482

НОВИНКИ ИКОНОГРАФИИ

Неизданный портрет П. А. Вяземского

В марте 1817 г. П. А. Вяземский, прикомандированный к канцелярии императорского комиссара в Польше Н. Н. Новосильцева, прибыл в Варшаву. Незадолго перед отъездом из Москвы он написал свое „Прощание с халатом“, предвидя официальный и светский образ жизни, который ему предстоит вести в Варшаве. Однако, несмотря на служебные обязанности, на официальные обеды и вечера в „золотом хомуте“, как он называл свой мундир, Вяземский все-таки находил время для литературного творчества, о чем символически замечал в письме к А. И. Тургеневу от 22 июля 1817 г.; „Мы с халатом живем еще по-братски“.

Об этом же свидетельствует впервые воспроизводимый (см. за стр. 480) портрет Вяземского, относящийся к его варшавской жизни, несколько лет тому назад поступивший из музея усадьбы Остафьево в Московский Исторический музей. Вяземский на нем изображен в халате, именно в том наряде, в котором он обычно „принимал музу“. Портрет (подписной) датирован 1821 годом и исполнен дрезденским художником Иосифом Зонтаг.1 Рисунок смелый и уверенный. Удачное сочетание сепии с итальянским карандашом придает портрету кроме благородства тонов приятную бархатистость. Это один из редких портретов среди довольно богатой иконографии Вяземского, на котором он изображен без очков, хотя он ими в то время уже пользовался.2 Именно вследствие

483

прекрасного исполнения и интимного характера портрета, он, повидимому, остался у самого Вяземского, как память о его пребывании в Варшаве, и хранился в его родовом имении Остафьеве.

Неизвестный портрет Дантеса.

Известны два портрета молодого Дантеса: парадный портрет, в кавалергардской форме, в кирасе, с завитой шевелюрой (обычно помещающийся во всех иллюстрированных изданиях сочинений Пушкина) и второй, менее популярный портрет работы Райта, хранящийся в Пушкинском Доме.

Существует еще одно изображение Дантеса, относящееся ко времени пребывания его в Петербурге. Это публикуемый здесь впервые портрет, находящийся в московском Гос. Историческом музее и поступивший туда из бывш. музея Щукина. Акварельный набросок сделан на листе из альбома, разм. 22 × 16 см. Бумага с золотым обрезом и с водяным знаком „Ватман 1829 г.“. Это не официальный, а скорее домашний портрет: Дантес изображен в форменном сюртуке, в скромной прическе. Волосы, брови и усы шатеновые с рыжеватым оттенком, губы и щеки — подчеркнуто алые, глаза — василькового цвета. Автором этого довольно дилетантски исполненного рисунка является, по всей вероятности, один из полковых товарищей Дантеса. В левом верхнем углу изображения надпись карандашом: „Барон Экер Дантез“.

Портрет не мог быть написан раньше конца января — начала февраля 1834 г., когда Дантес, принятый в гвардию, получил право носить русскую форму. Если же, как это очень вероятно, карандашная надпись сделана одновременно с самим портретом, то последний должен был быть написан после того как 4 мая 1836 г. Дантес получил разрешение принять фамилию усыновившего его бар. Геккерена.

А. Л. Вейнберг.      

Сноски

Сноски к стр. 482

1 Иосиф Зонтаг (Sontag) род. в 1785 г. в Дрездене, ум. в 1834 г. в Кракове. Приблизительно с 1806 г. жил в Варшаве, откуда ок. 1825 г. переехал в Краков. Размер портрета 23 × 19 см.

2 На портрете раб. Рейхеля 1817 г. Вяземский также изображен без очков, но на карикатуре раб. Батюшкова 1816 г. он уже в очках.