1169

МЕТРИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК К СТИХОТВОРЕНИЯМ ПУШКИНА

Стихосложение Пушкина до сих пор изучено чрезвычайно слабо. Более или менее полно обследована только одна часть просодии Пушкина (главным образом в трудах Б. В. Томашевского), а именно — четырех- и пятистопный ямб. Все остальное представляет почти необработанное поле.

Выпущенный издательством «Academia» «Метрический справочник», составленный Н. В. Лапшиной, И. К. Романовичем и Б. И. Ярхо, ставит себе целью: а) дать общую характеристику пушкинского стихосложения; б) указать пропорциональные взаимоотношения между различными формами в творчестве поэта, исходя из того положения, что характер комплекса определяется не столько составом, сколько пропорциями; в) наметить основные линии эволюции метрических форм во время творческой жизни поэта.

Книжка должна явиться исходным пунктом для более детального и обширного изучения пушкинской метрики.

Но главною задачей авторов было создание исходного пункта для сравнительного изучения русской метрики вообще.

Только тогда, когда за этой работой последуют аналогичные исследования стихосложения других поэтов, можно будет составить себе представление об эволюции русского стиха.

В основу положено издание «Красной нивы» (1930) как наиболее полное. После исключения сомнительных произведений и совершенно разрушенных фрагментов получился материал в 39 589 стихов.

Эти стихи обследованы с разных точек зрения, в результате чего дается обзор: стихотворных систем, размеров, клаузул (каталектика), строф и метрической композиции стихотворений.

Несмотря на это, авторы не решились озаглавить книжку «Краткая метрика Пушкина» или «Обзор пушкинского стихосложения», а ограничились более скромным заголовком: «Метрический справочник».

Они считают, что для «метрики Пушкина» в книге многого недостает: а) нет эвфоники (учение о созвучиях), построение коей невозможно без словаря рифм; б) о просодии даны лишь самые общие сведения, и, в частности, совсем не затронута теория пауз (цезура, перехват и пр.); в) специальная метрика Пушкина должна была бы более подробно останавливаться на каждом отдельном стихотворении. Надо сказать, что последней задачей авторы сознательно пренебрегли, дабы за подробностями не исчезли основные черты. (Полная картотека с метрической паспортизацией каждого отдельного стихотворения давала авторам возможность входить в какие угодно детали; но трудно сказать, не уменьшился ли бы от такого крохоборчества удельный вес работы.)

Книжка делится на две основные части: I. Индексы. II. Статистический обзор.

Индексная часть состоит из: 1) алфавитного индекса, из коего читатель узнает год написания, число стихов, стихотворный размер и строфическую форму каждого стихотворения; 2) списка стихотворений по размерам; 3) строфического индекса (виды строф, в самом широком смысле этого слова, с указанием веса каждой строфы). Нумерированы стихотворения по алфавитному списку, что делает справочник применимым к любому изданию Пушкина.

Статистическая часть делится на: 1) синхронический и 2) диахронический обзор.

В первый входят: вес отдельных систем и размеров, распределение размеров по трем основным видам (поэмы, драмы, мелкие жанры), особая глава о вольных стихах, распределение мужских, женских и пр. клаузул, вес белых стихов, виды чередования рифм (строфа в широком смысле), длина стихотворений, строфическая структура (изострофизм, астрофизм и т. д.), список строф в равнострофических стихотворениях (строфы в узком смысле) и мн. др.

Диахронический обзор исследует эволюцию отдельных форм и сводит эту эволюцию по периодам. Наиболее любопытный результат этой части работы состоит в том, что периоды эволюции стихосложения поразительно совпадают с главнейшими этапами жизни поэта: сильный перелом в 1825 г. резко делит метрическое творчество поэта на две половины; другие два поворотных пункта падают на 1816 (лицейский период) и на 1830 гг.

В особенности последняя дата знаменует почти катастрофический переворот, после коего метрическое мастерство поэта достигает апогея полноты и разносторонности. Любопытно, что вышеуказанные переломы крайне явственно бросаются в глаза и что установление их не требует никаких статистических ухищрений (выравнивания кривых, интерполяций и т. п.).

В приложении даны: 1) основные сведения о ритмике Пушкина и 2) обзор литературы.

1170

Первое из этих приложений содержит главным образом цифровые выборки из наиболее надежных напечатанных исследований (Томашевского, Шенгели и др.); новой здесь является только систематизация пушкинских дольников (тонич. стихов), сделанная И. К. Романовичем.

В обзоре литературы авторы стремились к максимальной краткости и к выделению положительных результатов предыдущих исследований, тщательно избегая всякой полемики и дешевого критиканства, ибо они с благодарностью помнят, что ошибки предшественников были для них столь же поучительны, как и позитивные достижения.

И свою работу они, как сказано, считают только первым шагом при разрешении тех общих и специально пушкиноведческих задач, которые упомянуты в начале этой заметки.

Эта книжка является скорее приглашением всех желающих принять участие в аналогичном обследовании как других сторон творчества Пушкина (стиль, поэтика, композиция), так и метрики других русских поэтов.