Зыков Д. П. Письмо к сочинителю критики на поэму "Руслан и Людмила" // Пушкин в прижизненной критике, 1820—1827 / Пушкинская комиссия Российской академии наук; Государственный пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге. — СПб: Государственный пушкинский театральный центр, 1996. — С. 80—81.

http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/vpk/vpk-080-.htm

- 80 -

Д. П. ЗЫКОВ

Письмо к сочинителю критики
на поэму «Руслан и Людмила»

Вы разбирали одно из лучших произведений литературы сего года; позвольте вас попросить объяснить некоторые места, о которых вы ничего не говорите. Я уверен, что вы возьмете на себя труд отвечать на мои вопросы. Начнем с первой песни. Commençons par le commencement*.

Зачем Финн дожидался Руслана? Зачем он рассказывает Руслану свою историю, и как может Руслан в таком несчастном положении с жадностию внимать рассказы (или, по-русски, рассказам) старца?

Зачем Руслан присвистывает, отправляясь в путь; показывает ли это огорченного человека? Зачем Фарлаф с своею трусостью поехал искать Людмилы? Иные скажут: затем, чтобы упасть в грязный ров — et puis on en rit et cela fait toujours plaisir**.

Справедливо ли сравнение (стр. 43), которое вы так хвалите?1 Случалось ли вам это видеть?

Зачем маленький карло с большою бородою (что, между прочим, совсем не забавно) приходил к Людмиле? Как Людмиле пришла в голову странная мысль схватить с колдуна шапку (впрочем, в испуге чего не наделаешь?),

- 81 -

и как колдун позволил ей это сделать? Каким образом Руслан бросил Рогдая, как ребенка, в воду, когда

Они схватились на конях;
...........................................

Их члены злобой съединенны;

Объяты молча, костенеют, и проч.

Не знаю, как Орловский нарисовал бы это. Зачем Руслан говорит, увидевши поле битвы (которое совершенный hors d’oeuvre*), зачем говорит он:

О поле, поле! кто тебя

Усеял мертвыми костями?

.............................................

.............................................

Зачем же, поле, смолкло ты

И поросло травой забвенья...

Времен от вечной темноты,

Быть может, нет и мне спасенья! и пр.

Так ли говорили русские богатыри? и похож ли Руслан, говорящий о траве забвенья и вечной темноте времен, на Руслана, который чрез минуту после восклицает с важностью сердитой:

— «Молчи, пустая голова
...........................................

Хоть лоб широк, да мозгу мало!

Я еду, еду, не свищу,

А как наеду, не спущу!»

...... Знай наших! и пр.

Зачем Черномор, доставши чудесный меч, положил его на поле, под головою брата; не лучше ли бы было взять его домой? — Зачем будить 12 спящих дев и поселять их в какую-то степь, куда, не знаю как, заехал Ратмир?2 Долго ли он пробыл там? Куда поехал? Зачем сделался рыбаком? Кто такая его новая подруга? Вероятно ли, что Руслан победил Черномора и, пришед в отчаяние, не находя Людмилы, махал до тех пор мечом, что сшиб шапку с лежащей на земле супруги? Зачем карло не вылез из котомки убитого Руслана? Что предвещает сон Руслана? Зачем это множество точек после стихов:

Шатры белеют на холмах?
...........................................

Зачем, разбирая «Руслана и Людмилу», говорить об «Илиаде» и «Энеиде»? Что есть общего между ними? Как писать (и, кажется, серьезно), что речи Владимира, Руслана, Финна и проч. нейдут в сравнение с Гомеровыми? Вот вещи, которых я не понимаю и которых многие другие также не понимают. Если вы нам объясните их, то мы скажем: «Cujusvis hominis est errare: nullius, nisi insipientis in errore perseverare» (Philippic. XII. 2)** 3.

Сноски

Сноски к стр. 80

* Начнем сначала (фр.). — Ред.

** и, кроме того, это смешно, что всегда доставляет удовольствие (фр.). — Ред.

Сноски к стр. 81

* вставной эпизод (фр.). — Ред.

** Каждому человеку свойственно заблуждаться, упорствовать в заблуждениях свойственно только глупцу (Филиппики. XII. 2). (лат.). — Ред.