473

ВСЕСОЮЗНЫЙ МУЗЕЙ А. С. ПУШКИНА

Всесоюзный музей А. С. Пушкина в Ленинграде с его филиалами (музей-квартира А. С. Пушкина, музей-квартира Н. А. Некрасова и Лицей в городе Пушкине), находившийся до этого времени в составе Академии наук СССР, по решению правительства в декабре 1953 года передан был в ведомство Министерства культуры СССР. С этого времени музей является самостоятельным научно-исследовательским и культурно-просветительным учреждением.

Музей собирает, хранит и изучает музейные фонды, организует их экспозиции (постоянные и временные в виде отдельных выставок), заботится о восстановлении и

474

охране мемориальных памятников, входящих в состав музея. Музей издает путеводители, справочники и отдельные исследования, связанные с работой сотрудников музея.

В связи с организацией музея в самостоятельное учреждение при нем с 1953 года учреждена библиотека. В настоящее время библиотечный фонд музея вырос до 23 тысяч библиотечных единиц. Библиотека располагает коллекцией изданий произведений Пушкина от первых прижизненных до изданий нашего времени, справочно-библиографических указателей, а также собранием комплектов русских периодических изданий за полтора столетия. Библиотека получает издания произведений Пушкина, переведенные на языки народов СССР (в счет обязательного экземпляра из Всесоюзной книжной палаты), и зарубежные издания, пересылаемые музею через ВОКС.

Фонды Всесоюзного музея А. С. Пушкина, состоящие из материалов первостепенного значения и материалов справочного характера (имеющих научно-историческую ценность), насчитывают около 38 тысяч единиц музейного хранения, причем только за последние три года фонды увеличились на 3 тысячи единиц.

С наибольшей полнотой музей стремится собрать в своих фондах изобразительный материал и бытовые предметы пушкинского времени. Приобретены живописные и акварельные портреты: З. А. Волконской, А. И. Истоминой, А. Ф. Смирдина, А. С. Шишкова, Е. П. Ганнибал, Б. К. Данзаса, а также акварель И. В. Малафеева «Первоначальный вид могилы А. С. Пушкина». Из портретов более позднего времени переданы в дар музею фотографии внучки А. С. Пушкина — Наталии Александровны, ее детей и внуков. Из мемориальных вещей — 94 предмета «Нащокинского домика», письменный стол из Тригорского, бюро красного дерева из Малинников, бювар Е. П. Ганнибал, лицейская наградная медаль 1817 года; из мемориальных вещей более позднего времени — бумажник, принадлежавший дочери Пушкина — М. А. Гартунг, осколок лицейского колокола (бронза) 38-го выпуска, принадлежавший лицеисту П. М. Азанчееву-Азанчевскому. Среди предметов мебели и убранства пушкинского времени, приобретенных музеем, следует отметить редчайший экземпляр рабочего кресла начала XIX века английского типа (миниатюрная копия подобного кресла сохранилась в кабинете Пушкина в «Нащокинском домике»). Кроме того, музей приобрел рукописи товарища Пушкина по Лицею — И. В. Малиновского (тетрадь-учебник на французском языке 1817 года и список стихотворений Пушкина и Рылеева — 1824 года). Значительно пополнились фонды музея иконографией пушкинских современников и видами пушкинского Петербурга, представленными редкими в настоящее время гравюрами и литографиями.

Из произведений советских художников музей приобрел: 20 оригинальных работ Н. П. Ульянова (живопись и рисунки 1935—1949 годов), 11 работ Г. К. Савицкого (живопись и рисунки 1935—1949 годов), 2 рисунка Д. Н. Кардовского, картины Н. М. Чернышева и Г. Н. Веселова, акварели и рисунки: Н. М. Кочергина, Д. А. Дубинского, П. П. Соколова-Скаля, П. А. Алякринского, серии гравюр на дереве В. А. Фаворского и Ф. Д. Константинова к отдельным произведениям поэта; работы В. В. Мешкова, В. К. Бялыницкого-Бирули, В. А. Успенского, А. В. Каплуна, Л. С. Хижинского и А. Л. Каплана с изображением памятных пушкинских мест.

Со всех концов Советского Союза музей получает многочисленные фотографии учреждений, носящих имя поэта (школ, библиотек, улиц, клубов, дворцов культуры, пароходов), фотоснимки театральных и кинематографических постановок произведений Пушкина и пьес о нем, портреты артистов-исполнителей.

Музей хранит письма художников, писателей и артистов, рассказывающие об их работе над пушкинскими темами и образами, и автографы переводчиков пушкинских произведений: М. Рыльского, Якуба Коласа, Антанаса Венцловы и др.

Собирательской работе музея содействует и Всесоюзное общество культурной связи с заграницей. В музей поступают автографы и портреты иностранных писателей и общественных деятелей, изучающих и пропагандирующих Пушкина на своей родине, фотографии учреждений имени Пушкина и памятников поэту за рубежом. Назовем из них: портрет китайского поэта Кэ Чжун-пина и автограф его стихотворения «Пою народного гения — Пушкина» (см. настоящий сборник, стр. 417), портрет и письмо Поля Робсона, портреты с автографами писателей: Джека Линдсея (Англия), Тейна де Фриса (Голландия), Шандора Гергеля (Венгрия), Зденека Неедлы, Яна Пиларжа и Вацлава Ржезача (Чехословакия); фотографии памятников Пушкину в Шанхае, с дарственной надписью китайского литературоведа и переводчика Гэ Бао-цюаня, в Бургасе, Веймаре и др.

Экспозиция музея, посвященная жизни и творчеству великого поэта, размещена в семнадцати залах Государственного Эрмитажа. За последние годы в экспозиции были произведены значительные изменения и дополнения.

В 1954 году в связи со 150-летием со дня рождения М. И. Глинки пополнилась новыми материалами тема «Пушкин и Глинка». Дополнительно экспонированы: портреты первых исполнителей оперы Глинки «Иван Сусанин» (Степановой, Петрова, Петровой-Воробьевой), автограф оперы, копия рисунка Г. Гагарина сцены из оперы и

475

материалы, характеризующие взаимоотношения Пушкина и Глинки. Среди последних — автографы воспоминаний М. И. Глинки о его встречах с Пушкиным.

В июне 1955 года, к 156-й годовщине со дня рождения поэта, в экспозицию музея были введены новые темы: «Отклики на смерть Пушкина за рубежом», «Юбилей 1899 года за рубежом» и «Переводы Пушкина за рубежом». Здесь представлены: портрет Адама Мицкевича и написанный им 25 мая 1837 года некролог Пушкина, номер чешского журнала «Кветы» 1837 года с напечатанным в нем стихотворением Людевита Штура «Плач над Пушкиным», портреты немецкого литератора Фарнгагена фон Энзе, опубликовавшего в 1838 году статью о творчестве Пушкина, английского писателя Джорджа Борро и других деятелей зарубежной культуры, писавших о Пушкине. В книжной витрине помещены: книга немецкого литератора Кёнига «Literarische Bilder aus Russland» («Русские литературные очерки»), вышедшая в 1837 году в Штутгарте с портретом Пушкина; книги и высказывания о Пушкине П. Мериме, Х. К. Андерсена, национального поэта Финляндии И. Рунеберга, немецкого поэта и переводчика Ф. Боденштедта, болгарского писателя Л. Каравелова. Здесь можно ознакомиться с текстами телеграмм и приветствий, полученных по поводу пушкинского юбилея 1899 года от В. Гюго, А. Теннисона, Э. Золя, Ж. Верна, М. Прево, Э. Ожешко и других писателей. Эти материалы, а также представленные в музее переводы пушкинских произведений на многочисленные языки мира утверждают слова Белинского о том, что Пушкин «не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех народов и всех веков, гений европейский, слава всемирная».1

Заново в экспозицию введены темы: «Пушкинские музеи в Советском Союзе» и «Пушкинские места в изображении советских художников». Интересен монтаж из почтовых марок, вышедших в честь Пушкина не только в Советском Союзе, но и в зарубежных странах.

В 1955 году коренной переработке подверглась экспозиция, посвященная пребыванию Пушкина в ссылке в селе Михайловском. В экспозицию включены автопортрет поэта, сделанный на полях рукописи третьей главы «Евгения Онегина», рисунки Пушкина, изображающие С. Л. Пушкина и Анну Вульф, автографы писем и произведений поэта, написанных в Михайловском (всё в фотокопиях). Расширены разделы, посвященные интересам Пушкина к народным песням, переписке и свиданиям поэта с друзьями. Экспозиция пополнилась работами некоторых советских художников: картиной Г. К. Савицкого «Прощай, друг!» (1941), посвященной приезду в Михайловское И. И. Пущина, картиной Л. Бродской «Дом Пушкина в Михайловском» (1949), рисунками Н. П. Ульянова «Пушкин на ярмарке» (1936) и А. Д. Моравова на эту же тему (1949). Экспонированы картины В. К. Бялыницкого-Бирули, автолитография П. Шиллинговского, гравюры Л. Хижинского и фотографии М. Величко, изображающие пушкинские места: Михайловское, Тригорское, Савкину горку. Иллюстрации к «Борису Годунову» пополнились работами П. Соколова-Скаля, П. Алякринского. В экспозицию зала, посвященного селу Михайловскому, включена также и картина В. А. Серова «Пушкин в деревне» (1899), ранее находившаяся в другом разделе. Дополнительно представлены книжные издания.

Темы «Южная ссылка», «Восстание 14 декабря» и «Пушкинские спектакли на сцене советского театра» тоже были дополнены новыми экспонатами.

Кроме работы над основной экспозицией, музей занимается также организацией временных выставок. Так, в 1954 году, в ознаменование трехсотлетия воссоединения Украины с Россией была открыта выставка «Пушкин и Украина», раскрывающая связи Пушкина с украинским народом, его историей и литературой. В декабре 1955 года, в связи со 100-летием со дня смерти Адама Мицкевича, музей разработал и организовал при участии Государственного Русского музея большую юбилейную выставку памяти великого польского поэта.2 Выставка эта, развернутая в залах Русского музея, существовала более полугода.

В экспозиции Лицея за последнее время были произведены дополнения. Включены экспонаты, посвященные лицейским годовщинам, ноты романсов, написанных при жизни Пушкина на его лицейские стихотворения; новыми книгами пополнилась витрина. Включена в экспозицию и приобретенная музеем акварель Д. Н. Кардовского «Пушкин в Царском Селе» (1937).

Научно-издательская деятельность музея за последнее время представлена следующими работами: в 1956 году в новой редакции изданы путеводитель по музею-квартире А. С. Пушкина (составитель Е. В. Фрейдель) и путеводитель по экспозиции Лицея (составитель В. К. Зажурило), в издательстве «Искусство» вышло новое издание

476

книги А. М. Гордина «Пушкинский заповедник». Научный коллектив музея провел большую работу по подготовке к изданию каталога всей экспозиции музея. Закончен также написанный группой научных сотрудников путеводитель по Всесоюзному музею А. С. Пушкина.

Музей ведет большую массовую и культурно-просветительную работу. Научные сотрудники проводят экскурсии по музею, читают лекции в учреждениях и на предприятиях Ленинграда, организуют научные заседания и литературно-музыкальные вечера. За консультацией в музей постоянно обращаются научные сотрудники других музеев страны, а также художники, скульпторы, актеры, работающие над созданием образа поэта или героев его произведений. Музей поддерживает тесную связь с коллективом Пушкинского заповедника в Псковской области, оказывая ему помощь в разыскании материалов Пушкинской эпохи, а также в экспозиционной работе. Ежегодно многие тысячи советских граждан и зарубежных гостей проходят через залы музея и его филиалов. В 1955 году только в музее-квартире А. С. Пушкина побывало свыше 69 тысяч посетителей, проведено 1184 экскурсии, а Всесоюзный музей А. С. Пушкина в том же 1955 году посетило 830 тысяч человек и в нем было проведено 3307 экскурсий. Музей пользуется большой любовью среди ленинградцев и многочисленных посетителей из других городов и сел Советского Союза.

За последние годы резко возросло количество зарубежных гостей, побывавших в Пушкинском музее и его филиалах. Туристы из Англии, артисты французского театра, китайские ученые, члены польской делегации, албанские студенты и шведские учителя, индийские и вьетнамские друзья Советского Союза приходят в Пушкинский музей, чтобы больше узнать о жизни и творчестве великого сына русского народа. «Тропу к этому гиганту, — как говорит о Пушкине в письме, адресованном музею, Поль Робсон, — проложили и прокладывают миллионы старых и новых читателей, которые любят его».

А. М. Мухина, О. А. Пини

Сноски

Сноски к стр. 475

1 В. Г. Белинский, Полное собрание сочинений, т. VII, Изд. Академии наук СССР, М., 1955, стр. 104.

2 См.: С. С. Ланда. Выставка памяти Адама Мицкевича. Краткий путеводитель. Изд. «Искусство», М., 1955.