111

Планъ изслѣдованія о стихосложеніи Пушкина и словаря Пушкинскихъ риѳмъ.

I.

Такъ какъ словарь Пушкинскихъ риѳмъ объемомъ своимъ, вѣроятно, значительно превыситъ изслѣдованіе о стихосложеніи, послѣднему можно придать видъ введенія, хотя, конечно, было-бы желательно, чтобы эта часть не ограничилась общими и только внѣшними метрическими данными, а содержала въ себѣ и такія указанія, которыя дали-бы читателю возможность вникнуть въ самый строй Пушкинскаго стихосложенія и понять причины той легкости, красоты, силы и того разнообразія, которыми плѣняетъ насъ Пушкинскій стихъ независимо отъ размѣра, но въ органической связи съ содержаніемъ, настроеніемъ и тономъ. Въ этомъ отношеніи важно обратить вниманіе на распорядокъ ритмическихъ удареній сильныхъ и слабыхъ, т. е. совпадающихъ съ грамматическимъ (прозаическимъ) удареніемъ или падающихъ на неударяемыя грамматически слоги только на основаніи общаго ритмическаго теченія стиха, и такимъ образомъ различить съ одной стороны напр. такіе стихи, какъ

Стоя́лъ онъ, ду́мъ вели́кихъ по́лнъ,

гдѣ каждому ритмическому ударенію соотвѣтствуетъ грамматическое (разговорное), и такіе, какъ

Порфѝроро́дная̀ вдова́,

112

гдѣ на ударенія грамматическія приходятся лишь главныя ритмическія (тактовыя), а съ другой — такіе, какъ оба выше приведенные, и такіе, каковъ слѣдующій:

И кла́нялся̀ непрѝнужде́нно,

гдѣ первое грамматическое удареніе, а слѣдовательно — и первое главное ритмическое, падаетъ не на 4-ый слогъ, какъ въ предъидущихъ, а на второй. Также напр. въ стихахъ

Одна́жды, стра́нствуя̀ средѝ пусты́ни ди́кой,
Внеза́пно бы̀лъ объя́тъ я ско́рбію вели́кой,

изъ которыхъ въ первомъ слогъ передъ цезурой имѣетъ исключительно ритмическое (слабое) удареніе, а во второмъ — ритмическое и одновременно грамматическое (сильное), согласно съ чѣмъ видоизмѣняется и общій порядокъ главныхъ и второстепенныхъ удареній въ полустишіи, и т. д. Эти явленія уже привлекали къ себѣ вниманіе Тредіаковскаго и позже — Кубарева. Какъ въ связи съ вопросомъ о ритмическихъ удареніяхъ, такъ и по другимъ причинамъ слѣдуетъ обстоятельно разсмотрѣть цезуры, что̀ особенно важно для пятистопнаго ямба, о строѣ котораго Пушкинъ со второй половины 20-ыхъ годовъ думалъ не такъ, какъ раньше, но и для четырехстопнаго, движеніе котораго разнообразится между прочимъ и остановками или, выражаясь по-музыкальному, перерывомъ legato, напр.

Чертогъ сіялъ. || Гремѣли хоромъ
Пѣвцы || при звукѣ флейтъ и лиръ.

Въ связи съ распредѣленіемъ сильныхъ и слабыхъ ритмическихъ удареній стоитъ вопросъ о большей или меньшей длинѣ словъ, входящихъ въ составъ стиховъ, что̀ особенно важно въ стихахъ, содержащихъ въ себѣ не менѣе четырехъ стопъ (а таковыхъ — огромное большинство), и въ размѣрахъ, состоящихъ изъ трехсложныхъ стопъ. Въ отдѣлѣ о звуковой силѣ, и выразительности стиховъ желательны замѣчанія о звукоподражаніи и вообще о такъ называемой звуковой живописи (Tonmalerei),

113

выражающейся въ умѣстномъ повтореніи тѣхъ-же гласныхъ или согласныхъ, напр.

Хо́дитъ въ о́блачномъ сіяньѣ
Полумѣ́сяцъ молодо́й,

въ такъ называемыхъ ассонансѣ и аллитераціи, иногда и помимо качества самыхъ звуковъ — въ синтактическомъ построеніи, какъ

Шведъ, | Русскій || колетъ, | рубитъ, | рѣжетъ.

Само собою разумѣется, что этому изслѣдованію внутренняго строя стиховъ должно предшествовать полное перечисленіе употребленныхъ Пушкинымъ размѣровъ и строфъ съ отмѣткой окончаній мужескихъ и женскихъ, т. е. напр. при стихотвореніи "Поэтъ, не дорожи любовію народной" желательно приблизительно такое метрическое опредѣленіе: "Сонетъ французскаго образца, т. е. состоящій изъ александрійскихъ стиховъ; риѳмы: аББа, аББа; ВВг; ДДг" (гдѣ строчными буквами означены женскія риѳмы, а прописными — мужескія), или при балладѣ "Олегъ": "Амфибрахическая строфа, въ которой первый и третій стихи состоятъ изъ четырехъ стопъ, второй и четвертый — изъ трехъ; риѳмы: "А б А б" и т. п.

Такъ опредѣляется длина стиховъ, т. е. ихъ стопное содержаніе, по господствующей терминологіи, отправляющейся отъ числа удареній, слышимыхъ при чтеніи; но возможна, конечно, и другая, греческая, основанная на числѣ удареній музыкальныхъ, по которой напр. стихъ

Отмстить неразумнымъ Хозарамъ

оказывается равнымъ стиху

Какъ нынѣ сбирается вѣщій Олегъ

вслѣдствіе того, что при пѣніи предпослѣдній слогъ (-за-) растягивается до продолжительности цѣлой стопы, а послѣдній (-рамъ) получаетъ поэтому стопное (или тактовое) удареніе.

114

Выборъ той или другой терминологіи зависитъ отъ точки зрѣнія исполнителя предполагаемой задачи.

Весьма желательно было-бы внесеніе историческаго элемента въ изслѣдованіе о размѣрахъ Пушкина, т. е. указанія на то, которые изъ нихъ введены имъ впервые, и которые заимствованы у предшественниковъ, при чемъ должна быть указана какъ степень его зависимости отъ нихъ, такъ и отличія въ обращеніи съ отдѣльными размѣрами, напр. допускалъ-ли Пушкинъ въ своихъ ямбахъ и трохеяхъ стихи такого строя, какъ Державинскіе

Отсвѣ́чива̀яся̀ въ сердца́хъ

и

Съ бѣ́лымѝ Боре́й власа́ми.

II.

Словарь Пушкинскихъ риѳмъ долженъ быть расположенъ въ азбучномъ порядкѣ, но, конечно, не риѳмующихся словъ, а только риѳмъ, т. е. риѳмующихся окончаній словъ. Для достиженія этой цѣли мужескія риѳмы должны составить одинъ отдѣлъ, а женскія — другой. Кое-гдѣ придется различить риѳмы точныя и неточныя; но въ этомъ случаѣ необходима большая осторожность во вниманіе къ тому обстоятельству, что произношеніе Пушкина въ точности намъ неизвѣстно и при томъ въ разныя эпохи его жизни могло быть не совсѣмъ одинаково, а въ стихахъ, особенно въ раннюю пору его творчества, несомнѣнно носило на себѣ слѣды тогдашняго литературнаго преданія, которымъ обусловливаются напр. сохраненіе звука е тамъ, гдѣ въ обычной рѣчи слышится ё, и южнорусскій выговоръ г въ концѣ словъ, гдѣ Пушкинъ внѣ поэтической формы произносилъ к, вслѣдствіе чего -гъ риѳмуется у него то съ -хъ, то съ -къ. Но каково-бы ни было качество отдѣльныхъ риѳмъ, онѣ должны, какъ сказано выше, быть расположены въ азбучномъ порядкѣ. Но, такъ какь составить точный планъ словаря Пушкинскихъ

115

риѳмъ можно только при наличности подлежащаго обслѣдованію матеріала, а его еще предстоитъ собрать, ниже предлагается лишь примѣрное распредѣленіе риѳмующихся окончаній словъ (конечно, не однихъ грамматическихъ наставокъ), разсчитанное скорѣе на словарь русскихъ риѳмъ вообще, чѣмъ на риѳмы какого-либо русскаго поэта въ частности. Потому этотъ приблизительный планъ можетъ пригодиться и помимо Пушкина. Словарей риѳмъ у насъ мало, но и тѣ, которые есть, расположены не систематически и далеко не полны. Правда, полнота въ такихъ словаряхъ едва-ли когда достижима, особенно на долгое время, но систематичность для нихъ тѣмъ болѣе обязательна, что безъ нея трудно и найти то, что̀ нужно. Впрочемъ, очень многіе сомнѣваются и въ томъ, нужны-ли самые словари риѳмъ, такъ какъ думаютъ, что вдохновеніе даетъ истинному поэту не только содержаніе, но и форму. Это справедливо лишь отчасти, потому что самый даровитый поэтъ иногда готовъ былъ-бы дорого заплатить за риѳму къ тому слову, которое оказалось у него въ концѣ стиха именно вслѣдствіе удачнаго оборота его творческой мысли, но по отсутствію этой риѳмы въ данное мгновеніе долженъ напрягать свою память или передѣлывать только-что написанное въ прямой ущербъ своему вдохновенію и красотѣ своего созданія. Это случается особенно часто при употребленіи формъ искусственныхъ, какъ сонетъ, глосса, тріолетъ или газель. О желательности такого словаря для переводчика стихотворныхъ произведеній нечего и говорить, а впослѣдствіи онъ сослужитъ важную службу научную, какъ живое свидѣтельство о произношеніи данной эпохи, подобно старымъ провенсальскимъ спискамъ риѳмъ при Donat proensal и Las leys d’amors.

116

I.

Риѳмы мужескія (односложныя).

1.

На гласныя.

На а́:

-ба, -ва, -га, -да, -жа, -за, -ка, -ла, -ма, -на и т. д.

На я́:

-бя, -вя, -дя, зя, -ля, -мя, -ня и т. д. и отдѣльно и послѣ гласной или ь, какъ я — моя — соловья.

На е́ (ѣ, э):

-бе (-бѣ), -ве (-вѣ), -ге (-гѣ), -де (-дѣ) и т. д.

То-же послѣ; ь: -бьѣ, -вьѣ, -дьѣ и т. д.

На и́:

-би, -ви, -ги, -ди, и т. д.

То-же послѣ гласной и послѣ ь, какъ мои — соловьи (съ чѣмъ Пушкинъ риѳмуетъ иногда и любви и т. п.).

На о́:

-бо, -во, -го, -до, -жо (же) и т. д.

На ё (-jо), послѣ гласной или ь: -ё, -бьё, -вьё, -дьё и т. д.

На у́:

-бу, -ву, -гу, -ду и т. д.

На ю́: -дю, -лю, -ню, рю и т. д.

То-же послѣ гласной или ь: -ю, -бью, -вью, -дью и т. д.

На ы:

-бы, -вы, -ды и т. д.

Примѣчаніе 1. Мужескія риѳмы съ двумя и тремя согласными передъ ударяемой гласной, куда относятся и -ья, -ьѣ, -ьи и т. п., можно не выдѣлять въ особые списки, такъ какъ въ расчетъ принимается часто лишь вторая согласная, т. е. напр. добра́ риѳмуется не только съ бобра́, но и съ

117

ковра́, одра́, игра́, пора́, люблю́ — не только съ гублю́, но и съ ловлю́, продлю́, шлю́, молю́, а у многихъ поэтовъ — даже съ пою, и т. п.

Примѣчаніе 2. При разработкѣ этого отдѣла, какъ впрочемъ и всѣхъ слѣдующихъ, должно имѣть въ виду всѣ грамматическія формы словъ, напр. ра́бъ (см. ниже 2. А.) — раба́, рабу́, рабо́мъ, рабѣ́, также хлѣ́бъ — мн. ч. хлѣба́ и т. п. Въ такихъ случаяхъ простая ссылка на соотвѣтствующіе отдѣлы риѳмъ -а́бъ, -ѣ́бъ и т. д. недостаточна, потому что напр. не всѣ существительныя на данную согласную имѣютъ въ косвенныхъ падежахъ удареніе на концѣ.

2.

На согласныя.

А. На одну.

Съ а́ (я):

-абъ (-апъ, -ябъ, -япъ), -авъ (-афъ, -аѳъ, -явъ), -агъ (-акъ, -ахъ, -ягъ, -якъ, -яхъ — см. выше), -адъ (-атъ, -ядъ, -ятъ), -ажъ (-ашъ, -яжъ, -яшъ), -азъ (-асъ, -язъ, -ясъ), -акъ (ср. риѳмы на -агъ), -алъ (-ялъ), -амъ (-ямъ), -анъ (янъ), -апъ (ср. риѳмы на -абъ), -аръ (яръ), -асъ (ср. риѳмы на -азъ), -атъ (ср. риѳмы на -адъ), -афъ (-аѳъ — ср. риѳмы на -авъ), -ахъ (ср. риѳмы на -агъ), -ацъ (-яцъ), -ачъ (-ячь), -ашъ (-яшъ — ср. риѳмы на -ажъ), -ащъ (-ящъ).

То-же съ ь въ концѣ: -абь (-апь и -ябь, -япь), -авь (-явь), -адь (-ать и -ядь, -ять) и т. д.

Съ е́ (ѣ, э):

-ебъ (-ѣбъ, -епъ, -ѣпъ), -евъ (-ѣвъ, -еѳъ), -егъ (-ѣгъ, -екъ, ѣкъ, -ехъ, -ѣхъ), -едъ (ѣдъ, -эдъ, -етъ, -ѣтъ, -этъ) и т. д.

То-же съ ь въ концѣ.

Съ и́ (ы):

-ибъ (-ыбъ, -ипъ, -ыпъ), -ивъ (-ывъ, -ифъ, -иѳъ), -игъ, -икъ,

118

-ыкъ, -ихъ, -ыхъ), -идъ (-ыдъ, -итъ, -ытъ), -ижъ (-ыжъ, -ишъ, -ышъ) и т. д.

То-же съ ь въ концѣ.

Съ о́ (ё):

-объ (-ёбъ, -опъ, -ёпъ), -овъ (ёвъ, -офъ, -оѳъ), -огъ (-окъ, -охъ, -ёгъ, -ёкъ, -ёхъ), -одъ (-отъ, -ёдъ, -ётъ) и т. д.

То-же съ ь въ концѣ.

Съ у́ (ю):

-убъ (-упъ, -юбъ, -юпъ), -увъ (-уфъ, -ювъ, -юфъ), -угъ (-укъ, -ухъ, -югъ, -юкъ, -юхъ), -удъ (-утъ, -юдъ, -ютъ) и т. д.

То-же съ ь въ концѣ.

Б.

На двѣ*).

Съ а́ (я):

-абръ (-ябръ), авръ, -агръ, -акръ, -антъ и т. п.

То-же съ ь въ концѣ; или между согласнымъ, какъ Альпъ.

Съ е́ (ѣ, э):

-евръ (-эвръ), -ездъ (-ѣздъ, -естъ, -ѣстъ), -ентъ, -ербъ (-ерпъ), -ескъ (-ѣскъ) и т. д.

То-же съ ь.

Съ и́ (ы):

-игръ, -имнъ, -индъ, -искъ (-ыскъ), -истъ (-ыстъ) и т. п.

То-же съ ь.

Съ о́ (ё):

-одръ (-ёдръ), -олкъ (ёлкъ), -олнъ (-ёлнъ), -ондъ (-онтъ), -ордъ (-ёрдъ), -орнъ (-ёрнъ), -ортъ (-ёртъ, — ср. -ордъ), -остъ (-ёстъ), -отръ (-ётръ) и т. п.

То-же съ ь.

119

Съ у́ (ю):

-ургъ, -урнъ, -устъ (-юстъ), утръ и т. п.

То-же съ ь.

В.

На три.

Съ а́ (я):

-айскъ, -альскъ, -андръ, -астръ и др.

Съ е́ (ѣ, э):

-евскъ, -енскъ, -естръ и др.

Съ и́ (ы):

-инскъ, -ирскъ, -истръ (-ыстръ) и др.

Съ о́ (ё):

-овскъ, -орскъ, -орстъ и др.

Оъ у́ (ю):

-урскъ, -устръ и др.

II.

Риѳмы женскія (двусложныя, трохаическія).

1.

На гласныя.

А.

Безъ посредствующей гласной.

Чуть-ли не только на -а́и, -е́и (-ѣ́и), -о́и, -у́и, и то рѣдкія, а прочія, кажущіяся чисто гласными, на самомъ дѣлѣ содержатъ въ себѣ j, какъ слова на-а́я, -а́ю, -а́ѣ и т. п., почему о нихъ удобнѣе говорить въ слѣдующемъ отдѣлѣ.

120

Б.

Съ одной согласной въ серединѣ.

а) Съ а́ (или я́) — а (или ):

-а́ба (-я́ба, -а́бо, -я́бо), а́ва (-я́ва, -а́во, -я́во), -а́га (-я́га, -а́го, -я́го), -а́да (-я́да, -а́до, -я́до), -а́жа, -а́за и т. д., также съ я: -а́я (-а́jа), -а́дя (-я́дя), -а́ля (-я́ля) и т. п.

Съ а́ (я́) — е (ѣ):

-а́бѣ (-я́бѣ), -а́вѣ (-я́вѣ), -а́гѣ (-я́гѣ) и т. д.

Съ а́ (я) — и:

-а́би (я́би), -а́ви (я́ви), -а́ги (я́ги) и т. д., риѳмующіяся иногда съ а́ — е (ѣ), что слѣдуетъ замѣтить для всѣхъ женскихъ риѳмъ на е (ѣ) и и.

Съ а́ (я) — о:

-а́бо (-я́бо), -а́во (я́во) и т. д. ср. а́ — а.

Съ а́ — у (ю):

-а́бу (я́бу), -а́ву (-я́ву) и т. д., также съ ю: -а́ю (-а́jу), -а́дю (-я́дю), -а́лю (я́лю) и т. д.

Съ а́ (я) — ы:

-а́бы (-я́бы), -а́вы (-я́вы) и т. д.

б) Съ е́ (ѣ́) — а (о, я):

-е́ба (-ѣ́ба, -е́бо), -е́ва (-ѣва, -ево, -ѣво), -е́га (-ѣга), -е́да (ѣда) и т. д., также съ я: -е́я (-ѣ́я=е́jа), -е́дя (-ѣ́дя), -е́ля (-ѣ́ля), -е́ня (-ѣ́ня) и т. п.

Съ е́ (ѣ) — е (ѣ):

-е́бѣ (-ѣ́бѣ), -е́вѣ (-ѣ́вѣ) и т. д.

Съ е́ (ѣ́) — и:

-е́би (едва-ли найдется), -е́ви (также), -е́ги (-ѣ́ги) и т. д.

Съ е́ (ѣ) — о:

-е́бо, -е́во и т. д. — ср. е́ — а.

121

Съ е́ (ѣ́) — у (ю):

-е́бу (-ѣбу), -е́ву, -е́гу и т. д., также съ ю; -е́дю, -е́лю, -еню и т. п.

в) Съ и́ (і́, ы́) — а (о, я):

-и́ба (-ы́ба, -и́бо), -и́ва (-ы́ва, -и́во) и т. д., также съ я: -і́я (-ы́я), -и́дя, -и́ля (-ы́ля), -иня (-ы́ня) и т. п.

Съ и́ (і́, ы́) — е (ѣ):

-и́бо (-ы́бѣ), -и́вѣ (-ы́вѣ) и т. д.

Съ и́ (і́, ы́) — о:

-и́бо, и́во и т. д. -ср. и́а.

Съ и́ (і́, ы́) — у (ю):

-и́бу (-ы́бу), -и́ву (-ы́ву) и т. д., также съ ю: -і́ю, -и́лю (-ы́лю), -и́ню (-ы́ню) и т. п.

Съ и́ (ы́) — ы́:

-и́бы (-ы́бы), и́-вы (-ы́вы) и т. д.

г)

Съ о́ (ё́) — а (я)

   

Съ о́ (ё́) — е (ѣ)

Съ о́ (ё́) — и (ы)

}

Съ о́ (ё̀) — у (ю)

д)

Съ у́ (ю) — а (я)

такимъ-же образомъ.

Съ у́ (ю́) — е (ѣ)

Съ у́ (ю́) — и (ы)

Съ у́ (ю) — о

Съ у́ (ю́) — у (ю)

В.

Съ двумя согласными (или съ й + согл. и съ согл. +j).

а) Съ а́ (я́) — а (о, я):

-а́бка (-я́бка, -я́бко, -а́пка, -я́пка), -а́бра (-а́бро), -а́вна (-я́вна, -а́вно, -я́вно), -а́вра, -а́гра, -а́жка (-я́жка, -а́жко, -я́жко, -а́шка, -я́шка), -а́зка (-я́зка, -я́зко, -а́ска, -я́ска, -я́ско), -а́йка, -а́йна

122

и т. д., также съ я въ концѣ: -а́бья, -а́вья, -а́дья (-я́дья), -а́кля, -а́пля и т. п.

Съ а́ (я́) — е (ѣ):

-а́бье (-я́бье), -а́бкѣ (-я́бкѣ, -а́пкѣ) и т. д.

Съ а́ (я́) — и:

-а́бьи, -а́бки, -а́вки, -а́вни и т. д.

Съ а́ (я́) — о:

-а́бко (-я́бко, -а́пко), -а́вно и т. д.

Съ а́ (я́) — у́ (ю):

-а́бку, -а́вку, -а́вну и т. д., также -а́бью, -а́влю, -а́вню и т. п.

Съ а́ (я́) — ы:

-а́вны, -а́вры, -а́гры и т. д.

б) Съ е́ (ѣ́) — а (о, я):

-е́бна (-е́бно), -е́вка (-ѣ́вка), -е́вна (-ѣ́вна, -ѣ́вно), -е́дна (-ѣ́дна, -ѣ́дно), -е́жда (-ѣ́жда), -е́жна (-ѣ́жна, -е́жно, -ѣ́жно), -е́зна (-е́зно, -е́здна), -е́йна (-ѣ́йна, -ѣ́йно) и т. д., также -е́вья (-ѣ́вья), -е́вня, -е́дня (-ѣ́дня), -е́жья, -е́лья, -е́мля и т. п.

Съ е́ (ѣ́) — е (ѣ):

-е́внѣ, -е́жде (-е́ждѣ), -е́лье (-е́льѣ), -е́льнѣ (-ѣ́льнѣ) и т. д.

Съ е́ (ѣ́) — и:

-е́вни, -е́дни, -е́зни (-ѣ́зни), -е́льи и т. д. — ф. е́ — а.

Съ е́ (ѣ́) — о:

-е́дно, -е́вно (-ѣ́вно) и т. д.

Съ е́ (ѣ́) — у (ю):

-е́вну (-ѣ́вну), -е́жду (-ѣ́жду), -е́зну (-е́здну) и т. д., также -е́вью (-ѣ́вью), -е́вню, -е́жью и т. п.

Съ е́ (ѣ́) — ы:

-е́вны (-ѣ́вны), -е́жды (-ѣ́жды), -е́жны (-ѣ́жны) и т. д.

в) Съ и́ (ы́) — а (о, я):

-и́вна (-и́вно), -и́дна (-и́дно), -и́зна, -и́лка (-ы́лка, -ы́лко) и т. д., также -и́пля (-ы́пля), -и́рья, -и́рня и т. п.

123

Съ и́ (ы́) — е (ѣ):

-и́внѣ, -и́знѣ, -и́лье (-и́льѣ, ы́лье, -ы́льѣ) и т. д.

Съ и́ (ы́) — и:

-ы́бки (-и́нки, -ы́нки), -и́кни, -и́льи (-ы́льи), -и́лки (-ы́лки) и т. д.

Съ и́ (ы́) — о:

-и́бко, -и́вно и т. д. — ср. и́ — а.

Съ и́ (ы́) — у (ю):

-и́бку (-ы́бку, -и́пку, -ы́пку), -и́вку, -и́гну (-ы́гну), -и́зну, -и́кну и т. д., также -ы́бью, -и́льню, -и́рню и т. п.

Съ и́ (ы́) — ы:

-и́вны, -и́дны, -и́змы, -и́зны и т. д.

г) Съ о́ (ё̀) — а (о, я):

-о́бна (-о́бно), -о́бра (-ё̀бра), -о́вна (-ё̀вна, -о́вно, -ё̀вно), -о́дра (-ё̀дра, -о́дро), -о́жна (-ё̀жна, -о́жно, -ё̀жно), -о́зна (-ё̀зна, -о́зно, -ё̀зно, -о́здно), -о́йна и т. д., также -о́бья, -о́бля, -о́вья, -о́вля, -о́вня, -о́дья, -о́дня, -о́жня, -о́зня, -о́йня и т. п.

Съ о́ (ё̀) — е (ѣ):

-о́бье (-о́бьѣ), -о́вье (-о́вьѣ), -о́влѣ, -о́внѣ и т. д.

Съ о́ (ё̀) — и:

-о́бьи, -о́вьи, -о́вли, -о́вни и т. д.

Съ о́ (ё̀) — о:

-о́бно, -о́вно, -о́дно, -о́дра и т. д. — ср. о́а.

Съ о́ (ё̀) — у (ю):

-о́вну (-ё̀вну), -о́зну, -о́йну и т. д., также -о́бью, -о́вью, -о́влю, -о́вню, -о́жню и т. п.

Съ о́ (ё̀) — ы:

-о́бны, -о́вны (-ё̀вны), -о́вцы, -о́дры, -о́жны и т. д.

д) Съ у́ (ю́) — а (я):

-у́бка (-ю́бка, -у́пка), -у́дка (-ю́дка, -у́тка, -ю́тка), -у́дна (-ю́дна), -у́жка (-ю́жка, -у́шка, -ю́шка), -у́жна (-ю́жна) и т. д., также -у́бья (-ю́бья), -у́жья (-ю́жья), -у́тня (-ю́тня) и т. п.

124

Съ у́ (ю́) — е (ѣ):

-у́бье (-у́бьѣ, -ю́бье, -ю́бьѣ), -у́бкѣ (-ю́бкѣ, -у́пкѣ, -ю́пкѣ), -у́дье (-у́дьѣ, -ю́дье, -ю́дье), -у́дкѣ (-у́ткѣ, -ю́ткѣ) и т. д.

Съ у́ (ю́) — и:

-у́бьи, -у́дьи, -у́дки и т. д.

Съ у́ (ю́) — о:

-у́дно (-ю́дно), -у́жно, -у́зно и т. д. — ср. у́ — а.

Съ у́ (ю́) — ы:

-у́дны (-ю́дны), -у́жны и т. д.

Г.

Съ тремя согласными (й, j).

а) Съ а́ (я́) — а (о, я):

-а́йска, -а́льска, -а́мбра, -а́мска, -а́ндра, -а́нска (-я́нска), -а́рска, -а́стна (-а́стно*), -а́стра и т. д., также -а́стья (-я́стья) и т. п.

Съ а́ (я́) — е (ѣ):

-а́йскѣ, -а́льскѣ, -а́мбрѣ и т. д.

Съ а́ (я́) — и:

-а́бски (-а́пски), -а́дски (-я́дски, -а́тски, -а́цки), -а́йски, -а́льски, -а́мски, -а́нски (-а́ндски), -а́ркни, -а́рски (-я́рски) и т. п.

Съ а́ (я́) — о:

-а́стно, -а́цтво и др.,

Съ а́ (я́) — у (ю):

-а́йску, -а́льску, -а́мбру, -а́мску, -андру, -а́нску, -а́ркну, -а́рску и т. д., также -а́стью (-я́стью) и т. п.

125

Съ а́ (я́) — ы:

-а́мбры, -а́ндры и т. д.

б) Съ е́ (ѣ́) — а (о, я):

-е́вска (-ѣ́вска), -ѣ́здка, (-е́стка, -ѣ́стка), -е́здна (-ѣ́здна), -е́йска, -е́ктра, -е́ндра, -е́нска, -е́рска, -е́стна (-ѣ́стна), -е́стра и т. д., также -е́стья (-ѣ́стья) и т. п.

Съ е́ (ѣ́) — е (ѣ):

-е́вскѣ (-ѣ́вскѣ), -ѣ́здкѣ (-ѣ́сткѣ), -е́йскѣ и т. д.

Съ е́ (ѣ́) — и:

-е́дски (-ѣ́дски, -е́тски, -ѣ́тски, -е́цки), -е́йски, -е́рзки (-е́рски, -ѣ́рски) и т. п.

Съ е́ (ѣ́) — о:

-е́здно (-ѣ́здно), -е́рзко, -е́стно (-ѣ́стно) и т. д.

Съ е́ (ѣ́) — у (ю):

-е́вску (-ѣ́вску), -ѣ́здку (-ѣ́стку), -ейску, -е́ктру и т. д., также -е́стью (-ѣ́стью) и т. п.

Съ е́ (ѣ́) — ы:

-е́ктры, -е́ндры, -е́рсты (-е́рзты), -е́стры и т. д.

в) Съ и́ (ы́) — а (я, о):

-и́льска (-ы́льска), -и́мбра, -и́мска (-ы́мска), -и́ндра, -и́нска, -и́рска, -и́стка, -и́стна (-ы́стна), -и́стра (-ы́стра, -ы́стро) и т. д., также -и́стья (-ы́стья) и т. п.

Съ и́ (ы́) — е (ѣ):

-и́льскѣ (-ы́льскѣ), -и́мбрѣ и т. д.

Съ и́ (ы́) — и:

-и́дски (-и́тски, -и́цки), -и́льски, -и́нски, -и́ркни (-ы́ркни), -и́рски и т. д.

Съ и́ (ы́) — о:

-и́стно и др. — ср. и́ — а.

Съ и́ (ы́) — у:

-и́льску (-ы́льску), -и́мбру, -и́мску (-ы́мску), -и́ндру, -и́нску, -и́ркну (-ы́ркну) и т. д., также -и́стью (-ы́стью) и т. п.

126

Съ и́ (ы́) — ы:

-и́мбры и т. д.

г) Съ о́ (ё̀) — а́ (я):

-о́вска (-ё̀вска) -о́дска (-о́тска, -о́цка), -о́здка (-о́стка, -ёстка), -о́льска (-о́льзко), -о́нска и т. д., также -о́стья, -о́ршня и т. п.

Съ о́ (ё̀) — е (ь):

-о́вскѣ (-ёвскѣ) и т. д.

Съ о́ (ё̀) — и:

-о́вски (-ё̀вски), -о́дски (-о́тски, -о́цки), -о́лкни (-ё̀лкни), -о́рдки (-о́ртки, -ё̀ртки), и т. д.

Съ о́ (ё̀) — о:

-о́здко (-о́стко, -ё̀стко), -о́льзко, -о́стно, -о́стро (-ё̀стро) и т. д. — ср. о́ — а.

Съ о́ (ё̀) — у (ю):

-о́вску (-ё̀вску), -о́дску (-о́тску, -о́цку), -о́здку (-о́стку, -ё̀стку), -о́лкну (-ё̀лкну) и т. д., также -о́стью и т. п.

Съ о́ (ё̀) — ы:

-о́стны, -о́стры (-ё̀стры) и т. д.

д) Съ у́ (ю́) — а (о, я):

-у́здка, -у́стка, -у́рска, -у́стна и т. д., также -у́стья и т. п.

Съ у́ (ю́) — е (ѣ):

-у́рскѣ, -у́сткѣ, -у́стьѣ и т. д.

Съ у́ (ю́) — и:

-у́жски (-у́шски), -у́зски (-у́сски), -у́рски и т. д.

Съ у́ (ю́) — о:

-у́стно и т. д.

Съ у́ (ю́) — у (ю):

-у́здку (-у́стку), -у́рску, и т. д., также -у́стью и т. п.

Съ у́ (ю́) — ы:

-у́стны, -у́стры (-ю́стры) и т. д.

127

Д.

Съ четырьмя согласными.

а) Съ а́ (я́) — а:

-а́бства (-а́пства), -а́вства (-а́фства), -а́дства (-я́дства, -а́тства, -я́тства), -а́йства (-я́йства), -а́льства и т. д.

Съ а́ (я́) — е (ѣ):

-а́бствѣ (-а́пствѣ) и т. д.

Съ а́ (я́) — и:

-а́ндски (-я́ндски, -а́нтски), -а́рдски (-а́ртски) и т. д.

Съ а́ (я́) — о:

-а́бство (-а́нство) и т. д.

Съ а́ (я́) — у:

-а́бству (-а́пству) и т. д.

Съ а́ (я́) — ы:

?

б) Съ е́ (ѣ́) — а:

-е́бства, -е́дства (-ѣ́дства, -ѣ́тства), -е́йства (-ѣ́йства) и т. д.

Съ е́ (ѣ́) — е (ѣ):

-е́бствѣ и т. д.

Съ е́ (ѣ́) — и:

? но ср. -е́дствій (-ѣ́дствій), -е́йствій (-ѣ́йствій) и т. п.

Съ е́ (ѣ́) — у:

-е́бству и т. д.

Съ е́ (ѣ́) — ы:

?

в) Съ и́ (ы́) — а:

-и́дства (-ы́дства, -ы́тства), -и́льства, -и́мства, -и́нства и т. п.

Съ и́ (ы́) — е (ѣ):

-и́дствѣ (-ы́дствѣ, -ы́тствѣ) и т. д.

128

Съ и́ (ы́) — и:

?

Съ и́ (ы́) — о:

-и́дство (-ы́дство, -ы́тство) и т. д.

Съ и́ (ы́) — у:

-и́дству (-ы́дству, -ы́тству) и т. д.

Съ и́ (ы́) — ы:

?

г) Съ о́ (ё̀) — а:

-о́бства (-о́пства), -о́вства (-ё̀вства), -о́дства (-о́тства, -ё̀тства), -о́йства, -о́льства, -о́мства, -о́нства (-ё̀нства), -о́рства (-ё̀рства).

Съ о́ (ё̀) — е (ѣ):

-о́бствѣ (-о́пствѣ) и т. д.

Съ о́ (ё̀) — и:

? но ср. -о́льствій и т. п.

Съ о́ (ё̀) — о:

-о́бство (-о́пство) и т. д.

Съ о́ (ё̀) — у:

-о́бству (-о́пству) и т. д.

Съ о́ (ё̀) — ы:

?

д) Съ у́ (ю́) — а:

-у́дства (-ю́дства, -у́тства), -у́мства, -у́рства*).

Съ у́ (ю́) — е (ѣ):

-у́дствѣ и т. д.

Съ у́ (ю́) — и:

? но ср. -у́тствій и т. п.

129

Съ у́ (ю́) — о:

-у́дство и т. д.

Съ у́ (ю́) — у:

-у́дству и т. д.

Съ у́ (ю́) — ы:

?

2.

На согласныя.

А.

Безъ посредствующей гласной.

Почти только на -а́инъ (-я́инъ), -е́инъ, -о́ивъ, -о́илъ, -о́имъ, -о́инъ, -о́итъ, -о́ить, риѳмующіяся иногда съ -а́енъ, -е́енъ, (-ѣ́енъ), -о́евъ и т. п., хотя въ послѣднихъ есть уже j, почему такія окончанія, какъ и -а́ятъ, -а́ютъ и т. п., умѣстнѣе расположить въ слѣдующемъ отдѣлѣ.

Б.

Съ одной согласной въ серединѣ.

а) Съ а́ (я́) — а (я, о, е);

-а́бамъ (-я́бамъ), -а́бахъ (я́бахъ), -а́валъ (-а́волъ, -я́волъ), -а́вамъ (-я́вамъ, -а́вомъ, -я́вомъ), -а́дамъ (-я́дамъ, -а́домъ, -я́домъ), -а́ванъ, -а́вахъ (-я́вахъ), -а́данъ (-а́донъ), -а́дахъ (-я́дахъ), -а́замъ (-а́зомъ), -а́занъ (-я́занъ), -а́кавъ (-я́кавъ, -а́ковъ, -я́ковъ), -а́калъ (-я́калъ, -а́колъ), -а́камъ (-я́камъ, -я́комъ, -а́комъ), -а́канъ (-я́канъ, -а́конъ, -я́конъ), -а́ламъ (я́ламъ, -а́ломъ, -я́ломъ), -а́лахъ (-я́лахъ) и т. д., также -а́ямъ (-я́ямъ, -а́емъ, я́емъ), -а́яхъ (-я́яхъ), -а́зямъ (-я́земъ) и т. п.

Съ а́ (я́) — е (ѣ):

-а́бенъ, -а́велъ (-а́вѣлъ, -я́вѣлъ), -а́венъ (-я́венъ), -а́демъ (-я́демъ),

130

-а́денъ (-я́денъ), -а́детъ (-я́детъ), -а́дешь (-я́дешь), -а́жемъ (-я́жемъ), -а́женъ (-я́женъ), -а́жетъ (-я́жетъ), -а́жешь (-я́жешь), -а́зенъ (-я́зенъ), -а́емъ и т. д.

Съ а́ (я́) — и:

-а́бивъ (-я́бивъ), -а́билъ (-я́билъ), -а́бимъ (-я́бимъ), -а́димъ (-я́димъ), -а́битъ (-я́битъ), -а́бишь (-я́бишь) и т. д., часто въ смѣшеніи съ а́ — е, какъ у Пушкина Па́велъ — пра́вилъ.

Съ а́ (я́) — о:

-а́бовъ (-я́бовъ) и т. д. — ср. а́ — а.

Съ а́ — у (ю):

-а́дутъ (-я́дуть), -а́нувъ (-я́нувъ), -а́нулъ (-я́нулъ), -а́нутъ (-я́нутъ), -а́русъ (-я́русъ), -а́чутъ (-я́чутъ), -а́шутъ (-я́шутъ) и др., также -а́ютъ (-я́ютъ).

Съ а́ (я́) — ы:

-а́бымъ, -а́быхъ, -а́вымъ (-я́вымъ) и т. д.

Такимъ-же образомъ (ср. риѳмы женскія на гласную):

б) Съ е́ (ѣ́) — а (о, я), е́ (ѣ́) — и, е́ (ѣ́) — о, е́ (ѣ́) — у (ю), е́ (ѣ́) — ы, г) съ и́ (ы́) — а (я, о) и т. д.

То-же съ ь въ концѣ (помимо ж и ш):

а) Съ а (я́) — а (я, о):

-а́дать (-а́доть), -а́кать (-я́кать, -я́коть), -а́пать (-а́поть), -а́харь и др.

Съ а́ (я́) — е́ (ѣ́):

-а́вѣть (-я́вѣть), -а́мень, -а́шень и др.

Съ а́ (я́) — и:

-а́бить (-я́бить), -а́вить (-я́вить), -а́дить и т. д.

Съ а́ (я́) — о:

-а́водь (-а́вать) — ср. а́ — а.

Съ а́ (я́) — у:

-а́нуть (-я́нуть) и др.

131

Съ а́ (я́) — ы:

? но ср. у Грибоѣдова за́-ночь — Степа́нычь.

б) Съ е́ (ѣ́) — а (я, о):

-ѣ́дать, -ѣ́ять и т. д.

Такъ-же съ прочими гласными. Тѣ-же сочетанія гласныхъ и согласныхъ при двухъ и трехъ согласныхъ въ концѣ, напр. -ё̀мистъ, -а́дость и т. п.

В.

Съ двумя согласными въ серединѣ.

а) Съ а́ (я́) — а (я, о):

-а́бкамъ (-я́бкамъ, -а́пкамъ, -я́пкамъ, -а́бкомъ, -я́бкомъ, -а́пкомъ), -а́бкахъ (-я́бкахъ, -а́пкахъ, -я́пкахъ), -а́вкалъ (-я́вкалъ), -а́вкамъ (-я́вкамъ, -а́вкамъ), -а́вкахъ (-я́вкахъ) и т. д.

То-же съ ь:

-а́вкать (-я́вкать) и т. д.

Съ а́ (я́) — е (ѣ):

-а́бленъ, -а́бнемъ (-я́бнемъ), -а́бнетъ (-я́бнетъ), -а́бнешь (-я́бнешь), -а́вленъ (-я́вленъ) и т. д. съ разными гласными и согласными, съ ъ и съ ь въ концѣ.

III.

Риѳмы дактилическія (трехсложныя).

1.

На гласныя.

а) Съ а́ (я́) — а (о, я, е, и) — а (о, я, е):

-а́вала (-а́вало, -я́вола), -а́дала (-а́дала, -а́дало), -а́зана (-я́зана, -а́зано, -я́зано), -а́яла (-а́яло, -а́ила), а́яна (-а́ена, -а́ина) и т. д., также -а́ная (-я́ная, -а́ное, -я́ное) и т. п.

132

Съ а́ (я́) — а (я, о) — е (ѣ):

-а́палѣ (-а́полѣ), -а́карѣ и др.

Съ а́ (я́) — а (я, о) — и:

-а́бами, -а́вали (-а́воли, -я́воли), -а́вами, -а́гами (-я́гами), -а́дали (-я́дали, -а́доли), -а́яли и т. п.

Съ а́ (я́) — а (я, о) — о:

-а́вало и т. д. — ср. а́ — а — а.

Съ а́ (я́) — а (я, о) — у (ю):

-а́палу и т. д., также -а́даю (-я́даю, -а́дою) и т. д.

б) Съ а́ (я́) — е (ѣ, и, і) — а (о, я, е):

-а́вѣла (-я́вѣла, -а́вѣло, -я́вѣло, -а́вила, -а́вило), -а́жена (-я́жена, -а́жено, -я́жено), -а́рева (-а́рево, -а́ряго) и т. д.

Съ а́ (я́) — е (ѣ, и, і) — е (ѣ):

-а́ревѣ и т. д.

То-же съ другими сочетаніями гласныхъ и согласныхъ, потомъ съ двумя согласными, напр. -а́скана, -а́сково (-а́сскаго, -я́зкаго, -я́скаго) или -а́чество, -о́жество, и т. д. съ тѣми-же подраздѣленіями, какъ въ риѳмахъ женскихъ.

2.

На согласныя.

а) Съ а́ (я́) — а (о, я, е, ѣ, и) — а (о, я, е, ѣ, и):

-а́паламъ (-а́поломъ), -а́евалъ (-а́ивалъ) и т. д.

Съ а́ (я́) — а (о, я, е, ѣ, и) — у (ю):

-а́даютъ (-я́даютъ) и т. д.

Такъ-же съ другими гласными и согласными.

Риѳмы на й можно какъ подвести подъ соотвѣтствующіе отдѣлы, такъ и выдѣлить въ особый списокъ, по крайней мере, въ женскихъ и дактилическихъ риѳмахъ, потому что послѣ неударяемой гласной этотъ звукъ 1) иногда не принимается въ расчетъ, напр. плѣнной смире́нно, 2) приводитъ къ созвучію

133

такія гласныя, которыя въ другихъ случаяхъ не риѳмуются, напр. обы́чай—добы́чей—отли́чій, лука́вый—отра́вой, пы́лкій—ссы́лкой.

Какъ уже сказано выше, на предложенный здѣсь планъ отнюдь нельзя смотрѣть какъ на схему, предназначенную для собранія и расположенія только Пушкинскихъ риѳмъ. Потому сюда включены риѳмы дактилическія, которыя у Пушкина встрѣчаются чуть не лишь въ такой риѳмованной прозѣ, какою написана сказка о Балдѣ, а изъ прочихъ многія такія, которыя завѣдомо не находятся въ его стихотвореніяхъ, да и не могли быть имъ употреблены въ большей части его произведеній вслѣдствіе своего чрезмѣрно шутливаго, чтобы не сказать «шутовского», характера. Сюда относятся нѣкоторыя грамматическія образованія, напр. многіе глаголы на -кать, и риѳмы изъ двухъ словъ — ударяемаго и неударяемаго или безгласнаго, иначе невозможныя и часто богатыя, напр. Ялты — вая́лъ ты, да́мы — всегда́ мы, боязли́вы — везли́ вы, ло́же — чело́ же, па́токи — глупа́-таки, про́повѣдь — Евро́па вѣдь, то́щи — во́ щи, ба́бокъ — на́ бокъ, ме́бель — не́бѣ-ль, ча́йка — встрѣча́й-ка, Ва́нька — вста́нь-ка и т. п., доходящія иногда до полнаго звукового тождества, до каламбура, какъ жа́лобы — жа́ло-бы, ста́яли — ста́я-ли, уста́ли — уста́-ли, за́дали — за́да-ли (изъ а́да-ли), за́домъ — за́ домъ, горба́то — горба́-то, не сла́бы — несла́-бы, на́стежь — На́стѣ-жь, и гра́дѣ — игра́-дѣ и др. Пушкинъ не совсѣмъ чуждался риѳмъ изъ двухъ словъ, но употреблялъ ихъ очень рѣдко и то лишь такъ, что второе не превышало одного слога (внималъ я — возбужда́лъ я, страда́лъ я — иска́лъ я, страда́лъ онъ — побряца́лъ онъ, хозя́йка — примѣча́й-ка, отвѣча́й-ка, — хозя́йка, по́ лбу — по́лбу), но юмористы любятъ риѳмы этого рода, а Некрасовъ даже въ такомъ по содержанію серьёзномъ стихотвореніи, какъ "Филантропъ", не остановился передъ риѳмами Жито́міру — по́-міру и за́-ново — пья́наго.

И такъ, данныя выше схемы риѳмующихся звуковыхъ сочетаній имѣютъ для обслѣдованія Пушкинскихъ риѳмъ значеніе

134

лишь формальное, какъ образчики возможныхъ въ русскомъ языкѣ созвучій, изъ которыхъ многія чужды Пушкину; но отсутствіе у него риѳмы того или другого состава не мѣшаетъ, конечно, приведенію его наличныхъ риѳмъ въ азбучный порядокъ. Однако это расположеніе не должно быть примѣняемо такъ, чтобы получилось нѣчто въ родѣ словаря риѳмъ изъ Пушкина, т. е. не слѣдуетъ смѣшивать любую пару риѳмующихся словъ съ общей массой подобныхъ имъ созвучій безъ вниманія къ тому обстоятельству, съ какимъ именно словомъ риѳмуется данное слово у Пушкина. Избѣжать такого обезличенія Пушкинскихъ риѳмъ, нежелательнаго между прочимъ и по причинѣ, уже упомянутой — отсутствію точных сведений о выговорѣ Пушкина —, возможно двоякимъ путемъ: 1) на основаніи напр. риѳмы уголо́къ — могъ не смѣшивать всѣ безъ исключенія риѳмы на -къ съ риѳмами на -гъ въ одинъ отдѣлъ, а помѣщать между риѳмами на -къ лишь тѣ слова на -гъ, которыя въ самомъ дѣлѣ риѳмуются у Пушкина со словами на -къ (и наоборотъ), или, что, можетъ быть, окажется болѣе удобнымъ, образовать изъ словъ на -къ, риѳмующихся со словами на -гъ, особый отдѣлъ, помимо отдѣловъ риѳмъ на -къ и риѳмъ на -гъ, 2) при каждой риѳмѣ указывать мѣсто, гдѣ она встрѣчается. Способы соединенія всѣхъ этихъ основъ упорядоченія матеріала не могутъ быть указаны точно и подробно въ общемъ планѣ работы, но, какъ-бы будущій изслѣдователь ни осуществилъ всѣ частности предложеннаго здѣсь очерка, во всякомъ случаѣ позволительно выразить желаніе, чтобы при ссылкахъ онъ не довольствовался голыми цифрами, означающими томы, страницы и строки выбраннаго имъ изданія, а называлъ стихотворенія по заглавіямъ или первымъ словамъ, хоть въ сокращеніи. Не мѣшало-бы также собрать и все то, что самъ Пушкинъ говоритъ о риѳмѣ.

Ѳ. Коршъ.

Сноски

Сноски к стр. 118

*) Окончанія даны лишь примѣрно, потому что сочетанія двухъ согласныхъ въ концѣ сравнительно рѣдки, трехъ — еще рѣже.

Сноски к стр. 124

*) Впрочемъ здѣсь три согласныхъ только для глаза, потому что въ -стн-, какъ и въ -здн-, средняя согласная не выговаривается. Такимъ образомъ -а́стна, -е́стна, -е́здна (-ѣ́здна) часто риѳмуются съ -а́сна, -е́сна (-ѣ́сна), -е́зна и т. п.

Сноски к стр. 128

*) Но иску́сство у Пушкина и др. риѳмуется съ чу́вство, т. е. въ первомъ опускается при чтеніи одно с, а во второмъ — первое в.