77
ВЕЧНЫЙ ЖИД — легендарный образ еврея, наказанного мучительным бессмертием и вековечным скитанием за то, что он оскорбил Христа. В наиболее распространенном варианте легенды это иерусалимский сапожник Агасфер, ударивший Христа, шедшего на казнь. Ответом на удар были слова: «Ты будешь ждать моего возвращения», после чего несчастный бродит без конца по свету, пугая то там, то здесь людей своим появлением и ожидая освободительного пришествия Мессии. Легенда, зародившаяся, быть может, в еврейской письменности, оформилась в европейском фольклоре около XIV века. Фигура В. Ж., упоминаемая среди других «таинственных» литературных образов в «Онегине» (гл. III, 12), послужила основой для множества художественных произведений до и после П. Роман Евгения Сю «В. Ж.» появился уже после смерти П., равно как поэма Жуковского. П., конечно, знал распространенную легенду и вне ее литературной обработки, знал и страницу о В. Ж. в «Мельмоте Скитальце» Матюрина, герой которого назван в «Онегине» рядом с В. Ж., знал и образ В. Ж. по «Чайльд Гарольду» Байрона. Ко времени П. историю В. Ж. имели сюжетом Гете (фрагмент 1774 г.), «лирическая рапсодия» Хр. Шубарта (1783), стихотворение А. В. Шлегеля: у французов под заглавием «В. Ж.» была драма L. Ch. Caignez (1812). В библиотеке П. была поэма Эдгара Кине «Ahasverus» в изд. 1834 г.