Богаевская К. П. Т. Г. Цявловская — пушкинист // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1986. — Т. 12. — С. 382—384.

http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/isc/isc-382-.htm

- 382 -

Т. Г. ЦЯВЛОВСКАЯ — ПУШКИНИСТ

Татьяна Григорьевна Цявловская (1897—1978) начала свою деятельность с изучения изобразительного искусства. В 1914 г., после окончания гимназии, она поступила в Институт истории искусств в Петербурге, но война прервала ее учение, и она, пройдя ускоренные курсы сестер милосердия, с осени 1914 по 1920 г. работала сестрой в госпиталях и на эпидемиях испанки, черной оспы, сыпного тифа.

В 1921 и 1922 гг. Т. Г. Цявловская училась на Смоленском отделении Московского археологического института и одновременно работала научным сотрудником в Смоленской картинной галерее.

Переехав в конце 1922 г. в Москву, Т. Г. Цявловская была привлечена к разборке и организации архива иконографических материалов, скопившихся в редакции журнала «Красная нива». Отсюда ведет начало ее опыт в архивном деле, исследовательский и архивоведческий интерес к иконографии.

Заниматься Пушкиным Татьяна Григорьевна начала в 1928 г. под руководством пушкиноведа М. А. Цявловского (ее будущего мужа). Первой работой ее стал критический пересмотр осуществленной В. Я. Брюсовым в подготовленном им издании сочинений Пушкина (т. 1, ч. 1) публикации черновых фрагментов рукописей поэта. Затем по поручению П. Е. Щеголева она описывала рабочие тетради Пушкина, хранящиеся в Государственной библиотеке им. В. И. Ленина. В ходе этих занятий Т. Г. Цявловская прошла серьезную текстологическую школу. Принимая впоследствии ближайшее участие во всех многотомных собраниях сочинений Пушкина (от первого полного советского издания 1930—1931 гг. (приложение к журн. «Красная нива») до собрания сочинений в 10 томах, выпущенного в 1974—1978 гг. издательством «Художественная литература»), Т. Г. Цявловская проявила себя как выдающийся пушкинист-текстолог. В этих изданиях она специализировалась на подготовке к печати черновых текстов лирики Пушкина, а также на уточнении датировок стихотворений. Помимо лирики Т. Г. Цявловская занималась и автобиографической прозой.

Вместе с М. А. Цявловским и Л. Б. Модзалевским Т. Г. Цявловская участвовала в создании ценнейшего для исследователей творчества великого поэта труда — сборника «Рукою Пушкина. Несобранные и неопубликованные тексты» (1935). В эту книгу вошли материалы, которые не включаются в полные собрания сочинений поэта: рефераты, записи народных песен и сказок, планы изданий, мелкие записи, дарительные надписи, деловые документы и т. п. Для сборника «Рукою Пушкина» Т. Г. Цявловской были подготовлены транскрипции всех автографов, находившихся тогда в Москве, написан ряд предисловий и комментариев. Впоследствии этот труд составил особый, к сожалению не вышедший в свет, том академического издания сочинений Пушкина — «Литературные и биографические материалы». Общая редакция тома была осуществлена М. А. и Т. Г. Цявловскими (машинопись его хранится в Рукописном отделе ИРЛИ, куда переданы бумаги архива Цявловских, связанные с Пушкиным).

Т. Г. Цявловская была одним из основных участников «большого» академического издания сочинений Пушкина в 16 томах (1937—1949).

- 383 -

В I, II, III и XII томах этого издания она выступила как текстолог, автор примечаний, а также как редактор части стихотворений и автобиографической прозы. Позднее вместе с С. М. Бонди она провела огромную работу по подготовке справочного, XVII тома («Дополнения и исправления. Указатели»; вышел в свет в 1959 г.).

Но Т. Г. Цявловская не остановилась на текстологии. За годы практической эдиционной работы, участия в создании научно выверенного корпуса сочинений великого поэта из нее вырос глубокий исследователь жизни и творчества Пушкина. Печататься она начала в 1931 г. (до 1949 г. подписывалась своей девичьей фамилией — Зенгер). Первой исследовательской работой Т. Г. Цявловской была статья «Николай I — редактор Пушкина» (1934), в которой она изучила и проанализировала все пометы царя на рукописях поэта.

С 1932 г. Т. Г. Цявловская состояла бессменным членом Пушкинской комиссии Академии наук СССР.

После кончины М. А. Цявловского (11 ноября 1947 г.) на руках Татьяны Григорьевны остался не завершенный им труд «Летопись жизни и творчества А. С. Пушкина». Работа над этим изданием, задуманным как трехтомное, велась с 1939 г. группой лиц под руководством и контролем М. А. Цявловского. Когда основная картотека была составлена, М. А. Цявловский извлек из нее все нужное для «Летописи», отредактировал, дополнил и свел воедино. Появившуюся после его смерти литературу, особенно обильную в год 150-летнего юбилея со дня рождения Пушкина, ввела в «Летопись» Т. Г. Цявловская. Ею был подготовлен к печати, снабжен предисловием и выпущен в свет первый том «Летописи» (1951), включающий в себя период от рождения Пушкина до 4 сентября 1826 г. — окончания ссылки в Михайловское.

Т. Г. Цявловская считала своим долгом довести «Летопись» до конца. Незадолго до своей смерти она подготовила дополненное 2-е издание I тома (находится в редакционном отделе издательства «Художественная литература») и начала работу над II томом. Картотека, составленная ею по периоду 1826—1829 гг., хранится ныне в Государственном музее А. С. Пушкина (в Москве). Опыт, накопленный при создании «Летописи», обобщен Татьяной Григорьевной в статье «О работе над „Летописью жизни и творчества Пушкина“» (1953). Ею также составлен (частично из неопубликованных работ) и отредактирован сборник М. А. Цявловского «Статьи о Пушкине» с ее примечаниями и библиографией работ покойного ученого (1962).

С мая 1957 г. по октябрь 1961 г. Т. Г. Цявловская состояла в штате Института русской литературы (Пушкинский Дом), являясь представителем его в Москве, выполняя различные задания в поисках архивных материалов. Татьяна Григорьевна щедро делилась с молодежью Пушкинского сектора Института опытом, накопленным в работе над академическим изданием сочинений поэта. Ленинградским пушкинистам памятен ее доклад о методах датирования пушкинских текстов.

Большое место занимали в жизни Т. Г. Цявловской бесконечные консультации, отзывы, ответы на письма по вопросам биографии и творчества Пушкина, которые шли к ней со всего Советского Союза. К ней обращались писатели, журналисты, искусствоведы, работники кино и театра, краеведы, начинающие филологи. Даже будучи тяжело больной, Татьяна Григорьевна всегда находила силы навести справки и ответить на все эти вопросы. Не преувеличивая можно сказать, что она одна заменяла целое учреждение. Недаром друзья еще при жизни М. А. Цявловского называли их квартиру «штабом пушкиноведения».

Т. Г. Цявловской написано около сотни «внутренних» рецензий на работы о Пушкине; прочитано несколько десятков докладов в Пушкинской комиссии Союза советских писателей (в Москве), в Институте мировой литературы, в Институте русской литературы и на многих всесоюзных Пушкинских конференциях.

- 384 -

Вторая половина 1950-х—1970-е годы были особенно плодотворны для исследовательницы. За это время ею прокомментированы лирика и автобиографическая проза Пушкина (в собраниях сочинений в 10-ти томах в издательстве «Художественная литература») и, главное, опубликовано множество статей, построенных на общем фундаменте изучения текстов и биографии поэта. В основу каждой работы положены документальные данные, новые находки, интересные соображения. Каждая статья и публикация является вкладом в пушкиноведение. Лучшие из ее работ этих лет (не говоря об исследовании рисунков Пушкина): «Автограф стихотворения „К морю“» (1956), «Дневник А. А. Олениной» (1958), «Влюбленный бес. (Неосуществленный замысел Пушкина)» (1962), «Неясные места в биографии Пушкина» (1962), «Мария Волконская и Пушкин. (Новые материалы)» (1966), «Отклики на судьбы декабристов в творчестве Пушкина» (1975).

Много сил положено Т. Г. Цявловской на составление и редактирование историко-биографического альманаха «Прометей» в серии «Жизнь замечательных людей», целиком посвященного Пушкину (1974, т. 10; 2-е изд., исправленное: 1975). Открывался том статьей самой Т. Г. Цявловской о Пушкине и Е. К. Воронцовой — «Храни меня, мой талисман...».

Круг интересов Т. Г. Цявловской был разнообразен, он не ограничивался литературой в узком смысле этого слова. Ее перу принадлежит, например, статья «Поэзия Пушкина в романсах и песнях его современников» (1970), в основу которой легли ее выступления на концертах в Государственном музее Пушкина в Москве.

Вероятно, из увлечения в молодости изобразительным искусством вырос особый интерес Т. Г. Цявловской к рисункам Пушкина, которыми она занималась в течение сорока лет. Первым опытом на этом пути была ее статья о рисунках поэта в так называемом «Альбоме без переплета», написанная для фототипического издания этой рабочей тетради (1939). Для этого же издания Татьяной Григорьевной выполнен ряд транскрипций автографов поэта.

Вместе с М. Д. Беляевым Т. Г. Цявловская приготовила научное описание всех известных ныне рисунков Пушкина для последнего несостоявшегося тома академического издания сочинений поэта. Работа эта была закончена перед Великой Отечественной войной (машинопись описания находится ныне в Отделе рукописей Института русской литературы).

Прекрасный знаток пушкинской эпохи и, в частности, иконографии, человек, обладающий тонким художественным чутьем и верным глазом, Т. Г. Цявловская сумела определить более пятидесяти портретов современников поэта в рисунках, разбросанных на полях его черновых рукописей. Среди них политические деятели, декабристы (Рылеев, Пестель, Кюхельбекер, Пущин, Якубович), писатели (Денис Давыдов, Грибоедов, Туманский, Дельвиг, Мицкевич, Баратынский, Веневитинов), множество лиц из пушкинского окружения. На эту тему Т. Г. Цявловской написана целая серия статей (около двадцати), а в 1968—1969 гг. ею был создан (по заказу Центрального телевидения) сценарий телевизионного фильма «Рисунки Пушкина».

В 1970 г. вышла ее книга «Рисунки Пушкина» (М., «Искусство»), явившаяся итогом многолетних изысканий. Над вторым, значительно расширенным изданием этой книги Т. Г. Цявловская работала до конца своей жизни. Последний вечер, 29 мая 1978 г. (скончалась она утром 30-го), она еще сидела за письменным столом и усовершенствовала законченную и сданную в издательство рукопись.

К. П. Богаевская.