979

ПУШКИН И ВЯЗЕМСКИЙ НА РИСУНКЕ ДЕ-КУРТЕЙЛЯ

В Архангельском, бывшей подмосковной известного екатерининского магната Н. Б. Юсупова, хранится рисунок работы Николя Де-Куртейля, изображающий Юсупова, окруженного гостями и принимающего от крестьян поздравления. Сам по себе рисунок не представляет особого интереса: налицо та сладенькая феодальная идиллия, какие до передвижников часто писали наши художники для помещичьих гостиных. Но он интересен тем, что среди гостей Юсупова имеется два персонажа, один из которых — небольшого роста, с курчавыми волосами и бачками — чертами лица довольно близко напоминает Пушкина, а другой — высокий, в очках, похож на Вяземского. Композиционно рисунок построен так, чтобы фигуры Юсупова и обоих этих персонажей оказались в центре.

К какому времени может быть приурочен этот рисунок? Вообще Пушкин знал Н. Б. Юсупова повидимому довольно хорошо. Недаром он сумел по памяти так метко и сходно с оригиналом зарисовать фигуру дряхлеющего вельможи (см. выше, стр. 507). Известно, что Пушкин бывал в Архангельском. Так Бартенев, основываясь на рассказах Соболевского, сообщает о совместной поездке последнего с Пушкиным

980

в Архангельское «ранней весной, верхами», где «просвещенный вельможа екатерининских времен встретил их со всею любезностью гостеприимства» («Русский Архив» 1899, кн. II). Эта поездка могла быть только весной 1827 г., так как весной 1828 г. Пушкин в Москве не жил, а с декабря 1828 по 1833 г. Соболевский был за границей. Известно еще посещение Пушкиным Юсупова 30 декабря 1830 г. (письмо Пушкина к Вяземскому от января 1831 г.).

Настоящий рисунок конечно не передает посещения Пушкиным Архангельского совместно с Соболевским. Персонаж, изображенный рядом с поэтом, напоминает именно Вяземского и не имеет ничего общего с Соболевским. Кроме того перед нами летний пейзаж: улица сухая, деревья в зеленой листве, все одеты в летние костюмы, многие без головных уборов, дети босые и полуголые. Пушкин изображен в обычной одежде, а не в костюме для верховой езды.

Когда же могло состояться посещение Пушкиным Архангельского, послужившее сюжетом для интересующего нас рисунка?

Приведем несколько соображений на этот счет. Известно, что появление в печати пушкинского «Послания к вельможе» принесло ряд неприятностей и огорчений и Пушкину, и Юсупову. В частности Полевой в прибавлениях к «Московскому Телеграфу» поместил сцену «Утро в кабинете знатного барина», обидную и для того, и для другого. Цензор С. Н. Глинка как пропустивший статью, возбуждавшую «по дерзким и явным намекам на известную особу по своим заслугам государству... негодование всех благомыслящих людей», был смещен. Особенно серьезно был расстроен создавшимся положением Пушкин, остро переживавший травлю и сожалевший пострадавшего С. Н. Глинку. Неудивительно, что в это время и в связи с указанными событиями Пушкин мог встречаться с Юсуповым и эти встречи могли состояться в Архангельском.

Нижеследующие соображения позволяют еще точнее установить дату исследуемого нами рисунка. 10 августа 1830 г. Пушкин вместе с Вяземским выезжает из Петербурга в Москву, куда они прибывают 14 августа. Весь остаток августа Пушкин проживает в Москве, в доме Вяземского, по Чернышевскому пер. и успевает съездить с Вяземским в Остафьево. Приехав в Москву, Пушкин нашел умирающим своего дядю Василия Львовича, которого посетил 18 августа и которого хоронил 23 августа. 26 августа Пушкин был на балу у Гончаровой, происходившем в день именин будущей жены поэта Натальи Николаевны. 30 августа Пушкин записывает в Москве стихотворение «Мадонна» в альбоме Юрия Бартенева, а 31 августа уезжает в Болдино. Следовательно его совместная с Вяземским поездка в Архангельское может быть отнесена только к 28 или к 29 августа.

Судя по рисунку, прием Юсуповым крестьян происходил возле церкви. Колокольня, башни ограды и башни больницы, стоявшей около ограды, показаны на рисунке. Дом является одним из зданий усадьбы, которые стояли вдоль дороги от так называемых «святых ворот» к церкви, сзади больницы.

Изображенная на рисунке природа вполне подходит к позднему августу. Среди подношений видим зрелые фрукты. Поздравления от крестьян Юсупов принимал 29 августа в день престольного праздника в Архангельском.

При этом свидании с Юсуповым Пушкин несомненно затрагивал злободневные для него и для Юсупова темы: статью Полевого, всяческие толки о послании, вопрос о смещении Глинки. Отметим, что 2 сентября, т. е. на другой день после отъезда Пушкина в Болдино, Вяземский пишет просительные письма за Глинку к Е. М. Хитрово и Д. Г. Бибикову («Русский Архив» 1899, кн. II). Весьма вероятно, что эти письма как-либо связаны с рассматриваемым нами эпизодом.

Следует думать, что именно об этом посещении Архангельского Пушкин рассказывал позднее Максимовичу. Это воспоминание было вызвано у Пушкина разговором с Максимовичем о «Послании к вельможе» и о статье Полевого («Русский Архив» 1887, кн. III). Этот разговор вряд ли мог иметь место на обеде у С. С. Уварова в сентябре 1832 г. и конечно не мог произойти при встрече Пушкина с Максимовичем в октябре 1829 г., когда «Послание к вельможе» еще не было напечатано.

В заключение остается сказать несколько слов о самом рисунке и его мастере. Рисунок сделан сепией, на бумаге. Размер 41×54 см. Слева внизу подпись художника по-французски: De Courteille.

Николя Де-Куртейль (Nicolas de Courteille) родился во Франции в 1768 г. С 1784 г. учился в Парижской академии художеств у живописца Жюльена, выставлялся в Салоне. В 1802 г. Куртейль бежит в Россию и в 1806 г. принимает русское подданство. В 1811 г. за картину «Амур и Психея» Куртейль получает звание

981

СЦЕНА В АРХАНГЕЛЬСКОМ ИМЕНИИ Н. Б. ЮСУПОВА

СЦЕНА В АРХАНГЕЛЬСКОМ ИМЕНИИ Н. Б. ЮСУПОВА

В фигурах двух людей у крыльца художник повидимому изобразил Пушкина (третий справа) и Вяземского (четвертый справа)

Рисунок Де Куртейля

Музей усадьба Архангельское, Московская область

982

«назначенного» в Академии, а в 1813 г. за картину «Филоклет, оставленный на острове Лемносе» — звание академика живописи. Ко времени 1811—1817 гг. относятся картины Куртейля, находящиеся в Петергофских дворцах, например «Кузница Сестрорецкого завода». С 1817 г. картины Куртейля появляются в Архангельском, а в 1820 г. он приглашается расписывать в Архангельском стены дворца, возобновляемого после пожара. Он пишет плафон для главного зала на тему «Амур и Психея». С тех пор Куртейль остается в Архангельском на постоянное жительство. Одним из поздних произведений Куртейля в Архангельском и является наш рисунок. Проживая в Архангельском, Куртейль занимался обучением живописи детей крепостных, подготовляемых преимущественно для работы на Архангельском фарфоровом заводе. По своим художественным склонностям Куртейль примыкает к Прюдону, его картины сочнее и романтичнее картин Давида.

С. Бессонов