Велчев В. Пушкин в изображении современных болгарских поэтов // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. — Т. 2. — С. 433—444.

http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is2/is2-433-.htm

- 433 -

В. ВЕЛЧЕВ

ПУШКИН В ИЗОБРАЖЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ
БОЛГАРСКИХ ПОЭТОВ

1

Творчество А. С. Пушкина пользуется в Болгарии широкой популярностью. Оно оказывает глубокое и непрерывное влияние, содействуя общественной и литературной борьбе на различных этапах развития общественной жизни в Болгарии.

Самые крупные болгарские поэты — П. Р. Славейков, Хр. Ботев, Ив. Вазов, П. П. Славейков и другие — учились у Пушкина, переводили его произведения. Глубоко войдя в болгарскую литературу как поэт народный, оплодотворивший творческие искания многих болгарских поэтов, Пушкин, естественно, стал предметом художественного изображения. Еще до освобождения Болгарии от турецкого ига П. Р. Славейков, родоначальник новой болгарской поэзии, сделал следующее замечательное признание:

Не бе ми брат,
По муза беше ми познат,
Но мил ми беше от брат по-много.1

(Он не был моим братом, он мне был знаком по музе, но был мне гораздо милее брата.)

В 80-е и 90-е годы XIX века народный поэт Ив. Вазов посвятил великому русскому поэту два стихотворения — «Пушкин» (1885) и «Столетие Пушкина» (1899).2 Во втором стихотворении, написанном в момент острой борьбы партий русской и западноевропейской ориентации, он выразил свой восторг и гордость поэтическим «гением славянства» тем, что и его народ принимает участие в великом празднике России — столетии со дня рождения поэта.

Эта прекрасная традиция, заложенная Ив. Вазовым, получила новое развитие в творчестве современных болгарских поэтов. Время, протекшее с конца первой империалистической войны до народной победы в 1944 году, представляет собой новый этап как в истории болгарской литературы, так и в восприятии творчества Пушкина. Как и естественно было ожидать, в этот период появился большой интерес к советской литературе. Горький и Маяковский, Шолохов и Н. Островский овладели умами прогрессивных читателей и писателей. Однако поэзия Пушкина и в эти годы не

- 434 -

потеряла своего очарования. Интерес к его творчеству усиливается особенно к 1937 году, когда отмечалось столетие со дня его гибели.

Самые талантливые поэты того времени читают Пушкина, осмысляют его творчество сообразно со своим мировоззрением и задачами момента. Великий пролетарский поэт Хр. Смирненски (1898—1923), основоположник социалистического реализма в болгарской литературе, был одним из восторженных почитателей Пушкина. Его друзья единодушно говорят о большой любви и увлечении им русской литературой, и более всего Пушкиным. «Самыми любимыми у него были Пушкин, Крылов, Лермонтов, Максим Горький, Тургенев», — пишет Г. Д. Наков.3 Пушкин для Смирненского не только поэт, но и гражданин. Любовь к русской литературе, свободолюбивой поэзии Пушкина Смирненски прививал и своим товарищам. Он «вводил нас, — говорит Тома Янев, — в духовный мир наших и иностранных писателей, главным образом русских... Он заинтересовал нас творчеством Максима Горького, Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Некрасова, о которых говорил с увлечением и волнением как о борцах за лучшую участь для человечества. И Христо заключал, что мир должен быть лучше и что это не придет как дар небесный».4

Очень характерно отношение к Пушкину борца-антифашиста, самого талантливого поэта нового времени, Николы Вапцарова (1909—1942), зверски убитого фашистами. Воспоминания о Вапцарове свидетельствуют, что он интересовался не только советской, но и русской классической литературой. Ее боевой, героический, освободительный характер в условиях фашистского гнета был созвучен настроениям Вапцарова. В товарищеской среде он с воодушевлением читал наизусть «Демона», «Смерть поэта» Лермонтова, «Стансы», «Пророка», отрывки из «Полтавы», «Медного всадника», «Евгения Онегина» и других произведений Пушкина. Вапцаров любил и Толстого, Некрасова, Гоголя, Чехова, Чернышевского и Добролюбова, но перед Пушкиным испытывал истинное преклонение. Он видел в нем непревзойденного гения поэзии, образец для всего самого высокого в области поэтического искусства. «Каждый поэт должен учиться у Пушкина, — убежденно говорил он. — Теперь многие из нас пишут какие-то особенные стихотворения или, точнее говоря, стихоплетствуют. Пушкин — гений, равного которому трудно найти».5

Для Вапцарова Пушкин — поэт, который открывает ему простор для деятельности, указывает пути борьбы за лучшую жизнь для человечества. Говоря о своем увлечении великими западноевропейскими писателями, Вапцаров признает: «Все эти писатели учили меня разоблачать зло, но одновременно успокаивали и утешительными иллюзиями». Натура деятельная, Вапцаров не довольствовался только установлением социальных пороков и пассивным возмущением. «Они, — продолжает он, — не помогли мне понять, что нужно делать, кто виноват в том, что миллионы людей просыпаются с мучительной мыслью о каждодневном куске хлеба, а меньшинство утопает в роскоши и безделье». Противопоставляя русских писателей западноевропейским, Вапцаров заключает: «На все эти вопросы дали мне ответ великие русские классики».6 Русские писатели-демократы

- 435 -

дали Вапцарову не только знание жизни, но и объяснили эту жизнь, подсказали пути для преодоления классовых несправедливостей, укрепили уверенность в борьбе против этих несправедливостей.

В критической болгарской литературе о Пушкине в юбилейный 1937 год самое большое значение имел сборник, изданный под редакцией Гьончо Белева «А. С. Пушкин. 100 лет со дня смерти» (1937, 20 февраля). В нем помещены переводы стихотворений Пушкина, статьи и стихи о нем видных общественных деятелей, литературных критиков, писателей, таких, как Тодор Павлов, Т. Самодумов, Трудин (Сава Гановски), Г. Бакалов, Л. Стоянов, Н. Хрелков, Мл. Исаев, А. Тодоров, М. Марчевски, М. Грубешлиева, Кр. Белев, Г. Цанев, П. Матеев, Крум Пенев и др. Выход этого сборника в годы господства фашизма в значительной степени способствовал усвоению болгарским литературоведением того понимания пушкинского наследия, какое было достигнуто в тот момент советским пушкиноведением: было показано национальное и мировое значение великого поэта, раскрыт характер пушкинского реализма. Отмечая влияние Пушкина на болгарскую литературу, непрекращавшееся почти целый век, писавшие по этому вопросу особенно подчеркивали, что в Болгарии Пушкин содействовал общественному развитию, что он предвидел и выразил «многие тенденции будущего»,7 научил болгарскую интеллигенцию «верить и бороться за самые возвышенные идеалы человечества».8

Чествование Пушкина в 1937 году, когда фашизм готовил вторую мировую войну, было ярким проявлением солидарности с прогрессивным человечеством, мощной демонстрацией любви к Советскому Союзу как его авангарду. Именно в тот период, с конца первой империалистической войны до народной победы в 1944 году, появляется очень много стихотворений о великом поэте.

Пролетарский поэт Димитр Полянов (1876—1953) еще в 1919 году в ознаменование двухлетия Великой Октябрьской социалистической революции написал стихотворение «Суд бессмертных. 1917 — ноябрь 1919»,9 в котором наряду с другими русскими писателями называет и Пушкина как косвенного участника Октября. С искренним восторгом Полянов говорит о том, что Великая Октябрьская революция положила конец рабству, что свобода завоевана кровью:

Тук Пушкин е със вдъхновение
Възпявал всяка красота.
Мечтал за мощ и упоение
На боя кървав в яростта.

(Здесь Пушкин, с вдохновеньем воспевавший красоту, мечтал о силе и упоенье боя кровавого и яростного.)

Пушкин наряду с другими русскими поэтами является провозвестником свободы. Вместе с другими он утверждает завоевания революции:

И екна вик: благословена,
Закриляй волний человек!
От истината вдъхновена,
бъди отнине и во век!

(И раздался голос: благословенна, защищай свободного человека! Истиной вдохновленная, будь отныне и во век!)

- 436 -

В юбилейном 1937 году в столичной и провинциальной прессе печатаются восторженные поэтические произведения, с помощью художественного слова укрепляющие фронт сопротивления против фашизма. Среди поэтов, создавших произведения о Пушкине, — Мария Грубешлиева, Младен Исаев, Пантелей Матеев, Крум Пенев, Ангел Тодоров и другие, своеобразно выразившие свое преклонение перед великим русским поэтом, создав художественно убедительные образы. Самое значительное творческое завоевание в тот период принадлежит Николе Вапцарову.

Вапцаров, горячий поклонник русской классической литературы и особенно Пушкина, создает замечательное стихотворение «Пушкин».10 В этом стихотворении, в свободном ямбическом стихе по типу стиха Маяковского, Вапцаров раскрывает образ великого поэта на фоне его эпохи, он извлекает уроки из исторического прошлого родины Пушкина, укрепляет оптимизм в борьбе за революционное преобразование своей страны. В тоне сдержанной исповеди, простыми, но выразительными поэтическими красками Вапцаров создает замечательное по своему идейному содержанию стихотворение. Его поэтическая исповедь открывается сжато, но выразительно нарисованной картиной России времени Пушкина:

Русия — мрак.
Русия — гнет.
Неразорана целина.
Вертеп...
Свирепа тишина.

(Россия — мрак. Россия — гнет. Неподнятая целина. Вертеп... Свирепая тишина.)

Этой картине царской России Вапцаров противопоставляет современное положение в Советском Союзе, где теперь созданы новые условия жизни, которые открывают иные перспективы для жизни народа. И всё это произошло потому, что объединенные трудовые классы, направляемые в своей борьбе идеологией революционного пролетариата, создают новую жизнь. В этой новой, счастливой жизни уже нет трагической отчужденности между поэтом и народом. Свободный советский труженик может обратить свой взор к красотам природы и искусства, может «в обеденный перерыв» читать Пушкина и чувствовать его «как товарища», потому что и он, этот освобожденный труженик, — строитель, борец за новые формы общественной жизни. Этот рабочий, выросший в борьбе, понимает и любит поэзию Пушкина:

...И простия народ,
се влюбил в твоите звучни песни,
и в своя нов живот.

(И простой народ влюбился в твои звучные песни и в свою новую жизнь.)

Вместе с рабочим радуется пушкинским стихам и счастливая колхозница, влюбленная в молодого матроса, она живет поэзией, сливающейся в ее представлении с красотой колхозного поля, со счастьем ее собственной жизни:

Едно момиче от колхоза
обича млад матрос.
И тъй — неволно, без да ще,
напява твои стихове.

(Девушка из колхоза любит молодого матроса. И так невольно, не зная, напевает твои стихи.)

- 437 -

Стихотворение Вапцарова показывает, каким великим примером является советский народ для болгарского народа. Нарисовав нерадостную картину жизни России времен Пушкина и противопоставив этому положение народа в советское время, поэт противопоставляет советскую страну своей родине, в которой свирепствует фашизм. Вапцаров, таким образом, возбуждает стремление к борьбе за новую, счастливую жизнь. Вместе с тем он высказывает взгляд на поэта как на борца и изобличителя. Поэтическая судьба Пушкина, борца за свободу, гений которого засиял новым светом в эпоху социализма, поучительна и для него. Эта судьба окрыляет боевой социальный оптимизм Вапцарова. У Пушкина Вапцаров учится совершенству поэтической формы, остроте слова и поэтического образа:

...аз се уча
да пиша всеки свой протест,
тъй искрено
и толкоз звучно.

(я учусь писать, каждый свой протест, так искренно и так звучно.)

Стихотворение Вапцарова — небольшая пьеса, исключительно богатая по своему идейному содержанию, — произведение блестящее по простоте и экономичности поэтических средств. Оно рисует судьбы двух народов и через образ и судьбу Пушкина показывает миссию поэта в новых исторических условиях.

М. Грубешлиева создает образ великого поэта в стихотворении «Пушкину».11 Его гибель, по мнению поэтессы, не есть плод мщения, не бездушие со стороны ничтожного убийцы. В трагической участи поэта она винит русское самовластие, осмысляет гибель поэта как разультат столкновения двух эпох:

Не беше мъст, безумие не беше,
а заговор, убийство, атентат...
То бе двубой, но не зарад жена...
То бе двубой на два различни свята.

(Это не было местью, не было безумием, это был заговор, убийство, покушение... Это был поединок, но не из-за женщины... Это был поединок двух разных миров.)

Торжественными, восторженными словами поэтесса подчеркивает завидную участь того, кто пал в столь трагическом столкновении. Его имя будет незапятнанным пронесено через века. Его пример будет путеводной звездой:

Ще минат век след век неповторими —
ти като фар ще сочиш път в нощта —
над всички имена — огромно име —
поет, — предтеча и пророк.

(Пройдет век за веком неповторимы — ты как звезда будешь показывать путь в темноте — над всеми именами — великое имя — поэт — предтеча и пророк.)

Выразитель сокровенных чаяний народа, Пушкин получил свое признание только после победы Великой Октябрьской социалистической революции, когда на руинах старого мира было написано его великое имя. И это потому, что в свое время он сумел проникнуть в судьбу русского

- 438 -

крестьянина, поднял голос протеста, беспощадно изобличал самодержавие и крепостничество:

Поет на смелата, свободна мисъл,
на непритворно непокорство,
                  херолд на истината —
приятел горд на декабристите,
що пръв видя теглото на мужика
и от чертозите на свойта муза
лирическия празен стих разби, —
и през ония тъмни дни написа:
«Не ми е нужна звънна лира,
потребен ми е Ювеналов бич».

(Поэт смелой, свободной мысли, открытого непокорства, герольд правды — гордый товарищ декабристов, первым увидевший ярмо мужика и в чертогах своей музы лирической праздный стих разбил, — и в те мрачные дни написал:

«Не нужно мне гремящей лиры,
Вручи мне Ювеналов бич!»)

Для Грубешлиевой Пушкин не только предтеча и пророк социального прогресса, но и поэт-борец, гражданин, прокладывающий пути к будущему.

В другом аспекте показан русский поэт в стихотворении Младена Исаева «Пушкин».12 Во взволнованных стихах болгарский поэт воссоздает картину эпохи, в которую расцветал гений Пушкина. В условиях «безнадежной тоски» зажегся пушкинский порыв к другой жизни в родной стране:

Пушкин пя вдъхновен
и мечта
за свободна Русия —
пълни с жар стихове
в заледения век посвети й.

(Пушкин пел вдохновенный и мечтал о свободной России — полные огня стихи в ледяной век ей посвятил.)

Но мрачная пора, которую заклеймил великий поэт, прошла. В современных условиях растет новый человек с вдохновенными, светлыми устремлениями в будущее и теперь их ничто не угасит, потому что уже победило дело социализма:

И светът днес е друг;
в снеговете, безкрайни и чисти,
пее волният внук
на декабриста!

(И мир теперь другой; в снегах бескрайних и чистых поет вольный внук декабриста!)

Более того: не только на родине великого Пушкина наступила иная жизнь, пламя свободы зажгло сердца миллионов, охватило большую часть человечества. Миллионы людей сочувствуют Стране Советов, восторгаются произведениями Пушкина:

И ведно със «славян и тунгуз»
днес се радват на гения светъл —
на прекрасната «Рус» —
милиони по нашта планета.

(И вместе с «славянином и тунгусом» ныне радуются светлому гению, радуются прекрасной Руси миллионы на нашей планете.)

- 439 -

Для Младена Исаева образ Пушкина представляется неизбежно трагическим. Но в новых условиях судьба Пушкина не может повториться. Победа революции осуществила его мечты, и эта победа является гарантией их осуществления во всем мире.

Глубоко прочувствованное стихотворение посвящает великому поэту Пантелей Матеев.13 В отвлеченных образах поэт воссоздает тревожную эпоху, которая не располагает к поэтическим восторгам. Пушкин не из тех поэтов, которые отрываются от мира. В своих произведениях он выразил величавый бунт человека против вековечного гнета, дал простор своему благородному гневу. Именно потому отношение современного поэта к нему особое. В нем он чувствует нечто созвучное с тревогами и потребностями своего времени:

Затуй и днес се спираме смирено
и Пушкина четем със порив нов
и със сърца отново озарени
от красота, и гордост и любов.

(Поэтому и сегодня останавливаемся смиренно и читаем Пушкина с новым порывом и с сердцем, вновь озаренным красотой и гордостью, и любовью.)

Матеев видит в Пушкине гуманиста, певца декабристов, провозвестника «лучистой человечности», которая звенит и греет в его стихе, которая является драгоценным заветом нашей эпохе:

В тоя звън, дочуваме, приижда
оная мощна истина в света,
поетът с мъдра реч що бе съзиждал
и с стройна песен ни я завеща.

(В этом звоне слышим: идет в мир могучая истина, которую поэт с мудрой речью создавал и завещал нам ее в стройной песне.)

Для Пантелея Матеева творчество Пушкина имеет исключительное значение. Он поэт-гуманист, выразивший величавый порыв человека прошлого и бросивший мост к новому времени, оставивший для нас великие заветы.

Поэт Ангел Тодоров по-своему выразил свой восторг перед Пушкиным и свое преклонение перед его делом. Подобно самому Пушкину, наш поэт в стихотворении «Пушкину»14 признает, что александрийский стих тяжел для выражения хвалы, которую он хочет воздать гению русской поэзии, и потому он возвеличит его в «свободной песне». Для него Пушкин — поэт, который будит в душе огонь благородных чувств, указывает перспективы социального прогресса, выражает народные чаяния:

той — пълен с пламъка небесен —
и в камъка събуди страст.
Той бе живителният тласък
към нови светли векове,
той беше ехо многогласно
на племена и лесове.

(он полон пламенем небесным — и в камне пробудил страсть. Он — живительный толчок к новым светлым векам, он — многогласное эхо племен и лесов.)

- 440 -

Эта устремленность к будущему делает Пушкина любимым поэтом нашего времени, поднимает его до положения поэта, окрыляющего мечты нового человечества:

Затова — сред нощ безлунна —
тук, зад тоя шумен Дунав,
славим твоите чудесни
песни;
и, пред утрото желано,
тук, в полите на Балкана,
в нас събужда твойто име
образи незабравими!

(Потому — среди безлунной ночи — здесь, за этим шумным Дунаем, славим твои чудесные песни; и пред утром желанным здесь, в полях Балкан, в нас пробуждает твое имя незабываемые образы!)

Любимые образы Пушкина являются любимыми образами и поэта. Его предсказание сбылось не только в отношении тунгуса и калмыка, но и в отношении болгарина, который

в детинство учи твоя стих,
до старост ти се възхищава,
ти нашата славянска слава!

(в детстве учит твой стих, до старости тобой восхищается, — ты, наша славянская слава!)

Постоянная память о Пушкине у всех народов, их живая любовь к нему, неугасимая действенность его слова говорят о том, что он не «только славянин», но и мировой поэт, явление исключительное по силе и мощи поэтического слова.

Крум Пенев в своем стихотворении «Памяти А. С. Пушкина»15 четырехстопными ямбическими стихами при крайней экономности поэтических средств показывает великого поэта как выразителя народных страданий, гнева, народных чаяний. Пушкин поднялся над интересами своего класса и всем своим творчеством служит народу, разжигает его стремление к социальной правде, его протест. Поэт восторгается гражданским подвигом Пушкина:

И ужасен — с ръка смирено
посегна и откъсна лист
и сам с перото вдъхновено
благослови гневът му чист.

(И ужаснувшись, рукою смиренно я оторвал лист и вдохновенным пером благословляю его чистый гнев.)

Совершенно своеобразно выразил свое отношение к Пушкину Лозан Стрелков в стихотворении «Моя песнь».16 Поэта радует рождение песни, но он испытывает трудности в овладении своими мечтами, в том, чтобы закрепить их в слове, в образе. Всё это, быть может, потому, что не найден настоящий путь, тот верный шаг, который ведет к прочным завоеваниям в поэзии. Этот путь ведет к сердцу трудового народа. И потому, когда видишь, как человек труда читает стихи Пушкина, творческий пульс начинает биться сильнее, и поэт преодолевает муки творчества:

А някои път —
              лети трамвая
                       и ме люшка,
насреща ми
              работник

- 441 -

                       млад —
                       чете,
надниквам:
          — стихове от Пушкин —
и в мене
              по-могъщо
                           ти
                           растеш!

(А иногда — летит трамвай и меня качает, напротив рабочий молодой — читает, заглядываю: — стихи Пушкина — и во мне сильнее ты растешь.)

Для Стрелкова Пушкин не только указывает правильный путь в поэзии, но он и воодушевляет, вдохновляет на этот путь, дает ему силы для больших побед.

Очень показательное явление, что культ Пушкина охватывает и молодое поколение, которое в стихотворных опытах высказывает свой восторг и преклонение перед ним. Ученик провинциальной гимназии в местном журнале в стихотворении «Александру Пушкину»17 тоном искреннего восторга говорит о великом «поэте, мечтателе и пророке», гордости братьев-славян, желая ему славы по всей земле. В другом юношеском опыте, озаглавленном «Пушкин»,18 воздается хвала поэту, который поднялся над своим классом, слился с идеалом крестьянства, поднял свой голос человечности и правды и тем стяжал себе всеобщее признание. В данном случае не столь важны поэтические достоинства стихотворений, в которых искренний восторг не искупает бескрылого воображения, поэтических слабостей, тяжелого ритма. Эти стихотворения свидетельствуют, что образ Пушкина глубоко проник в сердца молодежи, что он пробуждает их восторги, толкает воображение на творческие порывы. Эти стихотворения — психологический документ о том, что Пушкин в сознании поколений живет как один из близких, родных поэтов.

2

После победы над фашизмом в 1944 году, с установлением народной власти для русской и советской литературы в Болгарии открывается свободный, ничем не сдерживаемый доступ. В этот период юбилейные пушкинские даты отмечаются восторженными статьями, публичными докладами и пр. В 1949 году чествование 150-летия со дня рождения Пушкина превратилось во всенародный праздник не только великого русского поэта, но и всей советской культуры. В это время о Пушкине молодые поэты написали ряд стихотворений.

Страхил Ралец в стихотворении «А. С. Пушкин»19 в пятистопных хореических стихах, хотя и при известной нестройности композиционного рисунка, глубоко искренне, в несколько приподнятом тоне воспевает поэтический подвиг Пушкина. По его мнению, Пушкин пережил свою эпоху, своими свободолюбивыми произведениями он вдохновлял борцов против тирании в более поздние времена. Особенно высоко поднимает Пушкина его страстная устремленность в будущее, он воодушевляет борцов на подвиг во имя свободы:

Като пламък е светъл стиха ти,
как звън в ясно утро звъни,
като кораб под вихър попътен,
ти ни водиш към бъдните дни.

- 442 -

(Как пламя, светел твой стих, как звон, звенит в ясное утро, как корабль под попутным вихрем, ты ведешь нас к будущим дням.)

Оригинальный образ Пушкина создал другой молодой поэт — Иван Рудников в стихотворении «Пушкину».20 Тоном искреннего восторга, слегка приподнятым пятистопным ямбом, неравным по выразительной мощи, он создает образ Пушкина — борца за свободу. И после смерти своей поэт вдохновляет борцов против гнета. Поэтому и теперь живет мировая слава великого поэта.

Раскрывая этот образ, Рудников говорит, что хотя поэт и рос в эпоху жестокой дворянской диктатуры, он рано впитал народные чаяния, что и определило значение его поэзии в период народного пробуждения:

Свирепствувал терорът във мундир...
Над Пушкин бдяла старата бавачка.
Русия вдигала се най-подир
от сън, към свободата, с първи крачки.

(Свирепствовал террор в мундире... Над Пушкиным бдела старая няня. Россия поднялась в конце концов от сна, к свободе, с первыми шагами.)

И роль Пушкина при этом движении народных сил есть роль пионера, поэта, который своим словом зажег искру свободолюбия, разгоревшуюся в восстании декабристов. Его стихи поражали тиранов, в них отразилась народная сила:

Във нея зашумял сибирски лес,
величествените води на Волга,
избухнал гордо смелият протест
на декабристи — в мрачната каторга.

Мужикът вдигал сбръчкано чело.
Всред глад и голота, от робство люшкан,
видял той слънце — слънцето било
великият, любим, безсмъртен Пушкин.

(В ней зашумел сибирский лес, величественные воды Волги, вспыхнул гордо смелый протест декабристов — в мрачной каторге. Мужик поднял сморщенный лоб. Среди голода и холода в рабстве взлелеянный, видел он солнце — солнце было великий, любимый, бессмертный Пушкин.)

В эпоху победного шествия социализма имя Пушкина пользуется заслуженной славой:

И днес гърми над снежния Елбрус,
без край, на длъж и шир, над цялата
                                                   планета,
в сърцето на Съветския съюз,
гласът на гения, на Пушкин, на
                                                   поета.

(И сегодня гремит над снежным Эльбрусом, без края, и вдаль и вширь, над всей планетой, в сердце Советского Союза, голос гения, Пушкина, поэта.)

В этом юбилейном году и другой молодой поэт Николай Стайков выражает свой восторг перед гением русской поэзии и осмысливает образ Пушкина с точки зрения новых этапов развития Болгарии. Плененный его поэзией, в своем стихотворении «Пушкин»,21 он посвящает ему «благодарственный

- 443 -

стих». Столкнувшись с «тьмой» еще на заре своего творческого пути, Пушкин после этого срывает маску с подлецов, возвеличивает родную природу, первый сливает «поэзию с жизнью народа»:

Ти с гения си пръв разгатна
Русия, нейната любов
и силата й необятна
и щедра като Пугачов.

(Ты первый своим гением разгадал Россию, ее любовь и ее силу необъятную и щедрую, как Пугачев.)

Но Пушкин для Николая Стайкова не только великий национальный поэт. Он является мостом между прошлым и будущим. Присутствие Пушкина наш поэт чувствует и теперь, когда советский человек протягивает руку помощи для построения социализма в Болгарии:

И днес ни лъха все тъй пресен
мъжественият аромат
на твойта звънка, бойна песен
в речта на руския ни брат,
щом той ръка простре в закрила
на скъпата ни свобода.

(И теперь веет так же свежо мужественный аромат твоей звонкой, боевой песни в словах нашего русского брата, когда он протянет руку для защиты нашей дорогой свободы.)

В болгарской литературе засвидетельствована слава многих художников слова, героев культурного и гражданского подвига. Можно указать на стихотворения, посвященные многим русским и советским писателям: Лермонтову, Чернышевскому, Толстому, Горькому, Маяковскому. Пушкин, однако, занимает первое место среди них по неотступному вниманию болгарских поэтов к его личности и судьбе, по обилию написанных о нем стихотворений, по высоте и содержательности созданных образов поэта. В этом отношении он может сравниваться только с гением болгарской поэзии Хр. Ботевым. Это показывает, что Пушкин глубоко проник в сознание болгарина, что он для многих болгарских поэтов превратился в предмет самых живых восторгов, что для них он равен родному поэту. Отношение к Пушкину у народа и поэтов является самым живым и конкретным выражением их отношения к России, русскому народу, Советскому Союзу.

С первых шагов болгарской литературы Пушкин сопутствует всему ее развитию. Замечательно, что в созданных о Пушкине произведениях отразились конкретные тенденции каждого данного исторического момента, мировосприятие авторов, их метод художественного отображения действительности.

Для П. Р. Славейкова, на заре новоболгарской поэзии, когда велась ожесточеннейшая борьба за культурное и политическое самоопределение болгарского народа, когда формировалась болгарская литература, Пушкин прежде всего — брат по оружию, соратник в создании такой литературы самим Славейковым, Пушкин показывает ему пути сближения литературы с жизнью, с народом.

К концу XIX века для народного поэта Ив. Вазова Пушкин имел другой облик. В момент острой политической борьбы за ориентацию Болгарии на Россию или Западную Европу Ив. Вазов изображает Пушкина не только как учителя в поэзии, но и как славянского, русского поэта, братского

- 444 -

поэта балканских славян, которые гордятся славой его родины. Через созданный образ Пушкина народный поэт Ив. Вазов дает отпор антирусским тенденциям известных политических кругов.

У современных болгарских поэтов, сформировавших свое мировоззрение и художественный метод в конце первой мировой войны до народной победы в Болгарии в 1944 году, Пушкин представляется в другом облике. В борьбе за социализм, которую вела большая часть поэтов в тот период, Пушкин представляется предвестником свободы, осуществленной Октябрьской революцией.

Стихотворения современных болгарских поэтов, посвященные Пушкину, представляют большой интерес. Хотя эти стихотворения и не всегда художественно полноценны, они составляют этап в развитии жанра болгарской оды, особенностями которой являются: сознательная отвлеченность образа и эзоповский язык, что связано с условиями исторической обстановки в Болгарии в 1930-х годах.

————

Сноски

Сноски к стр. 433

1 П. Славейков. Пушкин в България. Събрани съчинения, т. VI, кн. 2, изд. «Българска литература», София, 1923, стр. 186.

2 Ив. Вазов, Събрани съчинения, т. II, изд. «Български писател», София, 1955, стр. 389; т. III, 1955, стр. 50—51.

Сноски к стр. 434

3 Георги Динишев Наков. Моята дружба с Христо. «Спомени за Христо Смирненски». Сборник. Под редакцията на Г. Караславов, Хр. Радевски, Л. Стоянов, Т. Боров, Н. Измирлиева, Ст. Божков, изд. «Български писател», София, 1955, стр. 96.

4 Тома Янев. Христо беше нещо повече от нас. Сб. «Спомени за Христо Смирненски», стр. 80.

5 Б. Вапцарова. Спомени за Вапцаров. Изд. «Български писател», София, 1951, стр. 182.

6 Там же, стр. 179.

Сноски к стр. 435

7 Трудин. Пушкин и бъдещето. «А. С. Пушкин. 100 годины от смъртта му», брой единствен, 1937, 20 февруари, стр. 7.

8 Л. Стоянов. Представител на человечеството. Там же, стр. 2.

9 Д. И. Полянов. Железни стихове. Изд. на Общо работническо кооперативно дружество «Освобождение», София, ‹1921›, стр. 64—67.

Сноски к стр. 436

10 Никола ЙонковВапцаров›. Пушкин. «Нова камбана», 1937, № 246, 27 февруари; Никола Вапцаров. Избрани стихотворения. Изд. 5-е, изд. «Български писател» София, 1952, стр. 61—63.

Сноски к стр. 437

11 Мария Грубешлиева. На Пушкин. «А. С. Пушкин. 100 годины от смъртта му», 1937, 20 февруари, стр. 3.

Сноски к стр. 438

12 Младен Исаев. Пушкин. «А. С. Пушкин. 100 годины от смъртта му», 1937, 20 февруари, стр. 6.

Сноски к стр. 439

13 Пантелей Матеев. Пушкин. «А. С. Пушкин. 100 годины от смъртта му», 1937, 20 февруари, стр. 5.

14 Ангел Тодоров. На Пушкин. «А. С. Пушкин. 100 годины от смъртта му», 1937, 20 февруари, стр. 10.

Сноски к стр. 440

15 «А. С. Пушкин. 100 годины от смъртта му», 1937, 20 февруари, стр. 12.

16 Лозан Стрелков. Моя песен. Там же, стр. 11.

Сноски к стр. 441

17 Газета «Тунджа» (г. Ямбол), 1937, № 6.

18 Газета «Подем» (г. Ямбол), 1937, № 14.

19 Газета «Стожер», 1947, № 11.

Сноски к стр. 442

20 «Литературен фронт», 1949, № 40, 4 юни.

21 «Труд», 1949, № 225, стр. 4.