большую художественную культуру наших школьников. Некоторые из этих произведений показывают большое художественное мастерство. Здесь же макеты и декорации школьных постановок произведений Пушкина, литературные работы школьников на темы, связанные с жизнью и творчеством Пушкина, в том числе стихотворения, отзывы школьников — читателей Пушкина, документы, освещающие работу детского актива, районных библиотек в предъюбилейные и юбилейные дни, программы детских утренников и протоколы детских громких читок, программы детских радиопередач и пр.

Шестнадцатый зал показывает Пушкина в музыке, театре и кино. Зал этот охватывает и прижизненный период: автографы музыкальных произведений дореволюционных композиторов: Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова и др., их портреты, письма, записные книжки, издания их произведений. Рядом — музыкальные произведения советских композиторов: Александрова, Нечаева, Фейнберга, Шехтера, Коваля, Глиэра, Василенко и др., в том числе на тексты стихотворений Пушкина, впервые положенных на музыку („Послание к Чаадаеву“, „В Сибирь“ и др.).

Постановки произведений Пушкина в драме, опере и балете в дореволюционное время и в советский период показаны макетами, эскизами декораций и костюмов, фото отдельных сцен и исполнителей, афишами, программами, либретто и другими материалами. Две висящие на противоположных стенах карты дают разительное наглядное сопоставление количества пунктов в царской России и в Советском Союзе, в которых были осуществлены постановки произведений Пушкина. Кинокартины о Пушкине и на сюжеты его произведений в дореволюционное время и в советский период показаны отдельными кадрами из фильмов, либретто, рекламными проспектами и рецензиями. Здесь же отдельные кадры из заграничных кинокартин о Пушкине и на сюжеты его произведений.

В последнем, семнадцатом, зале — Пушкин в советском изобразительном искусстве: ряд портретов Пушкина (А. Герасимова, С. Герасимова, П. Ульянова и др.), картин на отдельные эпизоды его жизни (Г. Савицкий, П. Соколова-Скаля и др.), иллюстрации к произведениям Пушкина в живописи и в графике, скульптура (В. Королев, Б. Козлов и др.), жизнь и творчество Пушкина в произведениях прикладного искусства. В числе экспонатов — великолепные изделия (коробки и пластины) мастеров Палеха, Мстеры, с. Холуй и др., резное дерево мастеров с. Богородского, Абрамцева и г. Загорска Московской области, Семенова Горьковского края, Калязина Калининской области и др., изделия из серебра, кости и керамики, вышивки и пр. — Таков обширный ассортимент экспонатов народного творчества, представленных в этом зале.

За месяц, прошедший со дня открытия выставки, ее посетили около 75 000 человек, в том числе большое количество экскурсантов.

П. Попов.