165

«КАМЕННЫЙ ГОСТЬ» — трагедия П., закончена им в Болдине 4 ноября 1830 г. Когда П. начал работать над этой вещью, установить трудно. Вряд ли «К. г.» целиком был написан в Болдине, так как иначе следовало бы допустить невероятную быстроту в работе П.: 26 октября закончен «Моцарт и Сальери», а 31 окт. и 1 нояб. П. писал «Историю села Горюхина». Следы этого замысла находятся в бумагах П. значительно раньше. В списке произведений на обороте автографа «Под небом голубым» (июль 1826 г.) значится «Д. Жуан». В альбом пианистки Шимановской П. вписал в Петербурге 1 марта 1828 три стиха из второй сцены («Из наслаждений жизни» и т. д.). Таким образом, можно предполагать, что П. привез с собой в Болдино какие-то наброски и план произведения и здесь только придал ему более или менее окончательный вид. Впрочем, сохранившаяся рукопись в некоторых местах имеет характер не окончательно обработанной. К ней П. возвращался и позднее. Вероятно, летом 1831 г. он написал слова Дон Гуана из IV сцены: «He правда ли, он был описан вам» и т. д., и вставил их в соответствующее место, изменив старую редакцию. В это лето в Царском Селе он давал Жуковскому для прочтения свои маленькие трагедии, и тот писал ему в июле: «Чума едва ли не лучше Каменного Гостя». Эта трагедия при жизии П. не была напечатана. Впервые она появилась в

166 1839 г., причем в текст ее издателями были внесены произвольные изменения. Сюжет «К. Г.» заимствован из средневековой испанской легенды о разратном дворянине Дон Хуане (более известном во франц. произношении: Дон Жуан), которого покарала статуя убитого им командора. Сюжет этот подвергся литературной обработке в драме Тирсо-де-Молина «Севильский обманщик, или Каменный гость» (1630 г.). Пьеса эта послужила предметом многочисленных подражаний в Италии и во Франции. П., помимо общего знакомства с легендой, несомненно знал два драмат. произведения на эту тему: комедию Мольера «Дон Жуан, или Каменный пир» (1665) и оперу Моцарта на слова Дапонте «Дон Жуан» (1787). Из оперы П. взял эпиграф; оттуда же им взяты имена Лепорелло и донны Анны; впрочем, сходства между пьесой П. и оперой Моцарта нет никакого. П. разработал свое произведение совершенно самостоятельно.