258

Советское академическое издание сочинений Пушкина проектировалось с начала 30-х годов, когда было решено отказаться от продолжения дореволюционного издания. Важным этапом была многолюдная конференция по этому вопросу в 1933 г.; в декабре 1935 г. вышел первый том нового издания, седьмой по порядковой нумерации. Том включал драматургию Пушкина и рассматривался как эталонный, как попытка дать стандарт самого типа академического издания. В дальнейшем 16-томное издание (1937—1959) не пошло по этому пути, делалось по иному типу. Был переделан и том драматургии, а выпущенный в 1935 г. 7-й том так и остался одиночным, отдельно изданным томом, не принадлежащим ни к какому изданию.

Каковы бы ни были достоинства и недостатки этого тома, причина его неприятия в качестве эталона и образца состояла в другом; о ней исчерпывающим образом написал С. М. Бонди.1 При столь обстоятельном и обильном комментировании текста нельзя было выпустить издание к юбилею 1937 г. (реально оно не вышло и к юбилею 1949 г.).

Как бы то ни было, выход тома был событием в пушкиноведении. Том сохраняет безусловную научную ценность как единственный обстоятельно комментированный текст, вследствие чего он оказался едва ли не живее всего 16-томного издания, вовсе лишенного комментария, который должен был составить невышедший дополнительный том. После выхода 7-го тома 1935 г. все трудности, связанные с установлением текста, с подведением вариантов, с типом и характером комментариев, С. Я. Гессен считал «разрешенными».2 Том драматических сочинений для 16-томного издания (тоже 7-й) был переиздан в 1937 г. в обедненном виде, без комментариев.

Вскоре после выхода тома 1935 г. Пушкинская комиссия под председательством М. А. Цявловского обсудила его в Москве 21 апреля 1936 г. В архиве члена-корреспондента АН СССР Н. Ф. Бельчикова, бывшего тогда секретарем Пушкинской комиссии, сохранилась стенограмма этого обсуждения, никогда не бывшая в печати. Все поднятые при обсуждении вопросы состава тома, подготовки текстов, редакций и вариантов, комментирования и др. сохраняют свою актуальность и поучительность также и в наши дни, когда на очередь дня встала проблема нового академического издания сочинений Пушкина, и не только его.

Стенограмма не была правлена. Полный ее текст публикуется ниже. Примечания даны редактором.

Сноски

Сноски к стр. 258

1 Вопросы литературы. 1963. № 2. С. 120—132.

2 Гессен С. Я. Академия наук СССР в работе над Пушкиным // Вестник АН СССР. 1935. № 12. С. 37—43.