482

БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ СПРАВКИ

Ниже даются краткие сведения об авторах и справки о публикациях статей, вошедших в настоящий сборник. (Пушкинские цитаты в них сохраняются в той редакции, в которой они даны авторами статей).

В. С. СОЛОВЬЕВ

Соловьев Владимир Сергеевич (1853 — 1900), философ, поэт, публицист; предпринял наиболее значительную в истории русской мысли попытку систематически объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкий классический идеализм и положительную науку. Его главная философская интуиция — прекрасный прообраз мира, отразившийся в учении о Софии, и чувство высокого предназначения человека и человечества, призванного в «богочеловеческом процессе» достичь индивидуального совершенствования и совокупного спасения. Гарантом возможной мировой гармонии служит, по Соловьеву, утвержденное в Боге «всеединство» мира как органической совокупности бытия, для каждого элемента которого находится место в гармоническом сочетании с другими элементами, что олицетворяется в идеальной душе мира — Софии. Для России он желал — и на это работал сам — христианского просвещения в соединении с европейским образованием. Он не примыкал, особенно в годы зрелости, ни к одному из спорящих лагерей — славянофилов и западников, а, точнее, объединял в органическое единство каждую из правд этих партий: христианские заветы в самобытном национальном обличии и связь с общей семьей европейских народов, поднявшейся на родственной вероисповедной закваске. Как христианский гуманист Соловьев — прямой наследник идей Пушкина о путях России, так же, как его общественных взглядов: христианского обоснования идеалов свободы, культуры и сочувственного согласия между народами.

Судьба Пушкина. Печатается по: Соловьев В. С. Собр. соч.: В 10 т. Спб., 1913. Т. 9. С. 33—60. Впервые: Вестн. Европы. 1897. № 9.

Значение поэзии в стихотворениях Пушкина. Печатается по: Соловьев В. С. Собр. соч.: В 10 т. Спб., 1913. Т. 9. С. 294—347. Впервые: Вестн. Европы. 1899. № 10.

483

Д. С. МЕРЕЖКОВСКИЙ

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866—1943), философ, публицист, поэт, один из инициаторов «русского ренессанса», теоретик «нового религиозного сознания», пропагандист идей символизма. В исследовании «Жизнь и творчество Л. Толстого и Достоевского» (1901—1903), выражая тревогу за «антихристов» ход истории, Мережковский возлагает свои надежды на духовный подвиг грядущего наследника Пушкина, который синтезировал бы открытия Толстого как «тайновидца плоти» с проникновением Достоевского в опасные тайны человеческого духа и сказал по-новому слово спасающей истины.

Пушкин. Печатается по: Мережковский Д. С. Полн. собр. соч. М., 1914. Т. 18. «Вечные спутники». С. 89—171. Впервые: Философские течения в русской поэзии / Под ред. П. Перцова. Спб., 1896.

В. В. РОЗАНОВ

Розанов Василий Васильевич (1856—1919) — философ, публицист, эссеист. С вероисповедной стороны мировоззрение Розанова может быть охарактеризовано как симбиоз языческих и ветхозаветных представлений, непримиримых с самоограничивающей и аскетической тенденцией в христианстве. Как мыслитель Розанов ближе всего к философии жизни — рода и быта, ценящий православие с этой, укладообразующей стороны. Литературные, политические и общественные взгляды Розанова, за исключением его всегдашнего неприятия социального радикализма, не отличались постоянством и изливались в каждый данный момент по-разному, но каждый раз с замечательной, захватывающей непосредственностью, выявляя в авторе несравненный талант.

В данный сборник из любезно предложенных В. Г. Сукачом статей отобраны, на наш взгляд, наиболее основательные и неподверженные «оргиастическим» настроениям.

А. С. Пушкин. Печатается по: Новое время. 1899. № 8348. С. 2—3 (первая публикация).

О Пушкинской Академии. Печатается по: Розанов В. В. Среди художников. Спб., 1913. С. 11—22 (последняя прижизненная публикация). Впервые: Лит. прилож. к «Торгово-промышленной газете». 1899. № 9. С. 3—4.

Кое-что новое о Пушкине. Печатается по: Новое время. 1900. № 8763 (ранее не перепечатывалось).

484

Пушкин и Лермонтов. Печатается по: Новое время. 1914. № 13857. С. 5—6 (ранее не перепечатывалось).

Л. ШЕСТОВ

Шестов Лев (Лев Исаакович Шварцман; 1866—1938), философ и эссеист, один из основоположников (наряду с Н. А. Бердяевым) философского экзистенциализма, на первом этапе принявшим у него ницшеанские черты, на втором — ветхозаветные. Сквозная идея мыслителя — борьба с диктатом разума и «очевидными истинами», а также упор на безысходный трагизм человеческого существования. Увлечение Шестовым Ницше превратило его в уникального подражателя и популяризатора немецкого философа и отозвалось в шестовском слоге: российский мыслитель выступил в новом жанре — философского фельетона, подчас острого и легко читаемого.

Помещенная в сборнике статья «А. С. Пушкин» написана Шестовым на раннем этапе жизненных поисков (он писал ее весной 1899 года, к столетнему юбилею поэта) — когда философ еще не определил свой экзистенциалистский негативизм и провокативный интеллектуальный стиль.

А. С. Пушкин. Печатается по: Шестов Л. Умозрение и откровение. Париж, 1964. С. 331—343. Впервые: Воздушные пути. Нью-Йорк, 1960 (Рукопись неизданной статьи была найдена в бумагах Шестова после его смерти).

М. О. ГЕРШЕНЗОН

Гершензон Михаил Осипович (1869—1925) — литератор, историк общественной мысли и культуры, эссеист, публикатор архивных материалов, переводчик, один из организаторов сборника «Вехи» (1909), от позиций которых он отошел после революции. В философствовании Гершензона заметен акцент на иррациональном начале, отпечаток «анархического утопизма» (по характеристике Вяч. Иванова) и определенная склонность к эффектным парадоксам.

Из довольно обширной пушкинианы Гершензона (Мудрость Пушкина. М., 1919; Гольфстрем. М., 1922; Статьи о Пушкине. М., 1926 и др.) нами выбрана статья «Мудрость Пушкина» как наиболее программная для автора.

Мудрость Пушкина. Печатается по: Гершензон М. О. Мудрость Пушкина. М., 1919. С. 7—49. Впервые: Мысль и слово. М., 1917.

485

В. И. ИВАНОВ

Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949), поэт, философ, ведущий теоретик символизма, переводчик. Развивал идеи В. С. Соловьева о теургическом искусстве и преображающей силе красоты; под определенным влиянием Р. Вагнера и Ф. Ницше — автора сочинения «Рождение трагедии из духа музыки» разработал замысел о всенародном «театре мистерий» как воплощения вселенской соборности.

Роман в стихах. Печатается по: Иванов В. И. Собр. соч. Брюссель, 1987. Т. 4. С. 324—329. Впервые: Совр. записки. Париж, 1937. Т. 63.

Два маяка. Печатается по: Иванов В. И. Указ. соч. Т. 4. С. 330—342. Впервые: Совр. записки. Париж, 1937. Т. 63.

К проблемам звукообраза у Пушкина. Печатается по: Иванов В. И. Указ. соч. Т. 4. С. 343—349. Впервые: Моск. пушкинист / Под ред. М. А. Цявловского. М., 1930.

С. Н. БУЛГАКОВ

Булгаков Сергей Николаевич (1871—1944), философ, православный богослов, публицист и общественный деятель. В составе известной четверки «легальных марксистов» (вместе с Н. Бердяевым, П. Струве, С. Франком) — Булгаков проделал путь «от марксизма к идеализму» (участвовал в сборнике «Вехи», 1909), а затем — к христианству (в 1918 году принял сан священника). Булгаков — последователь учения В. Соловьева о красоте и софиологии, которое стало базой для его философии искусства и культуры. В начале 1923 года выслан за границу, где развернулась его обширная философская, богословская и церковная деятельность.

В ниже упоминаемом сборнике «Тихие думы», а также в статье «Две встречи» (Автобиографические заметки. Париж. 1946. С. 103—113) Булгаков касается еще одной пушкинской темы — его гениального прозрения в стихотворении «Рыцарь бедный» того эротического духа двусмысленности, того «мистического обмирщения» божественного, за счет которого, по мысли Булгакова, во многом и жило Возрождение.

Жребий Пушкина. Печатается по: Лик Пушкина: Речи, читанные на торжест. заседании Богосл. ин-та в Париже. 2-е изд. Париж, 1977. С. 3—29. Первое изд.: Париж, 1938 (см. прилож.).

Моцарт и Сальери. Печатается по: Булгаков С. Н. Тихие думы. М., 1918. С. 63—70. Впервые: Рус. мысль. 1915. № 5.

486

А. В. КАРТАШЕВ

Карташев Антон Владимирович (1875—1960), церковный деятель и историк, богослов. С 1919— за границей; профессор Богословского института в Париже (1925—1960).

Лик Пушкина. Печатается по: Лик Пушкина: Речи, читанные на торжест. заседании Богосл. ин-та в Париже. 2-е изд. Париж, 1977. С. 31—38. Первое издание: Париж, 1938.

В. Н. ИЛЬИН

Ильин Владимир Николаевич (1891 — ?), философ, агиограф, музыковед. С 1919 преподавал богословие в Берлине, потом — в Париже.

Аполлон и Дионис в творчестве Пушкина. Печатается по: Лик Пушкина: Речи, читанные на торжественном заседании Богосл. ин-та в Париже. 2-е изд. Париж, 1977. С. 39—43. Первое издание: Париж, 1938.

П. Б. СТРУВЕ

Струве Петр Бернгардович (1870—1944), экономист, философ, публицист и общественный деятель; литературный критик. В начале своего пути Струве — один из активных приверженцев марксизма, он автор Манифеста I съезда РСДРП, переводчик 1 тома «Капитала» Маркса, но с начала 1900-х годов проделывает путь к идеализму и христианству (см. примеч. к С. Булгакову). Струве — один из лидеров кадетской партии, издатель «Русской мысли». С 1922 — за границей. В своей философии он обосновывал пути возвращения к этическим основам жизни и политики.

Дух и слово Пушкина. Печатается по: Струве П. Б. Дух и слово: Ст. о рус. и западноевроп. лит. Париж, 1981. Впервые: Там же.

И. А. ИЛЬИН

Ильин Иван Александрович (1883—1954), философ, историк философии (религиозный интерпретатор Гегеля), культуролог. В 1922 году выслан за границу; редактор-издатель «Русского колокола» — «журнала волевой идеи» (Берлин, 1927—1930).

Пророческое призвание Пушкина. Печатается по: Ильин И. А. Пророческое призвание Пушкина: Торжест. речь, произнесенная

487

в Риге 27 янв. /9 февр. 1937 года. По поручению Пушкин. ком. издано Рус. акад. о-вом в Риге. Рига, 1937.

Г. П.ФЕДОТОВ

Федотов Георгий Петрович (1886—1951), историк-медиевист, культуролог, публицист, в центре размышлений которого судьба России. Федотов принадлежит к направлению христианского гуманизма, идущего в философии от В. Соловьева. С 1925 г. в эмиграции; преподаватель Богословского института в Париже (1926—1940), с 1946 г. — в Святовладимирской семинарии в США.

Певец империи и свободы. Печатается по: Федотов Г. П. Новый град. Нью-Йорк, 1952. С. 243—268. Впервые: Совр. записки. Париж, 1937. Т. 63.

О гуманизме Пушкина. Печатается по: Федотов Г. П. Новый град. Нью-Йорк, 1952. С. 268—273. Впервые: Новое Русское Слово. Нью-Йорк. 1949, 8 мая.

С. Л. ФРАНК

Франк Семен Людвигович (1877—1950), философ, социально-этический мыслитель, близкий В. Соловьеву. Проделал тот же путь, что Булгаков и Струве от марксизма к христианству, участник «Вех». В 1922 выслан за границу; с 1930 по 1937 в Германии читает лекции по русской мысли и литературе.

Религиозность Пушкина. Печатается по: Франк С. Л. Этюды о Пушкине. 3-е изд. Париж, 1987. С. 9—27. Впервые: Путь. [Париж]. 1933. № 40.

Пушкин как политический мыслитель. Печатается по: Франк. Указ. соч. С. 28—57. Впервые: Франк С. Пушкин как политический мыслитель. Белград, 1937 (брошюра).

О задачах познания Пушкина. Печатается по: Франк. Указ. соч. С. 58— 92. Впервые: Белградский Пушкинский сборник. Белград, 1937.

Пушкин об отношениях между Россией и Европой. Печатается по: Франк. Указ. соч. С. 93—107. Впервые: Возрождение. [Париж]. 1949, янв.

Светлая печаль. Печатается по: Франк. Указ. соч. С. 108—127. Впервые: Возрождение. [Париж], 1949, май.