1165

ФАКСИМИЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ РУКОПИСЕЙ ПУШКИНА

Мысль о факсимильном воспроизведении всех рукописей Пушкина давно зародилась среди пушкинистов. Еще в 1901 г. А. де Бионкур под ред. А. Л. Бельского издал фототипически рукописи «Русалки» и «Скупого рыцаря». Затем через десять лет кн. Олег Константинович задумал издать факсимильно все рукописи Пушкина. Для осуществления этого издания им были привлечены В. И. Саитов, П. Е. Щеголев и Н. К. Кульман. Предприятие это ограничилось выпуском лишь автографов поэта, хранившихся в то время в Пушкинском музее Александровского лицея.

П. Е. Щеголев долго носился с мыслью продолжать это издание и только при энергичном участии А. В. Луначарского удалось ему положить начало новой серии факсимильных воспроизведений рукописей Пушкина.

В настоящее время печатается в издательстве «Academia» 1-й выпуск издания «Рукописи Пушкина». Этот выпуск заключает в себе воспроизведение в натуральную величину пушкинского альбома без переплета (в 36 листов), хранящегося в Рукописном отделении Библиотеки СССР им. Ленина (№ 2374).

В этот альбом входят писания поэта 1833—1834 гг.: черновые тексты «Медного всадника», «Анджело» и «Родословной моего героя», «Сказки о золотом петушке»,

1166

стихотворений «Французских рифмачей суровый судия», «Он между нами жил», «Сват Иван, как пить мы станем», «В поле чистом серебрится», «Полководец», «Везувий зев открыл», «Чу, пушки грянули», «Царь увидел пред собою»; планы «Капитанской дочки», перевод из Вордсворта, из Одиссеи, заметка о русском дворянстве, расчет листов готовившегося издания собрания произведении и список художественной и критической прозы. На нескольких страницах имеются рисунки Пушкина.

Кроме фототипических снимков, оформленных в виде альбома, в издании даются полные транскрипции всех воспроизводимых текстов, сделанные С. М. Бонди и Т. Г. Зенгер. Альбом и транскрипции будут заключены в особую папку. В отдельный том входят статьи и комментарии, с предисловием ко всему изданию.

Первой статьей является статья «История рукописей Пушкина».

Она состоит из трех глав: I. Творческие рукописи (1815—1837). II. Судьба их (1837—1934). III. Рукописи, разошедшиеся по частным лицам и учреждениям при жизни Пушкина (1811—1934). Первая глава написана Т. Г. Зенгер, вторая и третья М. А. Цявловским.

Затем идет палеографическое описание альбома, сделанное Г. П. Георгиевским и статья С. М. Бонди «История заполнения альбома без переплета» с диаграммами.

Комментарий к писаниям, имеющимся в альбоме, составлен: А. А. Ахматовой, Д. Д. Благим, С. М. Бонди, Н. К. Козминым, Л. Б. Модзалевским, Ю. Г. Оксманом, Б. В. Томашевским, М. А. Цявловским и Д. П. Якубовичем.

Второй выпуск фототипического издания составит альбом в 100 листов (№ 2371), главное место в котором занимают черновики «Полтавы».