220

Москва. 21 июня 1818 г.

Поздравляю тебя, любезный мой, с наступающим днем твоего ангела. Желаю тебе совершенного благополучия и от искреннего сердца. Бывало, мы этот приятный день проводили в Остафьеве, но счастливое время миновалось

221

и мы живем далеко друг от друга. Письмецо твое от 1 июня я получил. Благодарю тебя, что ты обо мне помнишь, и надеюсь, что Оболенские доставили тебе и письмо, и книгу. На этих днях я отправляюсь в Козельск. Здесь делать нечего. Москва совсем опустела. На бульваре встретишь одного Нечаева1 в изодранном плаще и с колуфером в носу. Сибилев2 мелькает изредка и несколько дворовых собак, живущих по соседству. В Аглинском клубе сидят Терпигорев, Айгустов и аптекарь Эйнбродт. Все мрачно и пусто. Не видать ни Черткова,3 ни Яворского. Не слышно ни политических, ни филантропических разговоров. Я очень хорошо делаю, что расстаюсь с такою скучною столицею. Константин Полторацкий женится на милой кн. Софье Голицыной. На прошлой неделе он угощал невесту и новую свою родню на даче в Сокольниках. Мы обедали в палатке, украшенной розами и лилеями, играла прекрасная духовая музыка, пели песельники и пр. После обеда гр. Потемкина,4 Голицыны5 и Ланская6 ездили верхами. В девятом часу вечера нас привели в комнату, где был приготовлен великолепный полдник. На столе стояла большая серебряная чаша с лимонадом. Офицеры поднесли ее Полторацкому в день его именин прошедшего 21 мая. Одним словом, мы провели день чрезвычайно приятно. Голицыны обе тебе кланяются. На третий день после этого праздника княгиня Boris7 дала прекрасный обед, на который и я был приглашен. Князь Андрей Гагарин8 с Потемкиной не говорит, но опять стал ездить к Голицыным и был на обеде вместе с своею равнодушною княгинею,9 которая час от часу становится прелестнее. Я очень давно не видел милую княгиню Serge. Сонцовы10 едут в деревню, а я, как говорит Алексей Пушкин, все сижу у сестриц своих.11 Балк живет со своею женою аки с голубицею. Я дни четыре назад обедал у него с Дружининым и много говорили о тебе. Балк удивительный оригинал, и точно в голове у него червяк. Он обо всем судит по-своему, и тем кажется хуже. Константин Булгаков переезжает в Свирлово.12 Наши Пушкины — в Валуево.13 Марья-Мишель14 опять живет у них и с ними едет в деревню. Трубецкая вчера со всею свитою поскакала в Знаменское.15

На будущей неделе ожидать надобно нашего торжественного собрания в Университете.16

Я буду читать стихи М. А. Дмитриева,17 перевод 4-й сатиры Боало и новую басню. — Я стихов более не пишу и совсем ничего не делаю. Тебя здесь нет. Жуковского и Батюшкова не бывало. Без вас, милых друзей моих, я никуда не гожусь, и талант мой мертв, и Муза нема.

Скажи княгине своей мое нижайшее почтение и любовь. Я очень рад, что здоровье ее поправилось и что малюточки ваши также здоровы. Когда-то я всех вас увижу? Я живу в сей приятной надежде и если попаду в Варшаву, то заверну и в Париж.

Не можешь ли, любезнейший мой, доставить мне L’Histoire de France pendant le XVIIIe Siècle par Lacretelle?18 Очень хочется иметь эту книгу, а здесь ее нет и не достанешь. Ты бы чувствительно меня обязал, если бы отыскал ее у варшавских книгопродавцев.

Прости, добрый, милый, постоянный друг мой. Обнимаю тебя от всей души моей.

В. Пушкин.