294 [326]

Приложеніе 6-ое.

Пушкинъ въ музыкѣ.

Поэтическая дѣятельность Пушкина не только вдохновляла многихъ композиторовъ, но, по мнѣнію проф. С. Булича, «несомнѣнно Пушкинъ имѣлъ основное общее значеніе для исторіи русскаго національнаго искусства, а въ томъ числѣ и музыки, прежде всего ярко выраженнымъ національнымъ характеромъ своего творчества». Одинъ сводъ лирическихъ пьесъ Пушкина, положенныхъ на музыку, занимаетъ въ цитированной выше статьѣ около четырехъ печатныхъ листовъ («Сборникъ памяти Пушкина», изд. Ист.-фил. фак., Спб. университета, Спб., 1900 г., стр. 67—124). Изъ поэмъ и прозаическихъ произведеній Пушкина почти нѣтъ такихъ, которыя бы не послужили темой для композиторовъ.

«Русланъ и Людмила», еще въ 1824 г., вдохновилъ композитора Шольца, написавшаго музыку къ «волшебно-героическому балету» (Огюста и Дидло); въ 1838—1842 г.г. надъ той же темой работалъ М. И. Глинка.

«Кавказскій Плѣнникъ» въ томъ же 1824 г., но раньше «Руслана», попалъ на сцену петербургскаго театра (музыка К. А. Кавоса, сценарій Дидло). Позднѣе появились сцены изъ поэмы А. А. Алябьева (1859 г.) и «Кавк. Плѣн.», опера въ 3-хъ дѣйствіяхъ, Ц. А. Кюи.

«Бахчисарайскій Фонтанъ». Музыка Кавоса, текстъ А. Шаховскаго, съ сохраненіемъ многихъ стиховъ Пушкина. На ту же тему опера А. Федорова, исполнявшаяся въ Екатеринославѣ въ 1895 г.

«Полтава» послужила источникомъ вдохновенія для композиторовъ: Фитингофа-Шеля (1858 г.), П. П. Сокальскаго («Мазепа» — 1859 г.), Даргомыжскаго (отрывки) и Чайковскаго («Мазепа» — 1883 г.). На тотъ же сюжетъ начинали писать также Сѣровъ и Давыдовъ.

«Графъ Нулинъ» — комическая опера «по Пушкину» А. Лишина (1876).

«Домикъ въ Коломнѣ» — музыка Н. Ѳ. Соловьева (1899—1900).

«Цыганы» — опера того же названія («Цыгане») Кашперова (не издана), Г. Лишина (отрывки) и С. Рахманинова «Алеко» (1892).

«Русалка» вдохновила Даргомыжскаго, проработавшаго надъ оперой съ 1843—1855 г.г.

«Каменный Гость» — Даргомыжскаго, написанъ съ сохраненіемъ полнаго пушкинскаго текста.

«Борисъ Годуновъ» послужилъ сюжетомъ для оперы М. П. Мусоргскаго (1872).

«Евгеній Онѣгинъ», лирическія сцены Чайковскаго (1878).

«Моцартъ и Сальери» — Н. А. Римскаго-Корсакова (1897).

«Пикова Дама» появилась во французскомъ театрѣ въ 1850 г. (музыка Галеви, либретто Скриба); позднѣе къ тому же сюжету вернулся Чайковскій (1889 г.).

«Барышня-крестьянка» — опера Ларіонова, исполнявшаяся въ С.-Петербургѣ, во время пушкинскихъ торжествъ (1899 г.).

295 [327]

«Дубровскій» — опера Э. Направника (1894 г.).

«Капит. Дочка» — опера В. И. Ребикова.

На сюжетъ пушкинскихъ сказокъ написанъ фантастическій балетъ «Le poisson doré», музыка Минкуса. Отрывки изъ сказки «О Царѣ Салтанѣ» даны Н. Римскимъ-Корсаковымъ. Имъ же написана опера «О Золотомъ Пѣтушкѣ».

Подробнѣе, См. въ цит. выше работѣ С. Булича: «Пушкинъ и русская музыка». Кромѣ того, См. Н. Д. Кашкинъ, проф., «Значеніе поэзіи П—а въ р. музыкѣ». Сборникъ журнала «Жизнь», Спб., 1899 г. М. Ивановъ: «П. въ музыкѣ», Спб. 1899 г. В. Коргановъ: «А. С. П. въ музыкѣ», Тифлисъ, 1899. Л. Турыгина: «А. С. Пушкинъ въ области музыки», Спб. 1899 г. И. Липаевъ: «А. С. П. и р. музыка», «Р. Муз. Газета», 1899, NN. 21—22. Н. Финдейзенъ: «П. и Глинка», Ibid. А. Степовичъ: «А. С. П. и его музыкальные истолкователи», Сборникъ статей о П. Кіевскаго Педаг. Общ., Кіевъ, 1899 г. Б. И. Срезневскій, проф.: «П. и музыка», «Учен. записки юрьевск. унив.», 1899 г., № 5.

________