17

КОЛЛЕКТИВНАЯ ЗАПИСКА К К. П. БРЮЛЛОВУ

Подпоручикъ Никитинъ свидѣтельствуетъ свое почтеніе Карлу Павловичу

Мальцовъ


Соболевскій,


и Пушкинъ

Ротано, живетъ на Невскомъ

проспектѣ, въ домѣ Таля, противъ

Малой Морской на квар. Мальцова, con carcioffi1

свидѣтельствуютъ Брюлову свое почтеніе

Доливо-Добровольскій —


Эта до сих пор не бывшая в печати записка сохранилась в собрании Пушкинского Лицейского музея, куда передана была П. В. Жуковским из бумаг В. А. Жуковского; ныне хранится в Пушкинском Доме Академии Наук СССР (фонд 244, оп. l, № 150). Писана она вся карандашом на листке пожелтевшей от времени бумаги. На нем, кроме приведенных записей, имеются наброски каких-то денежных подсчетов и рисунки неопределенного содержания, сделанные неизвестным почерком. Первая запись писана рукою Никитина; фамилии Мальцова, Соболевского и Пушкина с припискою, обращенною к Брюллову — автограф Пушкина; подпись Доливо-Добровольского приписана им к Пушкинской записи несколько позднее со скобкой, долженствующей объяснить, что он присоединяется к предыдущей записи. Сбоку — запись адреса рукою С. А. Соболевского. На обороте листка нарисован портрет К. П. Брюллова, карандашом, несомненно исполненный самим художником по получении этой коллективной записки; здесь же находится карандашный набросок мужского лица, может быть руки Брюллова, зачеркнутый профиль и две зачеркнутые фамилии, из которых первую можно прочесть, как „Karl Brüllow! —“ (см. снимки).

Время написания записки определяется довольно точно: конец мая—июль 1836 г. Пушкин познакомился с К. П. Брюлловым сразу же по приезде в Москву 3—4 мая 1836 г., о чем писал в письме к жене 4 мая. Перед этим, в конце января 1836 г., П. В. Нащокин очень подробно писал Пушкину о Брюллове, только-что возвратившемся тогда из Италии и жившем в Москве; в этом же письме Нащокин сообщал: „<Он> очень желает с тобой познакомиться и просил у меня к тебе рекомендательного письма“. Независимо от этого и сам Пушкин, высоко ставивший Брюллова как художника,2 проявлял это же желание. Оно осуществилось в начале мая, и между Пушкиным и Брюлловым установились дружеские отношения. В Москве они часто встречались в доме у Нащокиных, о чем

18

рассказывает Н. Ежов со слов В. А. Нащокиной.1 В письме к жене 14—16 мая Пушкин писал: „Зазываю Брюллова к себе в П. Б. Но он болен и хандрит“, а 18 мая ей же сообщал: „Брюллов сейчас от меня едет в П. Б. скрепя сердце; боится климата и неволи. Я стараюсь его утешить и ободрить“. Пушкин вернулся в Петербург 23 мая на дачу на Каменном острове (дача Ф. О. Доливо-Добровольского, на набережной Большой Невки, недалеко от Каменноостровского театра).2 В день приезда у Пушкина родилась дочь Наталья, которую крестили здесь же на даче 30 июня.3 Здесь же жил неподалеку и кн. П. А. Вяземский. Брюллов приехал в Петербург в конце мая или начале июня и часто бывал у Пушкина. „Вскоре после того как я приехал в Петербург <1836 г.>, — рассказывает Брюллов,4 — вечером, ко мне пришел Пушкин и звал к себе ужинать. Я был не в духе, не хотел идти и долго отнекивался; но он меня переупрямил и утащил с собой. Дети Пушкина уже спали: он их будил и выносил ко мне по одиночке на руках.“ Кн. П. А. Вяземский в письме к жене 20 июня рассказывает: „На днях был у меня вечер для Жуковского прощальный, он поехал на шесть недель в Дерпт, а для Loeve Weimar встречальный. Все было взято напрокат и вышло прекрасно. Une soirée des célébrités Брюлов, Лев Веймар, Пушкин, Крылов, Жуковский, я, <Ю. Н.> Бартенев и еще кое-кто. Не попал только Horace Vernet, который приехал на следующий день“.5 Очевидно в один из таких вечеров, но в другом составе участников, в течение июня—июля 1836 г. и была набросана публикуемая записка, получив которую Брюллов не замедлил явиться к Пушкину на дачу, где и нарисовал свой автопортрет.6 Листок с письмом и автопортретом мог взять к себе В. А. Жуковский „на память“ и сохранить у себя в бумагах.

О лицах, писавших К. П. Брюллову вместе с Пушкиным и бывших у него на даче, нужно сказать следующее.

Подпоручик Никитин — вероятно, впоследствии поручик учебного Карабинерного полка, получивший в 1854 г. от Академии Художеств звание неклассного художника за портрет генерал-адьютанта Граббе и его двух дочерей,7 повидимому знакомый Брюллова.

Мальцов, Иван Сергеевич (р. 1807, ум. 1880), приятель С. А. Соболевского, богач, служивший в коллегии иностранных дел, по словам его родственника кн. А. В. Мещерского „замечательно приятный собеседник, анекдотист и остряк, считался в министерстве иностранных дел весьма искусным дипломатом и лучшим советником известного тогда министра Нессельроде“,8 впоследствии дослужившийся до чина, действительного тайного советника. В это время вместе с С. А. Соболевским организовывал бумагопрядильную фабрику на Выборгской стороне, известную под названием „Самсоньевских мануфактур“.9 2 февраля

19

1837 г. он письмом известил Соболевского о смерти Пушкина,1 в котором назвал поэта „нашим милым и любезным“.

Сергей Александрович Соболевский в это время находился еще в Петербурге; он уехал за границу в августе 1836 г.,2 поэтому и коллективная записка датируется нами июнем—июлем 1836 г.; позже июля она не могла быть уже писана. Известен шаржированный портрет Соболевского вместе с Кипренским работы Брюллова, воспроизведенный в книге А. К. Виноградова „Мериме в письмах к Соболевскому“ (М., 1928, стр. 17 и 18), относящийся к 1829 г.3 Таким образом, знакомство Соболевского с Брюлловым было давнее.

Доливо-Добровольский, Флор Иосифович (Осипович), родился 20 мая 1776, умер 6 ноября 1852 г., владелец дачи на Каменном острове, впоследствии член Совета главного управления почт, тайный советник. В войну 1812—1814 гг. был полевым инспектором почт всех армий и полковником 2-го Егерского полка. В 1836 г. состоял членом Совета при Главноначальствующем над Почтовым департаментом в чине действительного статского советника. С Пушкиным познакомился, вероятно, лишь в 1836 г., когда поэт снимал у него дачу. О времени, проведенном здесь Пушкиным, интересные подробности см. в следующих источниках: „Русский Архив“, 1885, № 3, стр. 451 и др.; „Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты“, Л., 1935, стр. 616—617 и в „Литературном Наследстве“, № 16—18, стр. 767—769 и 770.

Временем знакомства Пушкина с Брюлловым можно датировать и рукопись стихотворения „Альфонс садится на коня“, которую Пушкин подарил Брюллову несомненно в это же время.4 Автограф этот писан на тонкой голубой бумаге, которую Пушкин начал употреблять с сентября 1835 г. М. А. Цявловский в издании ГИХЛ отнес его к 1835 г.; нам представляется, что теперь нужно датировать стихотворение 1836 г., когда в июне—июле Пушкин, вероятно по просьбе Брюллова, и подарил ему этот только-что написанный автограф. В конце января 1837 г. Пушкин в свою очередь просил Брюллова подарить ему на память один из его рисунков.5

Запись адреса некоего Ротано не поддается определению.

Л. Модзалевский.

Сноски

Сноски к стр. 17

1 Т. е. буквально: с артишоками; смысл этого выражения непонятен.

2 См. рассказ А. С. Андреева о „Встрече с А. С. Пушкиным“ в 1827 г. в статье Н. С. Ашукина „Пушкин перед картиной Брюллова“ в „Звеньях“, № 2, стр. 235—241.

Сноски к стр. 18

1 „Новое Время“, 1899, № 8343 „У современницы Пушкина“, заметка 2-я.

2 А. Г. Яцевич, „Пушкинский Петербург“. Л., 1935, стр. 109.

3 Н. Невзоров. „К биографии А. С. Пушкина“, СПб., 1899, стр. 18 и „Литературное Наследство“, № 16—18, стр. 809.

4 По записи худ. М. И. Железнова в „Живописном Обозрении“, 1898, № 31, стр. 625, и в статье Н. К. Козмина „Брюллов в гостях у Пушкина летом 1836 г.“ в „Сборнике Отделения рус. яз. и слов. Академии Наук СССР“, т. CI, № 3, Л., 1928, стр. 108.

5 „Литературное Наследство“, № 16—18, стр. 808.

6 О Пушкине и Брюллове см. подробнее у Н. О. Лернера „Лже-Брюлловский портрет Пушкина“ в „Русской Старине“, 1911, № 12, стр. 657—667; его же статью „Пушкин у Брюллова“ в соч. Пушкина, под ред. С. А. Венгерова, т. VI, стр. 520—522; его же заметку „К истории «Мирской власти»“ в „Звеньях,“ № 5, стр. 186—187 и у И. А. Кубасова, „Вновь найденный черновой набросок стихотворения Пушкина «Альфонс»“ в „Русской Старине“, 1899, № 2, стр. 309—312.

7 См. С. Н. Кондаков, „Список русских художников“ в изд. „Имп. Санктпетербургская Академия Художеств 1764—1914“, т. II, стр. 139. Ср. в письме П. Граббе к А. П. Ермолову 9 апреля 1856 г. в „Русской Старине“, 1896, № 10, стр. 116—117.

8 „Русский Архив“, 1900, кн. II, стр. 256 и след., где подробная его характеристика.

9 Там же, стр. 256—257, и А. К. Виноградов, „Мериме в письмах к С. А. Соболевскому“, М., 1928, стр. 53, 55.

Сноски к стр. 19

1 Там же, стр. 71 и 72, и „Литературное Наследство“, № 16—18, стр. 754.

2 Там же, стр. 55, и „Русский Архив“, 1865, стлб. 1229, в примечании.

3 Ср. „Литературное Наследство“, № 16—18, стр. 808.

4 См. в статье И. А. Кубасова в „Русской Старине“, 1899, № 2, стр. 312.

5 См. в статье Н. О. Лернера „Пушкин у Брюллова“ в соч. Пушкина под ред. С. А. Венгерова, т. VI, стр. 520—522.