Беляев М. Д., Рейнбот П. Е. Бюсты Пушкина работы Витали и Гальберга // Пушкин и его современники: Материалы и исследования / Комис. для изд. соч. Пушкина при Отд-нии гуманит. наук АН СССР. — Л.: Изд-во АН СССР, 1928. — Вып. 37. — С. 200—204.

http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/s37/s372200-.htm

- 200 -

БЮСТЫ ПУШКИНА РАБОТЫ ВИТАЛИ и ГАЛЬБЕРГА.

В 1924 году в Музей Пушкинского Дома Академии Наук поступил из Подотдела Художественных Ценностей Губоно через Ленинградское Отделение Государственного Музейного Фонда мраморный бюст Пушкина, размером 56 × 36 см. Пушкин изваян погрудно, ¾ вправо, шея и грудь обнаженные, волнистые волосы круто завиваются на концах, лицо обрамляют недлинные курчавые баки, сходящиеся на шее и образующие там как бы небольшую бородку. Нижняя часть лица поэта — подбородок — видимо не вполне закончена. Отличительной особенностью бюста является обвивающий голову Пушкина лавровый венок, сделанный из одной ветки, связанной на затылке длинной лентой, концы которой спускаются на плечи. В остальном бюст почти тожествен с бюстом Пушкина, — того типа, который обычно приписывается Самуилу Гальбергу, — лишь несколько стилизованы завитки волос, да еще в лице сделаны некоторые незначительные изменения, придающие всему облику Пушкина вид торжественный и вдохновенный. Вообще видно, что скульптор стремился не столько схватить портретное сходство с Пушкиным, сколько дать образ вдохновенного поэта, — создать «Дельфийский идол».

Бюст не носит на себе ни имени автора, ни даты создания самого бюста. Никаких сведений о том, кто автор бюста, а равно и о том, где бюст находился ранее, чем попал в Подотдел Художественных Ценностей, не имеется. Не удалось найти их до сего дня и в литературе. А между тем разгадка эта существенно необходима, так как в небогатой сравнительно иконографии Пушкина бюст этот — как по совершенству своего выполнения, так и по времени своего создания (современного или почти современного Пушкину) является крайне важным.

- [200bis] -

Бюст Пушкина, работы И. П. Витали

Бюст Пушкина, мрамор, работы И. П. Витали.
(Музей Пушкинского Дома).

- 201 -

Наибольший интерес имеет, конечно, определение того, кто является автором бюста. Рассмотрению, если не разрешению этого вопроса и посвящена настоящая заметка.

Как мы уже упомянули выше, бюст типа нашего бюста, но менее стилизованный и лишенный лаврового венка, обычно приписывается Самуилу Ивановичу Гальбергу,1 хотя он не носит его подписи и по общему своему виду довольно резко отличается от остальных бюстов того же скульптора.

Обычно было принято думать, что бюсты этого типа являются более или менее старыми слепками с бюста работы Гальберга, сделанного им в 1836—37 гг. (см. «Отчет имп. Академии Художеств» за эти годы). Слепки эти были выпущены скульптором в продажу в 1837 году по особой подписке. Сведения об этом можно найти на странице 162-й №№ 9—10 и на страницах 191—192-й №№ 11—12 издававшейся Н. В. Кукольником «Художественной Газеты» 1837 года. Согласно упомянутым сведениям, подписка была устроена по инициативе «Художественной Газеты» в целях ограждения как публики, так и самого Гальберга от появления безграмотных подделок. Цена бюста по подписке была 50 рублей ассигнациями.

Самый бюст упомянутая «Газета» называет: «превосходнейшим изображением великого поэта», говоря, что «сходство, простота в движении, превосходная отделка, — постоянные достоинства нашего скульптора, — и здесь сохранили свои обычные места».

Надо заметить, что как современники Гальберга, так и люди последующих поколений, говоря о бюсте Гальберга, как то никогда не давали его точного описания, ограничиваясь лишь описанием того впечатления, которое этот бюст производит. Видимо, ни у кого из них не было сомнений относительно того, что именно описанный выше бюст принадлежит Гальбергу.

Другой, прямоличный бюст Пушкина, изображающий поэта погрудно, обнаженным, с недлинными курчавыми волосами и небольшими баками, сходящимися под подбородком, обычно было принято считать бюстом работы И. П. Витали, сделанным им в 1842—1843 году (см. С. Либрович, «Пушкин в портретах», стр. 156). По типу лица бюст этот ближе всего подходит к посмертной маске

- 202 -

Пушкина работы Палацци, так что можно думать, что скульптор пользовался ею, как моделью.

Не позволяя себе касаться художественного анализа обоих бюстов, что̀ является задачей специалистов, мы всё же позволяем себе здесь отметить, что даже для неискушенного глаза вполне ясна близость последнего из упомянутых бюстов (прямоличного) именно с работами С. И. Гальберга. Но еще больше убеждает нас в авторстве Гальберга то, что в Музее Пушкинского Дома имеется несомненно старый экземпляр этого бюста Пушкина с вдавленной в тесте, на левой стороне бюста, внизу, подписью: «Самуилъ Гальбергъ». Внимательное сличение этой подписи с подобной же подписью скульптора на находящемся в Художественном Отделе Русского Музея гипсовом бюсте П. Е. Добротова, являющемся бесспорной работой Гальберга, убеждает нас в том, что подпись эта является действительно подписью Гальберга,1 обычной для его произведений, отлитых из гипса.

Этот экземпляр бюста, хранящийся в Музее Пушкинского Дома, поступил туда из Пушкинского Музея Александровского Лицея, куда в 1910 году был привезен И. А. Бибиковым из Псковской губернии. К сожалению, не сохранилось сведений, в чьем именно имении был найден И. А. Бибиковым этот бюст.

Таким образом, есть вполне достаточные основания считать, что С. И. Гальберг является автором прямоличного бюста Пушкина.

Что же касается первого из упомянутых бюстов нашего типа (мраморного в лавровом венке и подобного ему гипсового без венка), то за принадлежность их И. П. Витали говорят следующие доводы.

В письме к кн. П. А. Вяземскому от 29 апреля 1837 года М. П. Погодин, говоря о литературном наследии Пушкина, добавлял: «Какой бюст у нас вылеплен! Как живой. Под надзором Нащокина делал Витали». Таким образом устанавливается, что в 1837 году, т. е. одновременно или почти одновременно с Гальбергом, Витали в Москве работал над бюстом Пушкина и притом под надзором П. В. Нащокина.

Пойдем дальше. На картине масляными красками работы Н. И. Подклюшникова, изображающей внутренность гостиной в доме

- [202bis] -

Бюст Пушкина, работы С. И. Гальберга

Бюст Пушкина, гипс, работы С. И. Гальберга, с подписью скульптора.
(Музей Пушкинского Дома).

- 203 -

П. В. Нащокина в Москве в 40-х годах XIX столетия,1 на полке, стоящей у левой от зрителя стены, виден бюст Пушкина в лавровом венке, явно идентичный нашему. Это, добавим, единственное известное нам старое изображение нашего бюста. Таким образом, у нас есть основание полагать, что бюст Пушкина, по изготовлении его Витали, был приобретен Нащокиным, у которого и составлял одно из главных украшений его парадных комнат. Отсюда понятна особая торжественность бюста, предназначенного как бы для поклонения бессмертному поэту.

Наконец, имеются данные к установлению того, что у Нащокина находился именно наш мраморный экземпляр бюста. Данные эти таковы: М. О. Гершензон в своей статье «Друг Пушкина Нащокин» (см. «Образы прошлого», М. 1912, стр. 51—70) приводит очерк о Нащокине некоего В. Т-на, напечатанный в «Искре» за 1866 год; там мы, между прочим, читаем рассказ самого Нащокина о том, как он, будучи принужден в тяжелую минуту отдать повару на обед двадцатипятирублевую ассигнацию, переданную ему вдовою поэта на память из бумажника убитого Пушкина, прежде чем сделать это, «поплакал перед мраморным бюстом Александра Сергеевича, поцеловал его и отдал ассигнацию на закупки к обеду» (стр. 54).

Приведенные свидетельства современников убеждают нас в том, что хранящийся ныне в Музее Пушкинского Дома мраморный бюст Пушкина в лавровом венке изваян в 1837 году И. П. Витали для П. В. Нащокина.

Весьма вероятно, что в начале 1840-х годов2 Витали вновь вылепил бюст Пушкина, однотипный изваянному им ранее мраморному бюсту, но без добавления венка и без стилизации разреза глаз, волос на голове, бак и т. д.3

Так, думается нам, на основании документальных данных

- 204 -

устанавливается авторство Витали и Гальберга в двух наиболее известных бюстах Пушкина.1 Остается ждать художественного анализа обоих бюстов, который бы подтвердил или опроверг наши соображения.

М. Беляев.

П. Рейнбот.

Сноски

Сноски к стр. 201

1 Так он значится и до сего времени в каталоге Художественного Отдела Русского Музея. В описании Пушкинского Музея Александровского Лицея (1899 г.) под № 26 этот бюст обозначен так: «Едва-ли не Гальберга».

Сноски к стр. 202

1 Мраморные и бронзовые бюсты Гальберга обычно подписаны печатным шрифтом.

Сноски к стр. 203

1 Ныне хранится в Московском Историческом Музее (копия — в Музее 40-х годов). Воспроизведена на таблице 86-й Альбома Пушкинской Выставки в Москве 1899 года.

2 См. С. Либрович «Пушкин в портретах», С.-Пб. 1890, стр. 156.

3 Не исключена возможность и того, что гипсовые бюсты Витали появились в Москве одновременно с мраморным или даже ранее его. По крайней мере Е. И. Капустина рассказывает о том, что уже летом 1837 года дядя ее привез из Москвы в Сокольники «большой бюст Пушкина», — «Пушкин и его современники», вып. VIII, стр. 87—88. Однако это мог быть и бюст Гальберга.

Сноски к стр. 204

1 Этот бюст Витали имеется в Пушкинском Доме в гипсе, бисквите б. имп. Фарфорового Завода и в бронзе (дар С. А. Галяшкина). Бюст Гальберга имеется в гипсе и в бронзе (из б. Пушкинского Музея Александровского Лицея). Обе бронзовые отливки новые.