178

Понедельник. <16 ноября 1825>.100

<...> Спасибо тебе и за «Смесь». Сегодня пойду за нею в цензуру, где не помню уже когда был. Помню только, что в твоей «Смеси» Бируков много загнул листов и наставил NB. NB. Чтоб отсохла рука у этого дурака! Прекрасный цензор, только глуп, трус и имеет дурной вкус. Надобно еще повидаться со Слениным; что-то он начал пятиться; если откажется, то нечего делать — открою подписку — занял бы; но то беда, что задолжал всем своим знакомым <...>

Дельвиг женился. Кто-то из знакомых видел его, как он, сидя важно в карете с новобрачною, кланялся с улыбкою своим пешествующим друзьям.

И Фаддей чугунный лоб женился на племяннице или дочери танты, прелестной Елене. Сомов был на свадьбе. Были еще званые гости: Рылеев и Бестужев Сашка Завирашка дворняшка, да незваный... угадай... Греч. Он применил к Елене сказанные Франклином слова об Американской республике: j’ai été le premier à la refuser et je suis le dernier à la reconnaître.ю

Возвратились с Кавказа: Гнедич Циклоп и Павлушка <Свиньин>, медный лоб. Последний принялся уже за лганье. На возврат первого сделана пародия par une société de gens des lettresя (Греч, Булг<арин> с братиею): «Гнедич, Гнедич! где ты был? На Кавказе ж...ку мыл; вымыл разик, вымыл два, освежилась голова. Выпил я воды глоток, прояснился мой глазок» — далее не знаю.

Кюхельбекер едва ли будет моим сотрудником по журналу: он надеется получить при Черноморском флоте место ... профессора словесности и будет читать там лекции морским офицерам.

Вечером в 9 часов.

Знаешь ли, где я теперь? — В кабинете Я. К. Кайданова. Сейчас списал для тебя стихи Кюхельбекера на смерть Чернова. Стишки не так-то хороши, но писаны от всей души.101 Злодей Бируков возвратил мне без

179

скрепы только Смесь. Сколько наставил он NB против барской спеси и приказных справок. Как испугала его твоя приписка: historique. — Однако же, кажется, кроме барской спеси все пропущено будет. Не пропустил он еще одной полемической пиесы Кюхельбекера против Булгарина, с которым встретился я сегодня в Цензурном комитете. Как он ласков, учтив со мною! Собирается ко мне с пиесами для альманаха.

Читал ли ты московские стихи на попадей, поповен и поповичей? — Препакостные! Последние только стихи замечательны:

Но успокойтесь — страх велик лишь издали бывает.а
Вот Шаликов своей улыбкой одобряет.
«Молчите, — говорит, — я сам пойду в Синод,
Представлю свой журнал и, верно, в новый год
Как ни кроить на вас убор святым отцам —
Не быть портными им, коль мысли я не дам».б

Еще есть две новые карикатуры на попадей: 1-я) Попадья нагая стоит перед митр<ополитом> и держит в одной руке национальный, в другой общий европейский костюм. На вопрос ее: «который лучше?» — митр<ополит> отвечает: «Лучше бы так остаться, как есть». — 2-я) Попадья в рубашке стоит перед митр<ополитами> Фотием и Григорием. Протодиакон провозглашает: «повели, преосвященнейший владыко!», раздирает срачицу с нижнего края до пояса. И митр<ополиты> и Григорий и Фотий смотрят жадно на священное руно. Последний, всплеснув руками, восклицает: «о всепетая» <...>102

Теперь я чаще бываю в театре. Видел дебют Колосовой в «Мизантропе» по возвращении ее из изгнания. Чудо! как играет эту роль! Лишь вышла на сцену, минут десять раздавались рукоплескания, и она все это время принуждена была стоять перед публикою почти раком. Всякий раз, когда выходила на сцену, аплодировали ей. После того играла она в «Валерии» и в «Уроке кокеткам». Семенова с досады играла после того в «Меропе» и в «Медее».103 Видел ее в обеих ролях. В Медее была она бесподобна. Скоро будет дебют в Фрейшице Софии Шоберлехнер, урожденной Далонка. Хвалят чрезвычайно нового немецкого актера Вурма <...> Много новых пиес представлено Остолопову. Позволишь ли представить твоего «Говоруна»? Теперь, кажется, можно трудиться для театра.

В бенефис Азаревичевой и Телешовой собрано чистыми деньгами более 15 т<ыс.> р. Какой-то граф Потоцкий (чуть ли не кавалергардский офицер) прислал за креслы 1000 р. — А сколько подарено им шалей, браслет! — Мне хорошо: смотри даром из директорской ложи на актерские рожи. Жаль, что мало времени <...>

Сноски

Сноски к стр. 178

ю Я первый отказался от нее, и я последний ее признал (франц.).

я На Общество литераторов (франц.).

Сноски к стр. 179

а 7-ми стопный стих. (Примеч. А. Е. Измайлова).

б 4 мужеские стиха. (Примеч. А. Е. Измайлова).