333

М. А. Корф

Исполнение должностей доставляет истинное удовольствие

Человек, одаренный от природы блистательными качествами, предназначенный к высочайшему совершенству, удалился от пути, предписанного ему правителем миров. Привлекательная наружность порока, услаждения чувственной природы, польза, которую часто приносит какой-нибудь дурной поступок, совлекли его со стези, ведущей к истинному

334

блаженству. Прельстясь бренным благополучием сей кратковременной жизни, направил он все способности, все силы, дарованные ему творцом всемогущим, к тому единственно, чтоб вкушать преходящие наслаждения в сем мире, предавая забвению ту высокую цель, которой он должен достигнуть. Но природа, восчувствовав сострадание к своему любимцу, внушила ему чувство, одобряющее добрые и честные, охуждающее дурные и развратные поступки. Глас совести раздался в сердце человеческом. Стремясь к исполнению должностей своих, оказывая благодеяния, спасая несчастных, человек ощущает в своем сердце некое приятное чувство. Если даже самые люди не отдают справедливости добрым его поступкам или по крайней мере злословием стараются уменьшить цену оных, и тогда чистая его совесть вопиет к нему: «Не внимай гласу клеветы, исполняй свою должность и будь терпелив; вечная награда ожидает тебя за пределами гроба; употреби все усилия, чтоб сделаться некогда достойным оной»; он забывает зложелательство людей, и в сердце его царствует беспрерывная радость. Напротив того, воспоминание злого поступка долго остается тягостным для человека и заставляет его претерпевать ужасные мучения. Никакие увеселения, никакие пышные празднества не могут изгладить из памяти его мысль о зле, им причиненном. В блистательном кругу многочисленного общества, посреди друзей и любезных его сердцу, совесть терзает его воспламененное воображение, представляет ему ужасную картину будущих мучений, он уверен, что никто не ведает о его злодеянии, — и между тем старается прочесть во взорах каждого свой приговор, убегает всех и в мраке пещер, в густоте непроницаемых лесов ищет убежища от внутренних укоризн совести.

Но все тщетно! нигде не может он найти спокойствия. Также мучения сии производят глубокое впечатление на сердце человека, он старается избегнуть новых проступков, чтоб не подвергнуться таковым же страданиям, и часто одни упреки восстающей совести побуждают человека к раскаянию в своих злонамеренных поступках. Конечно, злодей, загрубелый в своих пороках, не может так легко чувствовать в душе своей то удовольствие, которое доставляет нам собственная совесть при исполнении какого-нибудь доброго поступка, как человек, следовавший всегда законам добродетели. Как древо, которого корни повредились от долговременной засухи, не может оживить умерших сил своих от влаги, изливаемой на него рукою сострадательного поселянина, так и несчастный, совершивший по случаю доброе дело между тысящию злодеяний, не может вкусить удовольствия чистого, невинного удовольствия, доставляемого спокойствием духа. Воззрение на вопиющих против него жертв его злодеяний терзает его, он более и более теряется в пути, ведущем к невозвратной гибели, и, стремясь потушить пожирающий его пламень, упивается кровию невинных и низвергается в бездну, где неумолимые фурии раздирают его!.. Но отвратимся от сей картины бедствий и разврата рода человеческого. Успокоим око наше, утомленное подобными ужасами, взирая на старца добродетельного, человеколюбивого; седины украшают почтенное чело его, подающее одним взором несчастному надежду найти прибежище в его объятиях; воспоминание прошедшего изглаживает на лице его глубокие морщины, следы, оставленные по себе неумолимым временем; шумный сонм обязанных ему своим счастием толпится к нему с благодарностию. Всякий старается оказать услугу немощному старцу в знак искреннего своего чувства, слезы радости текут из очей его, и с восхищением взирает он на будущность, обещающую одни только награды за его добродетели. Самая угрюмая смерть бледным своим зраком не внушает ему трепета; с кротостию взирает он на друзей, им облагодетельствованных, уста его произносят благодарения превечному за его милости и теплые молитвы о благоденствии его ближних.

Счастлив сей старец! он исполнил должность, ему предписанную, и неустрашимым шагом вступает в отверзтые пред ним врата вечности, и даже самый строгий судия, совесть его, представляет ему в изображении протекших времен одни только привлекательные картины.

335

Человек в общежитии имеет различные обязанности. Как член всего рода человеческого должен он иметь попечение о пользе своего ближнего. Простирать сострадательную руку немощному, оказывать должную благодарность за получаемые благодеяния, наконец, почитать всякого низшего, даже раба своего, ближним и равным себе человеком — вот должность человека в сем отношении. Подобно ангелу-утешителю, должен он проливать отраду в сердца страждущих; злословие не должно никогда осквернять уст его, и, как добрый пастырь, возвращающий к своему стаду блуждающую овцу, должен он приводить на путь истины тех, которые от оного удалились. Человек, рассматриваемый как член гражданского общества, имеет также особенные свои должности. Первая, важнейшая из общественных добродетелей есть, без сомнения, любовь к отечеству, или пожертвование всеми собственными выгодами для пользы целого общества.

Итак гражданин за первый долг свой обязан почитать истинную, бескорыстную любовь к отечеству. Всякий из членов государства, сего обширного семейства, имеет право носить имя сына оного, а посему и должен употреблять все возможные усилия, чтоб заслужить оное, защищая права и свободу державы, ему покровительствующей. Строгое исполнение сих-то должностей доставляет смертному истинное удовольствие, которое может нарушиться одним только преступлением, противныма правам религии и общественным законам. Человек не укоряет сам себя в произвольных проступках, и совесть спокойная и чистая позволяет ему наслаждаться дарами природы. Никакое мрачное предчувствие не мучает души его, и он сам отдает себе справедливость в тех поступках, которые сокрыты от других.

Смерть лишает его благополучия, которым он наслаждается в сем мире, единственно для того, чтоб доставить ему несравненное высшее блаженство, которое должно вознаградить труды и добродетели его.

Сноски

Сноски к стр. 335

а противным вписано рукою неизвестного, которому принадлежит и ряд мелких исправлений в тексте предложения.