508

НОВЫЙ ПАМЯТНИК ПУШКИНУ

19 июня 1957 года в Ленинграде на площади Искусств перед зданием Государственного Русского музея состоялось открытие памятника А. С. Пушкину, сооруженного скульптором М. К. Аникушиным и архитектором В. А. Петровым. Торжественное открытие памятника поэту, жизнь и творчество которого тесно связаны с Петербургом, было приурочено к празднованию 250-летия основания великого города на Неве.

Вступительную речь на торжественном митинге произнес заместитель председателя Ленгорисполкома А. А. Кузнецов, который под горячие аплодисменты многочисленных ленинградцев, собравшихся на площади, открыл памятник. На митинге с речами выступили писатель Д. Гранин, заместитель директора Института русской литературы (Пушкинский Дом) член-корреспондент Академии наук СССР М. П. Алексеев, художник И. А. Серебряный, директор Всесоюзного музея А. С. Пушкина М. М. Калаушин и рабочий Кировского завода Н. Д. Никитин. Торжественно прозвучали на площади строки пушкинского стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» в исполнении заслуженного артиста республики В. А. Ларионова. В заключение выступила студентка Ленинградского государственного университета С. Белокопытова, а ленинградские пионеры возложили к подножию памятника живые цветы.

Открытие памятника Пушкину, которого долгое время ждали с нетерпением ленинградцы, памятника, достойного и своего предмета и города, где он поставлен, явилось праздником нашей социалистической культуры. Об этом говорят многочисленные сообщения ленинградских, центральных и других газет, в особенности литературных и художественных, поместивших и изображения ленинградского памятника как одного из значительных произведений советской монументальной скульптуры.

Правительственное постановление о создании нового памятника Пушкину в Ленинграде было вынесено еще в 1936 году, перед столетием смерти поэта. 9 февраля 1937 года, когда Советская страна отмечала сотую годовщину смерти Пушкина, на стрелке Васильевского острова, получившей название Пушкинской площади, состоялась закладка памятника. В объявленном конкурсе приняли участие виднейшие советские скульпторы, среди которых были В. Домогацкий, В. Козлов, М. Манизер, Г. Мотовилов, С. Меркуров, И. Шадр, Л. Шервуд и др.

Лучшим проектом был признан проект известного скульптора И. Д. Шадра, которому и была поручена работа над моделью памятника. Проект, к которому после долгих поисков пришел скульптор, изображал Пушкина на простом постаменте; вместо фигуры, стоящей на высокой скале, с занесенной над головой рукою, как это было в первоначальном варианте, Шадр создал жизненно выразительный образ вдохновенного, сурового и непреклонного в творческом напряжении, как бы устремленного в будущее великого поэта. Болезнь и смерть Шадра прервали его работу над проектом памятника, обещавшего быть очень глубоким и выразительным.1 Великая Отечественная война надолго остановила дело создания памятника.

Вскоре после войны был объявлен новый конкурс. Местом для будущего памятника была на этот раз избрана площадь Искусств, а не Пушкинская площадь, своими масштабами требовавшая памятника значительных размеров, который, стоя между симметрично

509

расположенными на стрелке Васильевского острова Ростральными колоннами, притом рассматривался бы как лишний компонент в большом архитектурном ансамбле. В 1949 году, в дни празднования 150-летия со дня рождения Пушкина, на площади Искусств был вновь заложен памятник поэту.

В послевоенном конкурсе, помимо ряда виднейших скульпторов, принимавших участие в первом конкурсе, участвовали и молодые ваятели М. Аникушин, Г. Косов, А. Корсиков. Обсуждение проектов привлекло не только искусствоведов, скульпторов и архитекторов, но и широкую советскую общественность. Конкурс проводился в Русском музее, Союзе художников, Музее городской скульптуры, где проекты памятника были выставлены для обозрения. Уже в начале конкурса лучшим проектом памятника Пушкину был признан проект М. К. Аникушина, подвергшийся затем длительному обсуждению. В третьем туре конкурса, состоявшемся в 1950 году, Городской архитектурный совет вынес решение, рекомендовавшее Ленгорисполкому для осуществления памятника именно этот проект — скульптора М. К. Аникушина и архитектора В. А. Петрова. Около восьми лет продолжалась работа авторов над монументом. За эти годы мастерскую Аникушина постоянно посещали ленинградцы, пристально и сочувственно наблюдавшие за воссозданием образа поэта; авторы памятника выступали с сообщениями о ходе своей работы перед ленинградской общественностью; в печати публиковались статьи и заметки, посвященные работе над памятником, помещались его фотографии. Специально образованная комиссия неоднократно собиралась для обсуждения разных вариантов модели будущего памятника, предназначенного стоять на одной из центральных и красивейших площадей города. Памятник был отлит из бронзы на ленинградском заводе «Монументскульптура». Высота фигуры 3 м 30 см, высота всего памятника с пьедесталом — 7 м 90 см. Пьедестал вырублен из красноватого гранита, добытого в Кар-Лахти под Ленинградом. По своей структуре этот гранит близок тому, которым «одеты» набережные Невы. На лицевой стороне гранитного пьедестала высечена покрытая золотом надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину».

Созданный скульптором М. К. Аникушиным образ поэта, полного творческих сил, является новой его трактовкой, не повторяющей других, предшествовавших скульптур: Пушкин изображен в движении, стремящимся вперед, и его стремление подчеркнуто откинутой правой рукой. Этот образ заслужил признание ленинградцев и многочисленных советских граждан, посетивших Ленинград и побывавших на площади Искусств.

М. К. Аникушин, помимо этого памятника, — автор ряда работ, посвященных образу Пушкина. Среди них — мраморная скульптура Пушкина, установленная в 1953 году в клубе Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, и скульптура для станции «Пушкинская» Ленинградского метрополитена имени В. И. Ленина, установленная в 1955 году.

Присуждение Ленинской премии 1958 года Михаилу Константиновичу Аникушину за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде явилось заслуженной наградой автору выдающегося произведения советской монументальной скульптуры, художнику, воссоздавшему в бронзе образ великого поэта.

О. А. Пини

Сноски

Сноски к стр. 508

1 О работе Шадра над памятником Пушкину см.: Ю. Колпинский, Иван Дмитриевич Шадр. Изд. «Искусство», М., 1954, стр. 78—88.