- 61 -
Курилъ ли Пушкинъ?
(ОТВѢТЪ НА ВОПРОСЪ).
Разсматривая анненковскіе „Матеріалы для біографіи Пушкина“, А. В. Дружининъ1) видѣлъ въ нихъ преимущественно „литературную біографію“ и писалъ: „будущій біографъ великаго поэта нашего долженъ по возможности обладать качествомъ, для обозначенія котораго существуетъ одно слово, пріобрѣвшее право гражданства на всѣхъ почти языкахъ, — именно босвеллизмъ. Слово это довольно ново у насъ, и мы должны вкратцѣ объяснить
- 62 -
его значеніе. Оно происходитъ отъ имени собственнаго, отъ имени Джемза Босвелля, автора Джонсоновой біографіи и безспорно перваго изъ всѣхъ біографовъ когда-либо существовавшихъ. Манера Босвелля въ свое время казалась странною и пораждала милліонъ насмѣшекъ, но прошло почти столѣтіе — и босвеллизмъ вторгнулся всюду, въ исторію, въ поэзію, въ разсказы путешественниковъ, не говоря уже объ искусствѣ писать біографіи. Босвеллизмъ есть стремленіе къ мельчайшимъ, характернымъ подробностямъ, которыя такъ скучны при вяломъ изложеніи и такъ драгоцѣнны въ трудѣ, совершенномъ съ любовью. Разсказы чрезвычайной подробности, подобные картинамъ знаменитыхъ Фламандцевъ школы Міериса и Мецу, — существовали въ литературѣ и ранѣе Босвелля, но только этому вдохновенному чудаку (говоря словами Карлейля) далась вся художественность манеры, нынѣ вошедшей въ такую справедливую извѣстность. До Босвелля лучшій біографъ совѣстился говорить съ читателемъ о привычкахъ своего героя, о цвѣтѣ его волосъ, о его квартирѣ, о его одеждѣ, о его причудахъ и особенностяхъ; оттого до временъ Босвелля почти не имѣлось удовлетворительныхъ біографій, а послѣ него ихъ можно считать десятками. Вѣря тому, что иногда мелкая, ничтожная черта характера отлично знакомитъ насъ съ замѣчательнымъ человѣкомъ, что по временамъ пустой народный обычай вводитъ насъ въ міръ понятій чужого народа, — лучшіе мыслители нашего времени силятся вводить босвеллизмъ въ свои созданія. Маколей и Тьерри полны босвеллизмомъ, Мишле и Карлейль увлекаются босвеллизмомъ, Форстеръ, Ирвингъ, Скоттъ, нѣмецкіе біографы Гёте, самъ Гёте во многихъ своихъ созданіяхъ идутъ по слѣдамъ простодушнаго Шотландца, впервые познакомившаго Европу съ физіогноміей, квартирой и потертымъ кафтаномъ честнаго Самуила Джонсона. На
- 63 -
сто новѣйшихъ біографій, удовлетворительныхъ и слабыхъ, едва ли отыщется одна, чуждая босвеллизму: онъ входитъ всюду и владычествуетъ всюду — даже въ газетахъ, даже въ рѣчахъ французскихъ академиковъ. Въ нашей литературѣ, однако, весьма мало біографій, въ которыя входила бы должная или по-крайней мѣрѣ незначительная часть босвеллизма, оттого эти біографіи или сухи, или дороги однимъ спеціалистамъ“.
Чтобы ясно представлять себѣ человѣка, нужно знать его всего, не только въ высокихъ проявленіяхъ души, но и въ мелочахъ его повседневнаго быта, а что касается до великаго человѣка, то всякая подробность его жизни интересна, а подчасъ можетъ быть даже не просто интересна, а существенна и важна. Чѣмъ ближе мы его узнаемъ, чѣмъ пристальнѣе будемъ видѣть, тѣмъ лучше.
Пишущему эти строки недавно былъ заданъ полушутливый вопросъ: „курилъ ли Пушкинъ?“ Для разъясненія этой „босвеллической“ черты предлагаемъ слѣдующія данныя.
Еще мальчикомъ, въ Лицеѣ, мечтая о военной службѣ, онъ видѣлъ себя въ пылу боя „съ черкесской буркой на плечахъ“ и
Съ цыгаррой дымною въ зубахъ...1).
Съ дымящейся сигарой ему въ Лицеѣ приходилось имѣть дѣло въ мечтахъ навѣрное чаще, чѣмъ въ дѣйствительности2), но послѣ Лицея, попавъ въ кругъ „балованныхъ дѣтей свободы“, онъ, конечно, раздѣлилъ съ ними общую страсть къ табаку и блаженно утопалъ „въ густомъ дыму лѣнивыхъ трубокъ“3).
- 64 -
„Настоящимъ“, привычнымъ, записнымъ курильщикомъ мы застаемъ Пушкина въ Кишиневѣ. „Онъ очень часто“ — пишетъ Е. Н. Орлова брату Александру Раевскому (12 ноября 1821 г.) — „приходитъ къ намъ курить свою трубку“...1).
Въ Одессѣ трубка для него была предметомъ ежедневнаго удовольствія послѣ утренняго купанья, о чемъ онъ разсказываетъ2):
Бывало, пушка заревая
Лишь только грянетъ съ корабля,
Съ крутаго берега сбѣгая,
Ужъ къ морю отправляюсь я.
Потомъ за трубкой раскаленной,
Волной соленой оживленной,
Какъ Мусульманъ въ своемъ раю,
Съ Восточной гущей кофе пью...Одесситъ Н. Г. Тройницкій видѣлъ его однажды на балконѣ дома Рено, гдѣ онъ жилъ тогда, съ чубукомъ3).
Куритъ онъ и въ Михайловскомъ. Давая брату разныя порученія, онъ не забываетъ про „табакъ, гл. труб. черешн.“4) (т. е. глиняную трубку съ черешневымъ чубукомъ). Когда его навѣстилъ тамъ Пущинъ, друзья послѣ кофе „усѣлись съ трубками“5).
А. О. Смирнова6) вспоминала, какъ, участвуя однажды, въ гостяхъ у Карамзиныхъ, въ импровизированныхъ живыхъ картинахъ, Пушкинъ, „сидя на землѣ и
- 65 -
куря трубку, изображалъ хана Гирея“; впрочемъ, здѣсь онъ курилъ не какъ Пушкинъ, а какъ Гирей („янтарь въ устахъ его дымился“).
Бывая въ концѣ двадцатыхъ годовъ у Нащокина, онъ, — передавалъ Анненкову самъ Нащокинъ, — „цѣлые дни проводилъ въ кругу домашнихъ своего друга, на диванѣ, съ трубкой во рту“1). Пушкинъ очень любилъ эти часы въ домѣ друга: „много“ — писалъ онъ ему однажды2) — „скопилось для меня въ этотъ3) годъ такого, о чемъ не худо бы потолковать у тебя на диванѣ, съ трубкой въ зубахъ“...
Всѣ эти данныя, относящіяся къ различнымъ періодамъ жизни Пушкина, показываютъ, что поэтъ не только любилъ курить, но, по всей вѣроятности, курилъ постоянно.
СноскиСноски к стр. 61
1) „Библіот. для Чтенія“ 1855 г., т. CXXXI, № 5, отд. VI, „Литературная лѣтопись“, стр. 1—14.
Сноски к стр. 63
1) „Посланіе къ Юдину“, 1815 г.
2) По словамъ графа М. А. Корфа, среди лицеистовъ были курящіе; при инспекторѣ Фроловѣ любители табака курили въ своихъ каморкахъ (К. Я. Гротъ, „Пушкинскій Лицей“, С.-Пб., 1911, стр. 111).
3) „Всеволожскому“, 1819 г.
Сноски к стр. 64
1) М. Гершензонъ, „Семья декабристовъ“ — „Былое“ 1906 г., октябрь, 308; „Исторія Молодой Россіи“, М., 1908, стр. 27.
2) „Путешествіе Онѣгина“.
3) Л. Мацѣевичъ, „Одесскія преданія о Гоголѣ“ — „Одесс. Листокъ“ 29 іюля 1909 г., № 172.
4) „Библіографическія Записки“ 1858 г., № 1, ст. 1, примѣч.
5) Сборн. Л. Н. Майкова „Пушкинъ“, стр. 79.
6) Записки, I, 32.
Сноски к стр. 65
1) „Матеріалы для біографіи Пушкина“, изд. 2-е, стр. 210.
2) Ibid., 384, примѣч.
3) 1834-й.