Данилевский Р. Ю. Вейсс // Пушкин: Исследования и материалы / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — СПб.: Наука, 2004.

Т. XVIII/XIX: Пушкин и мировая литература. Материалы к «Пушкинской энциклопедии». — С. 74—75.

74

ВЕЙСС (Weiss) Франсуа-Родольф де (1751—1802), швейц. философ, гос. и воен. деятель; уроженец франкоязычного кантона Во. Умеренный демократ, сторонник нек-рых идей Ж.-Ж. Руссо, В. с энтузиазмом встретил начало Великой фр. революции и возглавил в Швейцарии «фр. партию», но не принял якобинского террора и во время фр. вторжения в Швейцарию (1797) занял патриотическую позицию. Единственное его знаменитое соч. — «Принципы философии, политики и морали» («Principes philosophiques, politiques et moraux», 1780, 2 t.) — представляет собой собр. эссе, посвященных разл. нравственным и обществ. проблемам («О добродетели», «Об истине», «О зависти», «О женщинах»), подчас политически актуальным («О свободе», «О религии», «Гражданин» и др.). Трактат написан живо, отличается увлекательной логичностью, афористическим слогом и проникнут характерными для швейц. республиканизма гражд. идеями, но также и критич. скептицизмом по отношению к европ. об-ву.

75

В эпоху реформ Александра I и М. М. Сперанского книга В., в к-рой морализм сочетался со смелой полит. и религ. мыслью, приобрела известность в России. Существует два ее рус. (неполн.) пер. (СПб., 1807, пер. А. С. Струговщиков; М., 1837, пер. Г. Реслер) и много журн. публикаций отд. глав. Она долго привлекала внимание мн. рус. писателей (В. Ф. Одоевский, А. А. Бестужев, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой). Хорошо был известен трактат В. лицеистам первого выпуска. В рукописном «Словаре» В. К. Кюхельбекера — 115 выписок из В., тогда как из Руссо — 46; из Ф. Шиллера — 26. В. был также чтением участников декабристского движения.

В черн. вар. ст-ния «19 октября» (1825) П. упоминает «наш словарь», имея, очевидно, в виду «Словарь» Кюхельбекера (Акад. II, 971), и нек-рые подробности в его творческом наследии можно соотнести с мыслями В., хотя имя швейцарца у П. ни разу не названо. Среди «Материалов к „Отрывкам из писем, мыслям и замечаниям”» (1827) имеется фрагмент («Браните мужчин вообще, разбирайте все их пороки, ни один не подумает заступиться. Но дотроньтесь сатирически до прекрасного пола — все женщины восстанут на вас единодушно — они составляют один народ, одну секту». — Акад. XI, 60), представляющий собой свободно изложенную цитату из гл. «О женщинах». Взятый без заключающего в оригинале эту мысль афоризма («львы живут порознь, а овцы стадами»), фрагмент кардинально меняет свой смысл; но само его присутствие в тексте П. дает веское основание полагать, что, несмотря на это различие мнений, указанная глава так или иначе присутствовала в размышлениях русского поэта о положении женщин в обществе, их интеллектуальных достоинствах и психологии. Непосредственно к тексту «Принципов» В. или к «Словарю» Кюхельбекера могли восходить темы споров Онегина и Ленского («Евгений Онегин», гл. II, 16), в частности «добро и зло» (о социальном зле есть выписка из В. в «Словаре»), «предрассудки вековые» (в трактате В. есть очерк «О предрассудках»), «гроба тайны роковые» (ср. очерк В. «Склеп»); разговор пушк. героев о «страстях» (гл. II, 17) можно связать с одноименным очерком В., где говорилось о разной моральной оценке страстей, об «энтузиазме» сильной души, к-рая прокладывает себе новые пути. С В. могли быть связаны нек-рые сентенции в «Евгении Онегине», напр.: «Кто жил и мыслил, тот не может В душе не презирать людей» (гл. I, 46. 1—2; ср.: «Жизнь большей части людей есть беспрерывный обман» — в кн.: Основание, или Существенные правила философии, политики и нравственности / Творение полковника Вейсса... СПб., 1807. Ч. 1. С. 221), а также отд. заметки П. (о зависти, о существовании Бога, о стабильности общества — Акад. XII, 179, 195, 196). В нач. гл. III «Евгения Онегина» слова Ленского: «Я модный свет ваш ненавижу; Милее мне домашний круг» (строфа 2. 3—4) — отражают, возможно, выписку «Картины многих семейств большого света», сделанную Кюхельбекером из В. Пушк. и лицейское понимание светской «толпы» и «черни» могло иметь свои корни там же или в др. статье «Словаря», взятой из В., — «Аристократия». Не исключено, однако, что суждения швейц. философа сливались у П. с близкими им по духу высказываниями Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Монтескье и их предшественников М. Монтеня, Б. Паскаля.

Лит.: Семевский В. И. Политические и общественные идеи декабристов. СПб., 1909. С. 223, 226—229; Сакулин П. Н. Из истории рус. идеализма: Кн. В. Ф. Одоевский, мыслитель — писатель. М., 1913. Т. 1. Ч. 1. С. 232—234; Тынянов Ю. Н. Пушкин и Кюхельбекер // ЛН. Т. 16/18. С. 332—337 (То же // Тынянов. С. 247—253, 278—282, 285, 292); Алексеев М. П. Пушкин и проблема «вечного мира» // РЛ. 1958. № 3. С. 27 (То же // Алексеев. П. Сравн.-ист. исслед. С. 191—192); Купреянова Е. Н. Эстетика Л. Н. Толстого. М.; Л., 1966. С. 46—63; Данилевский Р. Ю. Россия и Швейцария: Лит. связи XVIII—XIX вв. Л., 1984. С. 115—116; Вацуро В. Э. Цитата из Вейсса у Пушкина // Театр и литература: Сб. ст. к 95-летию А. А. Гозенпуда. СПб., 2003. С. 619—627.

Р. Ю. Данилевский